«Формулу-1» купили за 8 млрд долларов
Ведущую гоночную серию продают за 8 млрд долларов.
Многолетняя вялотекущая эпопея с продажей акций «Формулы-1» близка к завершению – новым владельцем станет американская компания Liberty Media. Долгожданная сделка будет закрыта в ближайшее время.
Кому принадлежала «Ф-1»?
Берни Экклстоун и Ники Лауда говорят с управляющим директором CVC Capital Partners Дональдом Маккензи
Инвестиционному фонду CVC Capital Partners, купившему 63,4 процентов акций чемпионата в 2005 году за 2 млрд долларов. За счет продажи части акций за десять лет (при этом доля фонда сократилась до 35,5%) CVC уже удалось выручить около 4,4 млрд долларов, плюс немалые ежегодные дивиденды – например, в сезоне-2015 чистая прибыль акционеров от проведения чемпионата составила 420 млн долларов. Еще 20,9 процентов принадлежит фонду Waddel & Reed. Хотя математически CVC не располагает контрольным пакетом (50 процентов + 1 акция), де-факто он контролирует серию, поскольку другие держатели акций не имеют права голоса. Срок инвестирования фонда в «Формулу-1» превышает 10 лет и, согласно стратегии компании, к 2017 году совет директоров намерен избавиться от актива. Судя по всему, CVC наконец-то нашел покупателей.
Кто такие Liberty Media?
Крупный американский медиаконгломерат, контролирующий значительное число медиаресурсов на территории США. Компания принадлежит 75-летнему Джону Мэлоуну, который с состоянием 5,8 млрд долларов занимает 184-е место в списке «Форбс». Ему также принадлежат доли в медиакоропорациях Starz и Discovery – пожалуй, Мэлоун один из самых влиятельных людей в области СМИ не только в США, но и в мире.
Liberty Media предлагает 8,5 млрд долларов за акции «Ф-1», принадлежащие CVC, двумя траншами. Вероятно, компания также попробует приобрести 5,3 процентов акций серии, принадлежащие Берни Экклстоуну и еще 8,5 процентов, которыми владеет Bambino Holdings (семейный фонд Берни) – суммарно англичанин может заработать на продаже более 1 млрд долларов. После покупки часть акций «Формулы-1» Liberty Media планирует вывести на нью-йоркскую фондовую биржу.
Джон Мэлоун
Есть другие претенденты на акции «Ф-1»?
Хотя в паддоке говорят о сделке с Liberty Media как о решенном деле, у компании есть конкуренты – CVC может продать акции раздельно: сначала реализовать 20 процентов за сумму в 5 млрд долларов, а затем продать оставшиеся 15 процентов другому покупателю. С прошлого года переговоры с CVC ведут инвесторы из США (фонд RSE Ventures, управляемый владельцем клуба НФЛ «Майами Долфинс» Стивеном Россом) и Катара (фонд Qatar Sports Investment) и, судя по всему, точка в них не поставлена.
Еще один претендент – консорциум компаний Liberty Global (дочерняя структура Liberty Media) и Discovery Communications. Не стоит удивляться, что на один актив претендуют две компании с одним владельцем – вероятно, акции чемпионата будут распределены между головной организацией и филиалом.
Кроме того, есть еще одна неназванная частная компания, также ведущая переговоры о покупке акций – слухи не так давно приписывали интерес к «Формуле-1» таким корпорациям как Apple и Red Bull. Однако фаворитом все же остается Liberty Media.
Экклстоун уйдет?
Вероятно, самая громкая метаморфоза, которая должна произойти с «Ф-1» после смены владельца – уход «вечного» Экклстоуна с постов исполнительного директора и промоутера серии. Сразу после появления информации о вероятной сделке поползли слухи о возможном преемнике Берни – назывались кандидатуры американского бизнесмена и специалиста по маркетингу «Ф-1» Зака Брауна, а также промоутера стремительно развивающейся «Формулы-Е» Алехандро Агага. Однако наиболее вероятным вариантом пока что выглядит бывший бизнес-партнер Мэлоуна, американец Чейз Кэри.
Ирония в том, что Кэри не просто не имеет никакого отношения к Liberty Media – сейчас он работает на их главных конкурентов. Американец является вице-президентом медиахолдинга 21st Century Fox, принадлежащего Руперту Мердоку. В числе активов 21st Century Fox числится Sky PLC – мировой лидер в сфере освещения «Формулы-1». Судя по всему, Мэлоун и Мердок сумели договориться о сотрудничестве – вероятно, Liberty Media займется продвижением телетрансляций в Америке, а Sky PLC будет транслировать «Ф-1» в Европе.
Сегодня Liberty Media предложила новый контракт Берни, который должен остаться на руководящем посту «Ф-1» еще на три года, а Кэри же займет должность президента «Ф-1». Судя по всему, поначалу Кэри будет работать совместно с Экклстоуном, постепенно вникая в дела, а затем уже начнет полноценно руководить серией вместе с двумя заместителями – по спортивным вопросам и коммерческой части.
«Чейз может работать с социальными медиа, это именно то, чего не делал я. Он умеет сотрудничать со спонсорами и с телевидением. Уверен, мы отлично поладим» – уверен Берни Экклстоун.
Что изменится в «Формуле-1» после смены владельца?
Если сделка будет завершена, то Liberty Media достанется тяжелое наследство – у «Ф-1» масса проблем, от несправедливого распределения доходов среди команд до упадка интереса среди телеаудитории. Однако, по информации из паддока, Чейз Кэри намерен многое изменить в основе «Формулы-1» и добиться выхода из кризиса.
Американец хочет изменить модель взаимодействия с организаторами этапов. Как известно, Берни Экклстоун выжимает все соки из промоутеров, задирая ценники за проведение Гран-при до невообразимых высот. Кэри планирует снизить сумму взносов с организаторов, что должно сделать цены на билеты доступными. Вместе с работой по популяризации «Ф-1» это должно сделать чемпионат привлекательнее и увеличить ТВ-аудиторию – главный источник доходов Liberty Media. Возможно, следует ожидать и появления платных трансляций «Формулы-1» в интернете по системе «pay-per-view», популярной в американском спорте.
Кроме того, изменения может претерпеть календарь «Формулы-1» – число этапов в Северной Америке наверняка увеличится. Сегодня в США проводится лишь один Гран-при в Остине, для повышения интереса внутри страны и конкуренции с «Индикаром» и NASCAR «Формуле-1» необходимо больше этапов в «звездно-полосатой» стране – об этом давно грезил Экклстоун. В принципе, трасс-кандидатов хватает – возможно, в ближайшие годы в чемпионате будет два-три этапа на территории США.
Главное же – Liberty Media должна принести в «Формулу-1» «свежий взгляд», которого чемпионату действительно давно не хватает. Чейз Кэри наверняка пойдет на серьезные перемены, чтобы вывести серию из кризиса – вероятно, будут пересмотрены многие аспекты функционирования «Ф-1»: от продвижения в интернете и СМИ до формата Гран-при и финансовых вопросов. Встряска должна пойти на пользу забуксовавшей «Формуле-1» – у новых владельцев будет все, чтобы не повторить старых ошибок. Лишь бы Liberty Media не наделала новых.
Фото: Gettyimages.ru/Paul Gilham, Kevork Djansezian (2,4), Charles Coates
Вот над чем работать надо.
Повышение фактора гонщика. А то ощущение складывается посади обезьяну в Мерс и она выиграет чемп-))
• вернут нормальный звук от V8
• уберут ограничение топлива, то есть будут дозаправки
• решат вопрос с шинами, пусть приходит Мишлен, Йоко и другие
• если будет PPV, то пусть будет без танцев с бубном, для жителей РФ
• сделают норм квалификацию, да и вообще сделают что бы 90% зависело от пилота, а не от болида и инвестиций в конюшню
Ну это так, мои мечты))
Кризис - это не только отсутствие прибыли. Если бы "Ф-1", предоставляющая эксклюзивный контент, при практически полном отсутствии конкуренции в автоспорте была бы еще и убыточной, то лавочку можно было закрывать. Стоимость активов в профессиональном спорте в целом растет каждый год и "Формула-1" здесь не исключение - ничего удивительного, что CVC вышла в большую прибыль.
При этом вы будете отрицать наличие проблем? В 2007-2008 годах телеаудитория "Ф-1" составляла 600 млн. человек, сегодня как минимум на 100 млн. меньше. Посещаемость этапов падает. Упадок интереса к гонкам очевиден, и причин тому хватает. Существует несправедливая система распределения доходов, у топ-команд в руках сосредоточено слишком много влияния, в чемпионате который год доминирует одна команда. Технический регламент регулярно меняют и перемены (что прошлые, что грядущие) многих не устраивают. Не так давно в чемпионате присутствовало 6 автопроизводителей, сейчас три с половиной. Некоторые команды едва сводят концы с концами - Заубер вот удалось спасти чудом. И список можно продолжить. Это ли не кризис? Другой вопрос, что даже при наличии всех этих неурядиц "Формула-1" остается прибыльной. Однако это не значит, что на все эти проблемы можно закрыть глаза.