5 человек, которые могут заменить Экклстоуна
Всемогущий диктатор «Формулы-1» не будет править вечно.
После приобретения «Формулы-1» компанией Liberty Media в прессе появилось небывалое количество сообщений о смене управляющего Берни Экклстоуна. Еще недавно казавшаяся нереальной идея об отставке Берни стала обретать реальные очертания (а главное, и причины). Изначально даже можно было подумать, что теперь всем заправлять в «Ф-1» будет Чейз Кери, который был назначен председателем Formula One Group. Однако его новая должность предполагает лишь стратегическое управление, поэтому вопрос о том, кто станет “новым Берни”, по-прежнему остается без ответа.
Нужен ли преемник?
Перед тем, как рассмотреть основных кандидатов на замену Берни, надо вообще понять, зачем торопиться со сменой управляющего? Для лучшего понимания вопроса стоит обратиться к тому, кто же такие Liberty Media. Эта организация принадлежит американскому миллиардеру Джону Маллоуну, который также владеет долями в различных компаниях в спортивной и развлекательной индустрии. Например, ему принадлежит бейсбольный клуб из Атланты. Как вы уже поняли, мы делаем акцент на том, что большее внимание новых владельцев «Формулы-1» сосредоточено именно в США, что никак не может не отразиться на будущей стратегии.
С приходом Liberty Media вполне можно ожидать, что «Ф-1» возьмет не только новый “североамериканский” курс (стоит ожидать новых этапов в США, например, в Лас-Вегасе и Нью-Йорке), но и изменении самого подхода к ведению бизнеса. Сам по себе факт радикальных изменений в структуре доходов, распределению денежных средств и работы с болельщиками может просто не состыковываться с нахождением Берни у руля. Экклстоун – человек старой закалки (не будем забывать про его возраст), крепко держащийся за доходы от продажи телевизионных прав и промоутерских взносов каждого из этапов. Чейз Кери и компания могут иначе представлять себе будущее спорта, полагаясь на диверсификацию доходов, например, от продажи премиального контента с помощью цифровых платформ.
Учитывая все это, не удивимся, если где-то в «Формуле-1» сейчас происходят ожесточенные дискуссию на тему, кому же под силам взять на себя управление чемпионатом.
Так получилось, что внутри ФОМ и всей гоночной серии Берни создал систему, при которой ни одного человека оттуда нельзя назвать сильным преемником. Да, есть профессионалы (примером может послужить Паскуале Латтунеду, который сейчас отвечает за всю операционную составляющую «Ф-1»), но управлять бизнесом как это делает Берни скорее всего не сможет никто.
Поэтому выскажу предположение, что нового исполнительного директора будут искать в автоспортивных кругах, а вот назначение промоутера из других видов спорта кажется маловероятным: «Формула-1» – сложный технический спорт, в котором помимо прочего роль отношений и личностей играли большую роль. Поэтому успешных менеджеров из английской Премьер-лиги не ждите.
Зак Браун
Если вы “загуглите” это имя, скорее всего вы увидите исключительно положительные описания: “гуру маркетинга”, “лучший специалист в области коммерции автоспорте” и другие внушающие отзывы. Пару недель назад Зак сложил с себя полномочия главы компании CSM Sport and Entertainment , и многими это было воспринято как знак – Браун точно собирается в «Формулу-1».
Сомнений в том, что новым местом работы Зака станет действительно «Ф-1», практически нет, но вот станет ли он новым управляющим спорта – еще неизвестно. Скорее всего Браун займет одну из должностей в коммерческом блоке ФОМ, ведь именно его заслугой можно считать привлечение таких глобальных спонсоров, как Johnnie Walker и UBS. Продавать продукт – одно, а управлять им – другое.
Кристиан Хорнер
Руководителя «Ред Булл» давно видят сменщиком Берни, и на то есть свои основания: Хорнер молод, обладает огромным опытом в автоспорте, его команда четыре года подряд становилась лучшей в чемпионате мира. Помимо этого у Кристиана достаточно жесткий характер, который может только помочь в управлении спортом.
Против такого назначения могут выступить разве что другие коллективы «Формулы-1»: все же нельзя исключать риски, что Хорнер в новой должности продолжит играть в пользу своих бывших работодателей, что может создать дисбаланс в пелотоне.
Аналогичные шансы и у другого руководителя команды «Формулы-1» – босса «Мерседеса» Тото Вольффа. По слухам, новые владельцы чемпионата не в восторге от идеи привлекать команды к руководству всей гоночной серией, поэтому это может поставить крест на карьерных амбициях и Вольффа, и Хорнера.
Алехандро Агаг
Казалось бы, что босс «Формулы-Е» комфортно себя чувствует в нынешней роли, однако сможет ли он отказаться от нее, если получит приглашение занять высокий пост в «Формуле-1»? Агаг неоднократно заявлял, что две серии не конкурируют друг с другом, а при выкупе акций “королевских гонок” вообще выразил воодушевление сделкой, назвав ее полезной для обоих чемпионатов (если вы забыли, Liberty Media еще владеет и долей в «Формуле-Е»).
Аргументом “за” Агага может послужить его успешное прошлое в качестве менеджера, в том числе заслуги в команде «Аддакс» в серии GP2, а также то, как быстро он смог создать из «Формулы-Е» интересный продукт (хотя пока далеко не прибыльный) и привлекает новых спонсоров и партнеров. Против его назначения может выступить ФИА (к слову федерация владеет 1% акций «Формулы-1», которые еще доставят хлопот при завершении сделки с LIberty Media) – вряд ли Жан Тодт с радостью отпустит основную движущуюся силу «Формулы-Е», ведь в этом случае столь важный для федерации проект может повторить судьбу A1GP.
Флавио Бриаторе
Безусловно, самая спорная фигура с списке претендентов. Бриаторе – человек крайне противоречивый и обладающий не самой очевидной репутацией. Однако при всех отрицательных моментах, столкновениях со стенами и другими вещами, нельзя отрицать, что Флавио обогатил спорт: именно он раскрыл таких звезд, как Михаэль Шумахер и Фернандо Алонсо, помимо этого являясь менеджером других именитых гонщиков, с его помощью появилась возможность проведения Гран-при Европы в Баку, благодаря своей личности он привлек к спорту новых поклонников. Кто-то может ненавидеть Флавио за его методы работы в «Формуле-1», но одно бесспорно – этой “свой” человек, знающий о серии практически все. Хватит ли смелости у новых владельцев «Ф-1» привлечь Бриаторе к делу?
Мартин Уитмарш
Сразу после совершения первичной сделки (напомню, Liberty Media будет покупать «Формулу-1» в несколько этапов) прессу наводнили слухи о скором возвращении Мартина Уитмарша. И не просто возвращении, а с переходом на место будущего главы “королевских гонок”. После не самого удачного управления командой «Макларен» в период с 2009 по 2013 годы (а вообще Мартин провел в Уокинге гораздо больше лет – до этого он работал в структуре английской компании с 1989 года) Уитмарш покинул команду и неожиданно занялся яхтенным спортом, в котором он возглавил команду Бена Эйнсли. Станет ли это достаточным основанием для Liberty Media? Скорее всего нет.
В связи с появлением в кандидатах Уитмарша многие эксперты начали также выдвигать гипотезы о том, что в скором времени могут вернуться в спорт Лука ди Монтеземоло и Росс Браун. При всем уважении к этим выдающимся персонам, на самом деле есть все основания полагать, что появление их имен в прессе лишь чья-то игра и попытка запутать общественность. Зачем? Например, чтобы доказать, что заменить Берни просто некем.
Коллективный Экклстоун
Одним из возможных вариантов развития событий является не поиск одного конкретного лидера, а создание определенного совета, где все основные бизнес-вопросы будут решаться общими усилиями. Такая “демократия” может навредить спорту, если каждая из заинтересованных сторон будет пытаться решать собственные задачи. Конечно, мы можем увидеть такую систему, при которой отвечать за коммерческую сторону чемпионата будет Зак Браун, за спортивную – скажем, Уитмарш, а отдел маркетинга перейдет к Бриаторе (забавно будет, правда?). Но без железной руки и строгой иерархии чемпионат не сможет эффективно функционировать – невозможно в один момент поменять принципы, на которых держится «Формула-1». Возможно чемпионату нужен еще один дилер поддержанных автомобилей.
Фото: РИА Новости/Алексей Куденко; wikipedia.org/United Autosports ; Global Look Press/Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com, Jan Haas/picture alliance, imago sportfotodienst
-"Технический регламент. Не секрет, что он принимается в интересах одной из команд. По сути, судьба чемпионства решается в момент его подписания."
- техрегламент пишется людьми, слегка оторванными от реальности. в 2009ом Браун нашел дыру, которую кстати нашла и Тойота, и Вильямс - но именно Браун создал лучшую машину - самую сбалансированную, самую надежную и быструю, и за счет идеального старта сезона вытащил Баттона к титулу. В 2010-13 быки опять же нашли не то что бы дыру, а скорее серую зону - причем нормально работать "выдувной диффузор" смог заставить только Ньюи. Не говоря уж о том, что регламент изменился в 2009ом году, а не в 2010ом. Мерсы - Мерсы лучше подготовились, никто не мешал той же Феррари не заниматься херней, а подготовиться столь же тщательно
-"Наличие "клиентских" команд."
- покурите историю гонок. Маленькие команды были, есть и будут всегда - та же "Минарди" до сих пор тепло любима многими, несмотря на то, что барахталась на грани выживания практически все годы своего существования. Про идентичность и "клиентскость" - бвахаха, уж больше 10 лет твердят об идентичности РБР и Торо Россо, и что же? тоже самое про Хаас=Феррари, Форс Индия=МакЛарен и т.д. Нормально сотрудничество, ничего более. Опять же, клиентские шасси в Ф1 были вплоть до 80ых годов, и позорищем их почему-то никто не считал.
-"Существование рента - драйверов. Это вообще позор. Институт рента - драйверов надо отменить, можно проводить отдельный чемпионат мира среди рента-драйверов. Соревноваться должны сильнейшие гонщики, мастерство которых оплачивается по контракту."
- чушь же несете, какую же чушь. Рента-драйверы будут существовать, пока существуют деньги - это просто факт. К тому же откровенных рент в нынешней Ф1 по сути раз и обчелся, да и прокатные конторы в том виде, что они были в той же середине девяностых, давно уже не существуют. Опять же банальный факт - Ники Лауда в свое время купил место в Ф1, взяв в банке кредит
-"Скучная квалификация. Уже много лет квалификации просто невозможно смотреть. Я бы предложил просто, чтобы каждый болид ехал 1 (один!!) быстрый круг по аналогии с квалификацией, скажем, лыжных спринтов. Это внесло элемент непредсказуемости."
- РУКИ. ПРОЧЬ. ОТ КВАЛИФИКАЦИИ!!!! Формат с тремя сегментами - великолепный, ударные квали выдаются регулярно (в Японии блин, шикарнейшая вышла кваль!), почему такая тяга менять то, что работает? Мало было идиотии начала сезона? Кваль с одним быстрым кругом по очереди с небольшими вариациями - это сезоны 2003-2005, и это было КРАЙНЕ уныло, я помню
Ощущение, что гонки вы смотрите от силы несколько лет, в Ф1 много проблем, но совсем не те, что вы описали.
Квала -это на любителя. Лично мне нравится. Минусом я бы назвал общее кол-во комплектов резины. Пусть бы на квалу был свой набор резины, имхо.
Ренты это плохо, согласен. Но откровенно слабых все равно нет.
Остальные, даже те, за кого платят, имеют потенциал - Наср, допустим, потерял всяческую мотивацию, но в первом сезоне он ехал вполне себе, Эриксон тоже днарь днарем, но в этом году вполне ничего едет.
А так - о чем речь, если допустим Алонсо зарплату платит по сути банк "Сантадер"