10 мин.

Две легенды

Буквально в течение одной недели Нико Росбергу удалось солидно пополнить свой победный список. Две победы подряд в гонках, проходивших с разницей в одну неделю, причем в обеих Нико победил впервые в своей карьере. И что за трассы! Спа и Монца. Две старейшие трассы в календаре Формулы-1. Две легенды.

Но, как ни странно, Льюис Хэмилтон по-прежнему лидер чемпионата мира, пусть и с разницей всего в два очка. Такое впечатление, что после летней паузы борьба между двумя отдохнувшими претендентами на титул развернулась с новой силой.

Как известно, после перестройки Хоккенхайма Монца осталась единственной в календаре абсолютно уникальной трассой, где требуется минимальная прижимная сила ради максимальных скоростей на прямых. Монца и Монако – как два абсолютных полюса чемпионата. Старейшие трассы с историей, ведущейся с 20-х годов, обе очень требовательные к пилотированию. Одна – непостижимо узкая и медленная, другая – сверхскоростная, «суперспидвей» Формулы-1. Что же общего? Большая важность квалификации. Казалось бы, понятно, что в Монако, но почему в Монце? Здесь никогда не было проблем с обгонами. Из-за большой потери времени на пит-лейн, в Монце нет значительного разнообразия в стратегии гонки. Это трасса одного пит-стопа. Когда нет большой вариативности действий в гонке, возрастает ценность позиции на стартовом поле. Конечно, можно попытаться обгонять всех, но для этого нужна значительная разница в скорости. Кроме того, расход шин. В Монце нельзя позволить себе «убить» резину. С нынешними правилами относительно шин в квалификации и гонке, этот аспект приобретал значительную важность.

Поэтому путь к успеху Mercedes, к победному дублю важно отследить именно с квалификации. Когда еще во втором сегменте квалификационной сессии команда из Брэкли заложила фундамент воскресного триумфа. Хотя и без того, Mercedes в Монце считался безусловным фаворитом. Еще бы, Монца – трасса моторов.

И все же вернемся к квалификации. Во втором сегменте Росбергу и Хэмилтону удалось отобраться в финал на шинах Soft. Этого не удалось сделать их ближайшим преследователям из Ferrari. На домашней трассе в Монце, получив к тому же обновленные моторы Ferrari, именно Scuderia выглядела второй по силе командой. Red Bull и Williams оказались чуть-чуть позади, и им также не удалось выполнить задачу пройти второй квалификационный сегмент на Soft. С учетом того, что Pirelli в этом году впервые привезла в Монцу в качестве самых мягких шин SuperSoft, тезис о том, что единственной тактикой гонки на «Аутодромо Национале» может быть единственная остановка в боксах оказался под угрозой. Команды были фактически обязаны использовать в квалификации SuperSoft, который не мог пройти значительную дистанцию в гонке.

Mercedes с задачей справиться сумел. В финале решающая битва за поул развернулась между напарниками, и Льюис Хэмилтон взял верх. С преимуществом в полсекунды над Росбергом, - это был значительный успех. Это был первый поул Хэмилтона с Сильверстоуна, другой легендарной трассы. Затем в череде Гран-при квалификации стабильно выигрывал Росберг. Седьмая поул-позиция Льюиса в сезоне, на счету Росберга их шесть. Потрясающее сражение между напарниками. В карьере же этот поул стал для Хэмилтона 56-м.

Еще немного о статистике. Льюис Хэмилтон, традиционно прекрасно пилотирующий в Монце, выиграл здесь уже пятый поул, сравнявшись с рекордом трассы, принадлежащим Хуану Мануэлю Фанхио и Айртону Сенне. Безусловно, значительное достижение. В воскресенье у Льюиса были прекрасные шансы на победу, ведь последний раз Гран-при Италии выигрывался не с поул-позиции в 2009 году, когда с поула здесь впервые стартовал как раз Хэмилтон, но гонку выиграл Рубенс Баррикелло на Brawn. Учитывая, что Льюис выиграл подряд два предыдущих Гран-при Италии, в 2014 и 2015 годах, у британца был прекрасный шанс повторить еще один рекорд Монцы. Лишь только Хуан Мануэль Фанхио сумел выиграть в Монце три Гран-при Италии подряд, в 1953-1955 годах. Две победы из которых были одержаны, понятное дело, на Mercedes.

Но старт перевернул все, фактически решив судьбу гонки. Стартующий с поул-позиции Хэмилтон допустил пробуксовку, в то время как его напарник принял старт безупречно. Еще более впечатляюще рванули с места две алые Ferrari, особенно Феттель, буквально вынырнувший из-за спины Хэмилтона и прессинговавший на торможении в Prima Variante Росберга. Нико, тем не менее, удержал лидерство впереди двух Ferrari. Хэмилтон же пропустил вперед не только Росберга, Феттеля и Райкконена, но также Williams Валттери Боттаса и Red Bull Даниэля Риккьярдо. Дэн опередил Льюиса уже в самый последний момент, на позднем торможении перед первой шиканой.

Это и заложило дальнейший сюжет гонки. В то время как трибуны Монцы неистовствовали из-за яростного старта Ferrari, Нико Росберг постепенно начал создавать отрыв, пользуясь «чистой» трассой. Вскоре стало понятно, что Себастьян Феттель и Кими Райкконен не могут поддерживать столь впечатляющий темп, заданный Росбергом. Несмотря на то, что Ferrari были «обуты» в наиболее мягкий компаунд, SuperSoft, а на Mercedes стояли более жесткие шины, Soft.

Хэмилтон тем временем тоже не отсиживался. Благо темп у Mercedes был, да еще какой! Сначала Льюис вернул позицию относительно Риккьярдо, опередив австралийца на торможении перед шиканой. С Боттасом пришлось повозиться подольше, Валттери достаточно долго удавалось обороняться, но в конце концов очередная атака Хэмилтона принесла ему успех. Льюис выбрался на четвертое место. Заметим, что Льюис был ощутимо быстрее как Боттаса, так и Риккьярдо, хотя их Williams и Red Bull были также как и Ferrari на SuperSoft. Теперь Росберга и Хэмилтона разделяли только две Ferrari.

Что ж, лидирующий Mercedes, затем две Ferrari на втором и третьем местах и еще один Mercedes на четвертой позиции, - картина складывалась для болельщиков в Монце достаточно оптимистично, как и для мостика «Скудерии». Но тут то и дала знать себя тактика, заложенная еще днем ранее.

Проще говоря, реализовать стратегию одного пит-стопа в Монце в этом году почти никому не удалось. Особенно это касалось гонщиков, стартовавших из первой десятки, - то есть на прикатанных в квалификации шинах. Разделить дистанцию на всего два стинта, один из которых, пусть и более короткий на SuperSoft, - нет, это фантастика.

Когда Ferrari, - сначала Райкконен, а потом Феттель, - потянулись в боксы, Льюис Хэмилтон вышел на оперативный простор, а перед Mercedes замаячил очередной победный дубль. Но дотянуться до Росберга Хэмилтону было уже чрезвычайно трудно, - отрыв был в районе 15 секунд, и даже хотя на одном из отрезков гонки Льюис показывал более высокий темп, этого было недостаточно. Потом Льюис совершил ошибку на торможении в Variante Alta, срезав шикану, и разом потерял относительно Нико 1,5 секунды.

Льюис даже кратковременно возглавил пелотон, - когда Нико Росберг совершил свой пит-стоп, но уже после того как сам остановился в боксах, вернулся на четвертую позицию, вновь пропустив две Ferrari. Лидирующая группа вновь выглядела красиво: серебристый Mercedes на первой позиции, два красных болида за ним, и преследующая Ferrari еще одна «серебряная стрела». Таким образом был возвращен статус-кво относительно положения в гонке вскоре после старта. Но расклад был уже понятен. В то время как Ferrari выбрала на гонку максимально агрессивный план: два более коротких отрезка на SuperSoft и заключительный на Soft, Mercedes принял консервативную стратегию – стартовый стинт на Soft и затем, до финиша, на наиболее жестких шинах Medium. Отметим, что на обоих Mercedes эти шины также работали отлично. Таким образом, Ferrari в гонке смогла соответствовать по темпу Mercedes, что выглядело очень оптимистично, но по умолчанию проигрывала «серебряным», будучи вынужденной совершать дополнительный пит-стоп. Mercedes единственным в лидирующей группе смог воплотить тезис «Монца – трасса одного пит-стопа» и победил.

Что касается чемпионской борьбы Хэмилтона и Росберга, события Спа и Монцы заставляют вспомнить происходившее в Австрии и Германии, пусть те гонки и не шли подряд друг за другом. В Шпильберге Росберг получил штраф на стартовом поле, но затем вышел в лидеры и боролся за победу, вплоть до столкновения с Хэмилтоном. В итоге Льюис победил, а Росберг лишился даже подиума, финишировав четвертым. В Спа Хэмилтон отбывал гораздо более серьезный штраф, но при победе Росберга ему удалось прорваться на третье место. В Хоккенхайме Нико, стартуя с поула, допустил пробуксовку и откатился назад. Хэмилтон выиграл гонку, а Росберг застрял в борьбе с пилотами Red Bull и вновь «проехал» мимо подиума. В Монце уже Хэмилтон допустил пробуксовку на старте, - ситуация зеркальная с Хоккенхаймом! В итоге Росберг побеждает, но Льюису удается минимизировать потери, вернув практически все утерянные позиции. На финише Льюис второй. И это объясняет, почему он лидирует, пусть и с преимуществом всего в два очка.

Удачные действия Хэмилтона оставили за бортом подиума Кими Райкконена, финишировавшего четвертым. Ferrari мощно начали гонку, но зацепиться за победу смогли только на старте, - дальше было ясно, что преимущество все же на стороне Mercedes. Привести оба болида в первую тройку также не удалось, на подиум поднялся один Феттель. Но и это вызвало восторг тифози.

Нельзя не отметить действия Даниэля Риккьярдо. Большую часть гонки Дэн держался позади Валттери Боттаса, но незадолго до финиша блестящей атакой на торможении перед первой шиканой опередил финского гонщика. Сражение двух пилотов выглядело образцовым не только с точки зрения смелости, но и с точки зрения корректности борьбы. Пятое место для Риккьярдо стало великолепным результатом, так как для Red Bull Монца изначально считалась тяжелой трассой. Но Renault прибавляет и на деле «быки» смотрелись в Монце весьма неплохо. И все равно Даниэль прыгнул здесь выше ожидаемого. Все-таки для Williams Монца являлась одной из наиболее подходящих трасс, из-за двигателей Mercedes и шасси, которое наилучшим образом выглядело именно на трассах с большим количеством прямых и жестких торможений.

Но для Williams главная борьба сейчас идет с Force India. С этой точки зрения легендарная британская команда удачно провела Монцу, хотя это и планировалось. Боттас занял шестое место, а Фелипе Масса после не очень удачной квалификации прорвался в десятку лучших, финишировав девятым. Бразилец, накануне уик-энда объявивший о завершении карьеры, оставил позади Нико Хюлкенберга, но не смог опередить Серхио Переса. Конечно два предыдущих года заканчивались для Фелипе в Монце роскошными подиумами, - а его по-прежнему со страстью поддерживают тифози; если вы пилотировали за Ferrari, это не забывается. Но свою задачу Williams выполнил, вернувшись на четвертую строчку в Кубке конструкторов.

Другая легендарная команда с двумя ветеранами в составе в Монце очков не набрала. Тем не менее разница с прошлым годом у McLaren Honda разительна, японские силовые агрегаты постоянно прогрессируют, и на самой тяжелой трассе года, «Аутодромо Национале» и Дженсон Баттон, и Фернандо Алонсо боролись в плотной средней группе. Баттон, для которого эта Монца с большой долей вероятности, как и для Массы, станет последней, отличился красивыми обгонами, в том числе и своего партнера по команде. Алонсо же незадолго до финиша заехал в боксы за свежим комплектом SuperSoft и перед финишем выдал лучший круг гонки, проведенный фактически в квалификационном варианте. Для McLaren это был первый лучший круг с Малайзии 2013 года, для самого Фернандо – с Абу-Даби того же года.

Еще одна команда, для которой Монца считалась тяжелой трассой, несмотря на то, что это домашний уик-энд, провела его совершенно беспросветно. На трассе моторов прошлогодние моторы Ferrari оказались совершенно неконкурентоспособны. И это еще и наложилось на то, что в последних гонках Toro Rosso испытывает проблемы с конфигурацией машины. Так что Scuderia из Фаэнцы похвастать было нечем, оставалось только пережить этот уик-энд. Даниил Квят был вынужден сойти из-за повреждения машины, после того как накануне он не смог выйти из первого сегмента квалификации. Карлос Сайнс хотя и закончил гонку, выглядел немногим лучше. В этой же группе аутсайдеров были и Renault, и Sauber, а Manor даже чуть лучше, по крайней мере Паскалю Верляйну удалось накануне блеснуть в квалификации, разделив два McLaren.

Лидеров же ждал самый роскошный подиум года. Страстные фанаты неистовствовали по поводу подиума Феттеля, Нико Росберг говорил с подиума по-итальянски и пел вместе с болельщиками. Да, такое, пожалуй, увидишь только раз в году! В дни побед все хотят быть к тебе причастны, и на пресс-конференции один известный финский журналист заметил Росбергу, что он стал первым финном, победившим в Монце. Что ж, по такой логике Росберг еще и самый побеждающий финский гонщик, так как завоевав в Монце свою 21 победу он опередил и Мику Хаккинена, и Кими Райкконена. Но главное все же не это, а сражение за чемпионство. В Монце Нико завоевал седьмую победу по ходу сезона, - его личный рекорд; у Хэмилтона шесть побед. Всего два очка разницы между лидерами. Какая борьба!