У «Формулы-1» – новые владельцы. Что хорошего они могут сделать?
От платных трансляций в интернете до справедливого распределения доходов.
Похоже, «Формула-1» стоит на пороге перемен – на днях ведущая гоночная серия была куплена американской медиакорпорацией Liberty Media. И хотя Берни Экклстоун утверждает, что новые владельцы хотят не «рулить» чемпионатом, а просто зарабатывать деньги, подобно прежним собственникам, фонду CVC Capital Partners, вряд ли Liberty Media решила бы поставить Чейза Кэри на должность президента серии, если не собиралась полноценно управлять «Ф-1». Поклонники гонок ждут больших изменений в потерявшей былую привлекательность «Формуле-1».
Дебюрократизация регламента
«Современная «Формула-1» скучна, искусственна, стерильна и бюрократизирована. Никто не понимает правила и штрафы, а к гонщикам порой относятся, как к ученикам, которых наказывают за дерзость. Это замечают и болельщики», – считает бывший руководитель «Рено» Флавио Бриаторе. Сегодня в регламенте много запутанных формулировок и невнятных наказаний – особенно для зрителя-неофита, – а корпоративная этика и требования ФИА загоняют пилотов и сотрудников команд в жесткие рамки, не поощряющие откровенные суждения и поступки.
Некоторые правила в «Ф-1» вызывают вопросы. Например, в чем смысл огромных штрафов за смену компонентов силовой установки, если они действуют лишь на одном Гран-при? Так ли нужна «балльная» система наказаний, слабо способствующая примерному поведению пилотов, но запутывающая неискушенных зрителей? Зачем вместо естественных границ трассы делать асфальтовые зоны безопасности, а потом вводить «белые линии» и наказывать за их пересечение? Система DRS, жесткие и порой непонятные ограничения на действия при обороне позиции, регулярно меняющиеся правила (вспоминаем ограничения на радиопереговоры и их последующую отмену) – конечно, гики и увлеченные поклонники автоспорта отлично разбираются во всем этом, но для широкой аудитории нужны понятные и стабильные правила.
«Давайте просто проводить гонки: меньше технологичности и бюрократии, больше действительно хорошего шоу. Гонкам нужны простые правила: отстающий пытается обогнать лидера, а лидер пытается не позволить ему это сделать. Все остальное – барахло» – уверен Бриаторе. И в его словах есть правда. Конечно, технический и спортивный регламент определяет ФИА, но Liberty Media на правах главного акционера может повлиять на чиновников Федерации и добиться изменений.
Развитие в интернете
О провальной политике «Формулы-1» в сети сказано много, и проблемы признал даже консервативный Берни. В последние пару лет появились кое-какие сдвиги: официальный сайт серии наполнился контентом, официальное приложение стало предлагать нечто большее, чем обычный хронометраж, а в соцсетях заработали аккаунты (даже канал на Youtube!). Тем не менее, работы много – если дремучий Экклстоун не понимал, зачем и как развивать присутствие «Ф-1» на цифровых платформах, то у Liberty Media есть огромный опыт.
Официальному сайту серии нужно больше контента, а также версии на основных мировых языках (не только на английском). Не стоит недооценивать и социальные сети – это один из самых эффективных инструментов раскрутки и популяризации любых продуктов. Число подписчиков, «лайков» и репостов сегодня является одним из основных показателей размера аудитории для потенциальных спонсоров и рекламодателей. По словам Экклстоуна, Liberty Media в первую очередь намерена уделить внимание именно соцсетям.
Самым ожидаемым шагом Liberty Media является появление платных трансляций в сети по подписке. «Формула-1» – одна из последних крупных спортивных организаций, у которой нет чего-то подобного, в то время как в мире все меньше смотрят телевидение и все больше уходят в интернет. Для современной аудитории было бы куда удобнее смотреть гонки с ноутбука, планшета или другого гаджета, чем проводить выходные у телевизора – нет сомнений, что платные интернет-трансляции пользовались бы большой популярностью и принесли серии немалый доход.
Оптимизация календаря
В 2016 году в чемпионате прошел 21 этап – рекордное количество в истории «Формулы-1». Такое число гонок – огромная нагрузка на персонал команд, и без того вынужденный подолгу отсутствовать дома. К примеру, в этом году в календаре прописаны 6 сдвоенных уик-эндов, когда Гран-при проводятся со всего лишь недельным перерывом. Этим недовольны многие коллективы, не раз заявлявшие, что 20 гонок – это черта, которую «Ф-1» не стоит переходить.
Есть ощущение, что календарь перенасыщен. «Формула-1» – это не NASCAR, где этапы проводятся почти каждый уик-энд с февраля по ноябрь. В отличие от американской серии, «Ф-1» приходится путешествовать по всему миру. Сотрудники должны отдыхать, кроме того, излишнее число Гран-при за пределами Европы (где расположены базы всех коллективов) изрядно увеличивает расходы на логистику. Чрезмерно количество этапов снижает уровень «элитности» уже существующих Гран-при, кроме того, две недели ожидания праздника – это здорово, а слишком частое проведение гонок может приедаться, хотя у этой точки зрения есть как сторонники, так и противники. «Формуле-1» стоит гнаться за качеством, но не за количеством, и потому нужно прекратить «растягивать» календарь.
Возвращение классических этапов
Что касается качественного состава календаря, то здесь тоже есть над чем поработать. Несмотря на улучшение ситуации в последние годы, в чемпионате по-прежнему есть унылые трассы (в основном «тилькедромы») и места, где целесообразность проведения Гран-при вызывает вопросы. В то же время вне «Формулы-1» остаются трассы с историей («Нюрбургринг», «Кьялами»), этапы с большой перспективой (Гран-при Франции) и просто интересные автодромы («Алгарве», «Истанбул-Парк», «Муджелло» и другие). Главным препятствием для появления или возвращения этих треков всегда были высокие цены за право проведения Гран-при, устанавливаемые жадным промоутером.
Новый президент серии Чейз Кэри готов снизить расценки для организаторов, чтобы сделать «Формулу-1» более привлекательной для зрителей. Кроме того, и в Liberty Media уже заявили, что не хотят терять «классические» этапы. Возможно, отдельные исправно платящие, но малоинтересные Гран-при стоит заменить на более зрелищные трассы, чьи промоутеры потянут смягчившиеся финансовые условия. Это лучше для телеаудитории, на которой Liberty Media планирует зарабатывать основную прибыль – с точки зрения ТВ-рейтингов полуторачасовой заезд на условном «Нюрбургринге» куда перспективнее беспросветной двухчасовой тоски, которую почти ежегодно дарит Гран-при Сингапура.
Обеспечение стабильного состава участников
В «Формуле-1» регулярно появляются и исчезают новые команды. И коммерческих соглашений мало, чтобы основательно «привязать» и гарантировать их участие в чемпионате на годы – достаточно вспомнить прошлогодний шантаж «Ред Булл», угрожавшего увести из «Ф-1» сразу две конюшни. Требуется нечто иное, и у Liberty Media есть, что предложить – новые владельцы готовы уступить часть акций, чтобы коллективы могли участвовать в управлении серией и претендовать на прямое получение прибыли от проведения чемпионата. 10 процентов акций «Ф-1» готов приобрести «Мерседес», интерес демонстрируют и другие.
Таким образом, коллективы также могут стать совладельцами «Формулы-1», что гарантирует стабильность серии и большую вовлеченность участников в управление чемпионатом. С другой стороны, это может привести к еще большему влиянию элитных команд, если акции купят только топ-конюшни.
Распределение доходов
Liberty Media получит контроль над финансовыми потоками в «Формуле-1», и в их власти покончить с ужасающим неравенством, царящим в сфере распределения призовых между командами. Причиной тому стали коммерческие соглашения, заключенные Экклстоуном отдельно с каждой конюшней. Берни, опасавшийся единства коллективов, в 2013 году расколол их финансово – топ-командам он предложил отличные условия, включавшие немалые бонусы за «исторические заслуги» и гарантию солидных выплат даже в случае провала в Кубке конструкторов. Прочим же предложили остатки, причем в ультимативной форме – «подписывайте соглашение или уходите». Условно говоря, если бы «Феррари» за весь сезон не набрала ни одного очка, а «Форс-Индия» выиграла бы титул, то за счет бонусов Скудерия все равно бы получила от ФОМ больше денег, чем команда из Сильверстоуна. В результате финансового и ресурсного неравенства в «Формуле-1» небольшие коллективы практически не имеют шансов бороться с топ-командами. Небольшие конюшни даже подали иск в Еврокомиссию, обвинив ФОМ в картельном сговоре с элитными коллективами и создании нечестной конкуренции, но решение по этому делу пока не принято.
Проблему мог бы решить новый Договор согласия между владельцами коммерческих прав (Liberty Media), ФИА и командами, в котором было бы закреплено справедливое разделение доходов между участниками чемпионата. Это в интересах спорта и конкуренции, также Договор согласия нужен для претворения в жизнь планов по выведению акций «Ф-1» на нью-йоркскую фондовой биржу. Вероятно, владельцы готовы пересмотреть распределение средств – по слухам, Liberty Media уже начала борьбу против элиты и намерена лишить «Феррари» выплат за «исторические заслуги». Возможно, это лишь первый шаг на пути к восстановлению справедливости в «Формуле-1».
Фото: Global Look Press/Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com; Gettyimages.ru/Mark Thompson, Clive Rose
Исторически она всегда была битвой скорей инженеров, чем гонщиков, скучными покатушками по кругу, в которых неискушенный зритель не найдет ничего интересного. Но у нее были свои верные фанаты, которые разбирались в каждой мелочи и готовы были спорить до потери пульса кто круче, Прост или Сенна, Алонсо или Шумахер.
Но тут пришла эра цифровых технологий, нетерпеливое молодое поколение, люди, которые привыкли получать гораздо больше информации на единицу времени (и это абсолютно нормально). Если вы посмотрите на тот же набирающий популярность киберспорт, сколько там за минуту происходит событий, а потом на темп трансляции Формулы 1, то все поймете. Что может предложить в ответ Формула 1?
Тот же футбол исторически самый популярный вид спорта, превратившийся сейчас наполовину в шоу-бизнес, он еще держится. В американских покатушках постоянно какое-то мясо, замесы с разрывом в 0,1 секунды. А что Формула 1? Она и раньше была ужасно консервативной, а теперь кажется каким-то архаизмом. Эти попытки привлечь зрителя дикими извращениями вроде ДРС, формата квалификации из Нид фор спид и прочим больше похожи на детский лепет. При этом разнообразные экономии всего на свете и дикие, излишние меры безопасности добивают интерес к гонкам полностью.
Мое мнение такое, что если бы Формула 1 оставалась собой, элитарными жутко дорогими гонками на мощных машинах за 1000 л. с., самых быстрых в мире, по опасным трассам вроде Монцы и Монако, при этом гонщики были бы вынуждены давить тапок в пол всю гонку и под конец еле выползали бы из болида, тогда Ф-1 могла бы по крайней мере сохранить старых фанатов, и потихоньку набирать новых, пусть и меньше, чем раньше. Однако все эти метания и попытки подстроиться под новую эру приводят к тому, что гонки умирают.
Также нафиг повыпиливал бы из календаря все тилькедромы и вернул бы классические трассы - Кьялами, Уоткинс-Глен, Монт-Тремблан, малый Ле-Ман (Маньи-Кур по унылости не уступает тилькедромам), Нюрбургринг, Брэндс-Хэтч, Доннингтон Парк, Имолу, Альгарве, Аиду (TI Cirсuit), Зандворт, Зольдер, Херес... Ну и 21 этап - это как-то дохрена немного... 15-16 этапов - в самый раз.
Ну и жестко наказывал бы выходки типа тех, которые творит Ферстаппен. А вот штрафные баллы - нафиг выпилил бы.