На качелях
Драматичный Гран-при Малайзии напомнил нынешний чемпионат в миниатюре. Точно также основные претенденты то взлетали, то опускались, словно на качелях, инициатива переходила то к одному, то к другому, а интрига накалилась до предела. Сепанг был жарким как в прямом, так и в переносном смысле.
Изначально инициативу взял в свои руки Льюис Хэмилтон, и это было очень кстати, учитывая, что в последних гонках британец так или иначе терпел неудачи. Льюис взял инициативу решительно и твердо, как и подобает истинному чемпиону. В квалификации Хэмилтон не позволил никому приблизиться к себе на расстояние атаки и выиграл поул с преимуществом в полсекунды над вторым местом, которое занял Нико Росберг. Это было очень уверенное выступление, после которого Льюис заявил, что настолько хорошей машины у него в Сепанге еще не было. Эта трасса ведь очень требовательная не только к физическому состоянию гонщиков и надежности машин, но и к качествам машин, напоминая по своим требованиям Барселону, - здесь также комбинации поворотов на любой вкус. Хэмилтону удалось найти идеальный баланс своего Mercedes W07. Этого не скажешь о Росберге, который больше боролся за вторую позицию, чем за поул с Хэмилтоном. В первой попытке в финале Нико уступил ближайшим соперникам из Red Bull и Ferrari, что было обескураживающе. В финальной попытке Росберг собрался, - и ее хватило как раз ровно на второе место. Баланс Mercedes Нико был не идеален, каждый раз на быстром круге он был вынужден «отлавливать» болид в последнем повороте, в перестроенной шпильке. После полной замены асфальта на Сепанге здесь несколько изменили профиль поворота, сделав обратный наклон, - чтобы повысить значимость внешней траектории. И с этим поворотом у Росберга явно возникали проблемы. Интересно, что в паре Red Bull, занявшей позади двух Mercedes на первом ряду весь второй ряд, Макс Ферстаппен на этот раз смог опередить Даниэля Риккьярдо, - только в третий раз в сезоне.
Собственно говоря, несмотря на уверенное лидирование Хэмилтона, Нико Росберг в квалификации справился с задачей-минимум: не отпустил напарника и главного соперника далеко; в этом году гонки нередко выигрывались и со второго места. В основном решающим событием в гонках 2016 года становится старт.
И он во многом стал таковым на Сепанге. На этот раз Хэмилтон стартовал безупречно; хорошо принял старт и Росберг. «Горячей точкой» старта в Сепанге стала борьба Феттеля и Ферстаппена. Себастьян отлично среагировал на стартовые огни, оставив Риккьярдо позади, далее всю протяженную стартовую прямую он прессинговал Макса, который, как обычно, дерганными движениями выбирал траекторию на входе в первый поворот. Себастьян влетел в первый поворот на очень позднем торможении по максимально зауженной траектории, - таковую оставил ему Макс. Это было достаточно самонадеянно со стороны Себастьяна, учитывая коварство первого поворота Сепанга, все более закручивающегося вправо. Себ практически прошел Ферстаппена, но с Максом они даже почти дошли до легкого контакта; голландец почти коснулся передней правой стороной Red Bull задней левой кромки Ferrari. Весь этот маневр привел к тому, что дестабилизированную на позднем торможении Ferrari, заходившую в поворот по неоптимальной траектории, снесло на находившегося впереди Росберга. Феттель толкнул Росберга и отправил Mercedes в разворот. Удар был сильным – у Ferrari сломало переднюю подвеску, после чего она застыла на обочине. Гонка для четырехкратного чемпиона мира, год назад победившего на Сепанге, была окончена.
В тот момент думал о том, что для него все кончено, и сам Нико Росберг. Но ему повезло, причем дважды. Несмотря на сильный удар, Mercedes был практически не поврежден. И в толчее первого поворота никто в хвосте пелотона не налетел на болид Росберга. Нико крутанул «жука» и вернулся в гонку. Он подпалил резину, он оказался в самом конце пелотона, но он продолжил бороться.
Завершая историю стартового инцидента, за который Феттель впоследствии получил штраф, следует заметить, что Феттель нередко отчаянно рискует, и ему, по большему счету нечего терять. Ферстаппен на эмоциях обозвал его по радио «идиотом» (вопрос, конечно, насколько допустимо юнцу так отзываться о заслуженном гонщике), сам Себастьян уже выйдя к журналистам немного позже заметил, что Макс привычно совершал свои смещения в зоне торможения, чем он сбивает соперника с толку. Парни конечно вольны бороться, и это гонки, но вмешиваться своими рискованными маневрами в борьбу за чемпионство, влияя таким образом на шансы претендентов, - это уже на грани допустимости.
После того, как режим виртуального автомобиля безопасности был окончен, гонка была возобновлена. Расклад был следующим. Льюис Хэмилтон лидировал и отрывался, Нико Росберг прорывался из конца, опережая одного соперника за другим. Скорость Mercedes позволяла ему уверенно совершать обгоны. К моменту своего первого пит-стопа, который Нико совершил раньше лидеров, после 9 круга, он почти достиг десятки лучших. Росбергу решили провести ранний пит-стоп, учитывая что его шины пострадали на старте, к тому же ему приходилось прорываться, агрессивно атакуя. Но интересно, что он был не одинок в своем решении. Еще целый ряд гонщиков провели свои пит-стопы на том же круге, в их числе был и Макс Ферстаппен. Это интересным образом повлияло на тактическую схему гонки, позволив Максу впоследствии вмешаться в борьбу за лидерство с Хэмилтоном, несмотря на то, что поначалу позициям Льюиса ничего не угрожало.
К моменту, когда свои пит-стопы стали совершать гонщики из лидирующей тройки: Хэмилтон, Риккьярдо, Райкконен, Нико Росберг выбрался уже на пятую позицию. Как раз в этот момент он прошел Валттери Боттаса, выглядевшего на дистанции очень солидно. Валттери, кстати, выбрал в Сепанге уникальную тактику с одним пит-стопом и успешно ее реализовал. Впереди Нико оставались только его напарник, два Red Bull и единственная оставшаяся в гонке Ferrari. Росберг уверенно сокращал отставание, хотя, даже находясь на альтернативной стратегии, он не мог уже далее легко обойти гонщиков на по-настоящему быстрых машинах. Все шло к тому, что Льюис Хэмилтон вернет себе по итогам Сепанга лидерство в чемпионате; Нико оставалось только минимизировать потери, сохранив шансы на борьбу на следующих этапах.
Тем временем в Mercedes стали испытывать определенное давление со стороны Ферстаппена. Перед вторым пит-стопом Макс некоторое время лидировал в гонке, вернувшись на трассу на свежих шинах он оказался позади Риккьярдо, но имел преимущество в темпе. Еще в пятницу Red Bull показал себя конкурентоспособным на длинных отрезках, что позволяло навязать борьбу Mercedes. Хэмилтону еще предстоял пит-стоп; скорее всего он предстоял и Максу, и преимущество скорее всего все равно должно было оставаться на стороне пилота Mercedes, однако альтернативный тактический план Ферстаппена вносил интригу в борьбу. Вторую гонку подряд Red Bull показывал себя способным соревноваться с Mercedes.
Интересно, что впервые две гонки в соседних странах: Сингапуре и Малайзии шли в календаре друг за другом. Ведь с момента появления Сингапура в календаре чемпионата Малайзия всегда была весной, в то время как городская гонка в азиатском городе-государстве традиционно занимала место в сентябре. И только теперь Малайзию вернули на осень, что позволило образовать эту, в общем-то логичную, связку. В итоге Формула-1 получила подряд две самые тяжелые гонки календаря. Тяжелые из-за местных климатических, экваториальных условий. Именно Сингапур и Сепанг стали самыми требовательными к физической форме гонщиков; тяжелые эти гонки и для техники. Хотя трассы совершенно разные – городское кольцо с обилием медленных поворотов и кочковатым покрытием, и широкий просторный Сепанг с большим количеством быстрых виражей. В этом году, после замены асфальта, еще и с очень гладким покрытием. В Сепанге высоки перегрузки, и в местных жарких, влажных, душных условиях переносить эти перегрузки особенно тяжело. Кстати, возвращение Сепанга на осень образовало еще одну интересную связку гонок. Следующая подряд Япония, а как известно на Сепанге и Сузуке самые длинные в календаре Ф1 гонки, с дистанцией превышающей 310 км. Эта связка уже существовала в прошлом – в 1999 и 2000 гг., когда Сепанг только появился в календаре, он как раз соседствовал с Сузукой.
Не знаю, повлияли ли сложные условия Сепанга, или еще что, но драма гонки в Малайзии продолжилась. Продолжилась самым неожиданным образом, когда двигатель на болиде доминировавшего в Гран-при Хэмилтона зрелищно взорвался, выбросив целый факел пламени. Гонка, начавшаяся со схода четырехкратного чемпиона мира продолжилась сходом трехкратного… Для Хэмилтона это был тяжелый удар.
«Mercedes произвел 43 двигателя за сезон, но выходят из строя только на моей машине», - испытав разочарование в гонке Льюис пытался превзойти остротой языка Гари Линекера. Двигатель был новым, и его выход из строя был совершенно неожиданным.
Факт в том, что сход Хэмилтона стал судьбоносным. Резко переменилась как ситуация в этой отдельной гонке, так и с точки зрения чемпионата. Перед сходом Льюиса, между тем, в гонке было два важных эпизода.
Нико Росбергу была важна каждая отыгранная позиция. Поэтому догнав Райкконена, Нико не собирался останавливаться на этом. Но обойти Кими было не столь легко, как соперников до этого. Поэтому, когда представилась такая возможность, Нико пошел в атаку. В шикане Pangkor Laut, начинающей круг, Росберг перекрещивал траектории с Райкконеном; казалось Кими удалось выдержать оборону, заняв более оптимальную траекторию, но Нико, увидев просвет внутри во второй части шиканы, устремился в образовавшееся свободное место, на позднем торможении поравнявшись с Ferrari Кими. Райкконен явно не ожидал этой поздней фазы атаки, он уже закрывал траекторию, поэтому два болида столкнулись. После достаточно жесткого удара Росберг оказался впереди. Нико в этом эпизоде вновь повезло, ведь столкновение могло привести к сходу. Но оба гонщика продолжили борьбу, хотя без небольших повреждений не обошлось. Эпизод оказался под расследованием и впоследствии Росберг получил штраф в 10 секунд, прибавленных к его итоговому результату. Очень спорный момент. Судейская линия непонятна. Они хотят наказывать каждый контакт, каждый эпизод жесткой борьбы? Но разве не этого хотят в Ф1 зрители? Понятно, что надо наказывать за столкновения, на которые гонщики идут осознанно, это уже приемы грязной борьбы, но порой столкновения происходят сами собой, в ходе борьбы, и это часть гонок. Так было и в данном эпизоде с Росбергом и Райкконеном. Штраф не повлиял на итоговое положение, так как Нико сумел создать отрыв от Кими более чем в 10 секунд.
Но наиболее красивым эпизодом Гран-при Малайзии стала борьба напарников по Red Bull. Как уже говорилось выше, Риккьярдо и Ферстаппен находились на разных тактиках; после своего второго пит-стопа Макс оказался позади Дэна, но имел преимущество в темпе. С точки зрения команды стоило пропустить Ферстаппена, чтобы он мог атаковать по чистой трассе, - так он мог сохранить шансы в борьбе с Хэмилтоном. То есть сдерживая Макса, Риккьярдо работал на себя, но в некоторой степени в ущерб интересам команды. Тем не менее, командной тактики не последовало, да и сложно представить как на нее мог среагировать Даниэль. Все решалось в честной борьбе на трассе. Макс атаковал, а ведь ему уже удавались красивые маневры на этой трассе. На первом круге он прошел в скоростной связке пятого и шестого поворотов Дженсона Баттона, отыгрываясь после стартового инцидента. Но тогда Дженсон просто не ожидал такой сумасшедшей атаки.
Теперь связка пятого и шестого поворотов вновь стал ареной битвы, на сей раз двух болидов Red Bull, но Даниэль Риккьярдо уже ожидал атаки и защищался жестко. Два болида бок о бок прошли скоростную связку, «визитную карточку» Сепанга и затем продолжили сражение бок о бок в двойном правом, подковообразном KLIA. Риккьярдо смог отстоять свою позицию впереди. Тогда казалось, что Макс лишается возможности побороться с Хэмилтоном. Никто не мог предположить, что на деле это было сражение за лидерство, за победу. Фактически именно в этой дуэли Риккьярдо выиграл гонку. Так что вот и ответ, нужно ли пропускать напарника.
Когда лидировавший Mercedes в клубах дыма остановился на обочине, а Хэмилтон, покинув болид, являл собой картину как жестока может быть судьба в гонках, в очередной раз был объявлен режим виртуального автомобиля безопасности. Сразу целый ряд гонщиков заехали в этот момент на пит-стоп, чтобы поставить свежие шины. Кстати, эта гонка была интересна еще и тем, что несколько раз по ее ходу после сходов гонщиков объявлялся режим виртуального сейфти-кара, но реально машина безопасности так ни разу на трассу и не выезжала. Как этот режим повлиял на ход гонки, как он мог бы поменяться, если бы в каких-то эпизодах был бы реальный пейс-кар – тема для анализа.
Red Bull совершил двойной пит-стоп, обслужив сначала Риккьярдо, а затем сразу Ферстаппена. В этот момент стало ясно, что Дэна отделяет от победы совсем чуть-чуть. За ними на том же круге свой пит-стоп провел и Нико Росберг, но в Red Bull блестяще справились с задачей, - Макс не уступил позиции. Таким образом, Ферстаппен и Росберг провели гонку практически с идентичной тактикой на трех пит-стопах, а Даниэлю Риккьярдо на пути к неожиданной победе понадобилось два.
Дэн Риккьярдо выиграл первую гонку в 2016 году, но это была уже вторая победа для Red Bull. По сравнению с Барселоной – здесь на подиуме был представитель Mercedes. Но при высоком темпе Red Bull догнать и опередить их Росберг не мог, проиграв столько на старте. Риккьярдо упускал победу и в Барселоне, и затем в Монако, где это была его гонка. Дэну немного не хватило, чтобы догнать Росберга двумя неделями ранее в Сингапуре. Теперь настал момент его триумфа, - впервые после Спа в 2014 году. Red Bull взял дубль впервые с Бразилии 2013 года. На подиуме Дэн, как и обещал, по старой австралийской традиции пил шампанское из своего ботинка, заставил проделать тоже и Кристиана Хорнера. Не отказались разделить обычай с триумфатором дня и Макс Ферстаппен с Нико Росбергом. Наконец Марк Уэббер, поднявшийся брать интервью у призеров гонки, решил не повторять опыт Будапешта и выбросил ботинок Даниэля…
Из итогов гонки необходимо отметить Валттери Боттаса, с тактикой одного пит-стопа приехавшего пятым. Однако успех Williams был не полным. Хотя на этот раз Фелипе Масса смог опередить напарника в квалификации и пробиться в Топ-10, на старте прогревочного круга Williams бразильца заглох, и стартовать ему пришлось с пит-лейн. Неудача Фелипе не позволила Williams набрать так много очков, как они могли бы. При этом Серхио Перес и Нико Хюлкенберг вдвоем приехали в призовой десятке, и Force India еще немного увеличила отрыв от Williams.
Удачную гонку провела McLaren Honda. Причем Фернандо Алонсо за множественные смены силовой установки, произведенные с целью использовать на Сузуке новую спецификацию двигателя, получил штраф в 45 позиций на стартовом поле, подобно Хэмилтону в Бельгии. Понятно, что стартовал Фернандо последним. Но Алонсо удалось совершить успешный прорыв, который он начал с удачного старта, - на финише испанец был седьмым, как и на предыдущей гонке в Сингапуре. Дженсон Баттон и вовсе праздновал в Сепанге эпохальный юбилей. 300-й Гран-при в карьере! Только Рубенс Баррикелло и Михаэль Шумахер ранее добирались до такой цифры. Гонка для юбиляра сложилась удачно. Дженсон квалифицировался в десятке лучших, совершил удачный старт, разобравшись в толчее первого поворота, и хотя потом потерял ряд позиций, уступив более быстрым машинам, набрал в этой гонке очки.
Наконец, впервые финишировал в десятке лучших, набрав первые очки, Джолион Палмер. Кстати, Renault заработала очки вторую гонку подряд после Сингапура. Палмер, как и Боттас, провел гонку с одним пит-стопом. В двух этих случаях такая необычная для Сепанга тактика была реализована удачно.
Карлос Сайнс ничего не смог поделать с Палмером. Мощности прошлогодних двигателей Ferrari в Сепанге не хватало, в итоге Карлос так и остался на пороге десятки. Для Даниила Квята все сложилось менее удачно, но зато Даня хотя бы опередил напарника в квалификации. В гонке в толчее первого поворота Квят налетел на Кевина Магнуссена, который в свою очередь уперся в соперника впереди, - цепная реакция в глубине пелотона. Это испортило гонку обоим.
Сепанг Нико Росберг покинул, солидно увеличив преимущество в чемпионате, - к чему собственно ход гонки не располагал. Но настроения почивать на лаврах у Нико не наблюдалось, - напротив он заявил о намерении сразу же атаковать, уже неделю спустя на Сузуке.