Кто может заменить Квята
Пьер Гасли – главный соперник русского пилота за место в «Торо Россо».
Даниилу Квяту будет непросто остаться в «Формуле-1»: продолжение выступлений в 2017 году в составе команды «Торо Россо» зависит не только от решения собственных гоночных проблем, но и от внешнего фактора – успехов другого участника молодежной программы «Ред Булл», готового к переходу из серии GP2 в «Формулу-1» – Пьера Гасли. Перед советником «быков» Гельмутом Марко, ответственным за выбор между двумя спортсменами, стоит непростая задача: он должен принять взвешенное решение, не требующее спешки, ведь впереди и у Гасли, и у Квята решающие гонки.
Кто такой Гасли?
Француз родом из автоспортивной семьи – дед гонялся в картинге, как и трое братьев, а отец участвовал в ралли и гонках на выносливость. Сам Пьер уже с двух лет торчал на картодроме, а в шесть – впервые прокатился на карте. Первой молодежной серией для него стала французская «Формула-4» в 2011 году, после чего он отправился в «Формулу-Рено» 2.0. На второй сезон выступлений в серии Гасли удивил, добыв титул в противостоянии с более опытным Оливером Роулендом. Этот триумф не прошел незамеченным – доктор Марко включил юного пилота в программу «Ред Булл».
Уже с поддержкой австрийского концерна в сезоне-2014 Гасли стал вторым в Мировой серии «Рено», уступив лишь нынешнему напарнику Квята – Карлосу Сайнсу-младшему. Испанца после победы взяли в «Торо Россо», а Гасли отправили «дозревать» в GP2. Первый полный сезон в главной молодежной серии не получился – Пьер выступал невзрачно, гораздо ниже ожиданий: всего три подиума и восьмое место в общем зачете, позади напарника по команде «ДАМС» Алекса Линна (от которого годом ранее «Ред Булл», кстати, отказался).
Решающим должен был стать сезон-2016, и пока Пьер справляется – за два этапа до финиша чемпионата он лидирует в личном зачете с тремя победами в гонках. Пьер является главным и единственным конкурентом Квята в борьбе за место в «Торо Россо» – после Гран-при Италии и очередной неудачи Даниила пресса даже анонсировала замену на этапе в Сингапуре. Но доктор Марко и впоследствии сам Гасли поспешили все опровергнуть – до конца сезона нынешний статус пилотов программы «Ред Булл» незыблем.
Чем он так хорош?
Все то, что мы говорим о молодых и талантливых – у Гасли отличная скорость, особенно на длинной дистанции. Кроме того, в молодежных сериях француз здорово вел борьбу на трассе: например, вот так он расправился с Сергеем Сироткиным на «Спа-Франкоршам» в повороте «О руж» – в стиле известных атак Кими Райкконена и Марка Уэббера.
А еще он борется до конца – на «Хоккенхаймринге» француз отобрал третье место у Раффаэле Марчелло буквально на последних метрах.
Есть ли у него слабые стороны?
Во-первых, результаты не столь ярки, как кажутся на первый взгляд. Если отбросить сезон в «Формуле-4», то в более серьезных молодежных чемпионатах («Формула-Рено» 2.0, Мировая серия «Рено», GP2) Гасли за пять сезонов одержал всего шесть побед – слишком мало для программы, которая занята поиском великих чемпионов. С другой стороны, пример Макса Ферстаппена показал, что отсутствие титулов (и уж тем более опыта выступлений) в молодежных сериях ничего не значит – если тебя уже считают талантом.
Во-вторых, даже если вынести за скобки неудачный сезон-2015, в этом году Пьер допустил немало крупных ошибок, из-за которых лишился кучи очков: в Монако глупо повредил машину и в итоге провалил уик-энд, в Баку на последнем круге пропустил Джовинацци и лишился победы, а в Австрии, будучи лидером, умудрился вылететь в гравий и сойти.
В-третьих, как и многие молодые пилоты, Гасли не раз ошибался и провоцировал аварии. Например, в прошлом году на «Яс-Марине» он вывел из игры пять болидов.
А в том же сезоне в Спа француз едва не угробил Даниэля де Йонга.
Заменит ли он Квята?
Похоже, в «Ред Булл» до конца не уверены в том, что Гасли заслужил место в «Формуле-1», даже несмотря на успешный год в GP2. И если он не станет чемпионом, то почти наверняка растеряет шансы на повышение – можно вспомнить пример хорошего парня Антониу Феликса да Кошты, который считался главным претендентом на место в «Торо Россо» в 2014 году, но не смог выиграть титул в Мировой серии «Рено» и в итоге уступил в борьбе за эту позицию победителю чемпионата GP3 Даниилу Квяту.
Эксперты сходятся во мнении, что состав GP2 в сезоне-2016 – один из слабейших за всю историю, и ценность титула на этот раз не столь высока. Гасли спасает то, что главные соперники – Джовинацци и Сироткин – также растеряли уйму очков. Впрочем, если заключительные этапы для Пьера сложатся успешно, у Гельмута Марко не останется причин для отказа – репутация программы «Ред Булл» будет поставлена под вопрос, если «быки» «прокатят» чемпиона главной молодежной серии. С другой стороны – Марко именно так поступил с выигравшим GP3 Алексом Линном, а уж после майской рокировки «Квят-Ферстаппен» стало окончательно ясно, что «Ред Булл» не боится резких решений.
Квяту же в разочаровывающем сезоне нужно идеально провести заключительные Гран-при – только тогда появится шанс остаться в «Формуле-1». Но его судьба во многом зависит от выступлений Гасли – несмотря ни на что, прямо сейчас шансы француза выше. Даниилу в любом случае нужны хорошие гонки – если «Торо Россо» от него откажется, то, возможно, получится договориться с «Рено», где не слишком довольны нынешней парой пилотов. Для обоих гонщиков это был бы оптимальный вариант: Квят смог бы «перезагрузить» карьеру в новой команде и все начать с нуля, а Гасли в этом случае стал бы безальтернативным кандидатом для «Торо Россо».
Фото: Gettyimages.ru/Dan Istitene, Mark Thompson
По Гасли остаются большие вопросы, если посмотреть на его выступления в сравнении с напарником. Да, Пьер лидер чемпионата. Да, безусловно, уже это делает его кандидатом на переход в Ф-1, и в то же время первогодка Джовинацци, до этого ничего сверхвыдающегося в своей карьере не показывавший, едет с ним на равных, а во многих гонках смотрелся намного ярче (а в Баку не просто выиграл гонку в очной борьбе с Гасли, да ещё и обошёл того "по-старинке", с неработающей DRS).
А если говорить про их лидерство - похоже, что команде PREMA удалось построить "адский самовоз", насколько это возможно в рамках правил GP2 (все команды чемпионата ездят на одинаковых шасси и моторах, но всё остальное помимо них, по-видимому, тоже играет немаленькую роль). Как уже отписался камрад de Ruyter, деньги Стролла, похоже, пошли на пользу.
В частности, особенно хорошо было видно в Монце, что перед первым поворотом и Гасли, и Джовинацци могли себе позволить начинать торможение метров на 5-10 позже остальных, и всё равно без проблем попадали на апекс. Особенно ярко это было видно, когда на последнем круге Джовинацци обогнал Марчелло - тот попытался перекрестить, но его машину буквально унесло с траектории.
С другой стороны, "Ред Булл", очевидно, не рассчитывает на Квята в долгосрочной перспективе, и единственный смысл не делать рокировку в это межсезонье - это если у них на примете есть потенциально лучший кандидат, чем Гасли.
Его кандидатура ни при каких раскладах не может рассматриваться в качестве пилота Формулы-1 в ближайшие 2 сезона, поскольку ему ещё только 15, но в Формуле-4 в этом году он всех рвёт, причём и в российской, и в испанской сериях.
Я его видел в этом году 2 раза, один раз в Сочи (во время формульного уик-энда), тогда ещё на болиде в "стандартных" цветах, и второй на Москоу Рейсвей в конце августа (во время уик-энда ДТМ), уже в ливрее "Ред Булл". Судя по всему, юноша растёт не по дням, а по часам.
Поэтому поживём-увидим. Если так задуматься, "Ред Буллу" и не нужен поток супер-сильных пилотов каждый год, иначе непонятно, куда их девать или куда девать имеющихся пилотов (как сейчас с Квятом и Гасли). Достаточно, если будет появляться потенциальный гений раз в 3-4 года.
Думаю, большую роль в пилотском раскладе на будущий сезон будут играть договоренности Рено и Ред Булл.