11 мин.

Победа по расписанию

Нико Росберг впервые в карьере выиграл Гран-при Бельгии, но вышло так, что эта победа фактически была «запланирована». Уже достаточно давно было ясно, что Льюис Хэмилтон не вписывается в лимит по двигателям на сезон, так что на одном из Гран-при ему в любом случае предстояло отбывать штраф за «экстра»-мотор. И в Mercedes планировали произвести такую замену на одной из трасс, где обгонять легче – в списке возможных вариантов были Спа и Монца. Далее пришлось бы ждать скорее всего уже до Остина. Но уже к Спа в Mercedes подготовили некоторые доработки силовой установки и решили, что тянуть дальше не имеет смысла. Двигатель Хэмилтону решили менять в Бельгии. Таким образом, Нико Росберг фактически лишился главного конкурента, которому предстояло начинать гонку из хвоста пелотона.

Сказать легче чем сделать. Когда любое другое место, кроме первого, воспринимается как поражение, на спортсмена выпадает особое, ни с чем не сравнимое давление. Спросите наших, российских девочек – синхронисток и «художниц», на Олимпиаде. В некоторой степени такая же доля выпала в Спа и на Нико Росберга. И это, судя по всему, начало сказываться. Недаром и Ники Лауда нервничал больше обыкновенного. В пятницу вдруг выяснилось, что в неожиданно жарких условиях в Арденнах у Mercedes куда-то испарилось преимущество, и на длинных сериях быстрее выглядели пилоты Red Bull. В субботу выигрыш поул-позиции уже был под угрозой. Но в Mercedes прекрасно отработали и смогли найти необходимые регулировки. В квалификации уже Росберг был безупречен, вырвав очередной поул. Хотя Макс Ферстаппен проехал великолепно, впервые в карьере квалифицировавшись на первом ряду. Сильно выглядели и пилоты Ferrari. Тем не менее, решающее слово осталось за Росбергом.

В гонке Нико продолжил начатое в субботу. Безупречный старт и уверенный контроль над ходом гонки, в которой он лидировал от старта до финиша. В гонке был автомобиль безопасности, был красный флаг, но на позиции Нико это никоим образом не сказалось. Он выдержал это давление и этот вызов с честью. Его первая победа на легендарной трассе в Спа стала также шестой по ходу сезона’2016 и двадцатой в карьере. Нико сравнялся по количеству побед за карьеру с двумя финскими чемпионами, Микой Хаккиненом и Кими Райкконеном, вторым и третьим чемпионами мира из Финляндии. Первым, напомню, был Кеке Росберг, отец Нико. Накануне Нико праздновал свою 28 за карьеру поул-позицию, которая была шестой в этом сезоне. Забавно, но в Спа Росберг по количеству поулов и побед за сезон сравнялся с Хэмилтоном. Не это ли говорит о напряжении схватки за титул? Неоднократно уже отмечалось, что статистика Нико – чемпионская, но его главная сложность, что он соперничает с напарником, которым является Льюис Хэмилтон. И не надо ждать окончания карьеры Льюиса, чтобы констатировать факт, что это один из самых выдающихся гонщиков в истории чемпионата. Потому и Нико Росберг может так и остаться в истории «серебряным» пилотом. «Серебряным» пилотом «серебряных стрел».

Ведь при том, что Росберг выиграл в Бельгии, победителем мог чувствовать себя и Хэмилтон. Решение Mercedes о замене двигателя в Спа автоматически делало эту гонку одной из критических точек сезона. Хэмилтон был готов терять здесь очки, готов был уступить лидерство в чемпионате Росбергу. Это тоже было как бы запланировано. В итоге в Mercedes решили не мелочиться, и меняли элементы силовой установки на болиде Льюиса трижды: перед первой пятничной практикой, в промежутке между первой и второй, и утром в субботу перед третьей тренировкой. Обкатав все эти узлы, Льюис уже без дальнейших штрафов сможет использовать их далее по ходу сезона. Таким образом, теперь у него есть запас агрегатов вместо существовавшего ранее дефицита. Пусть он и получил гигантский штраф, превышающий 50 позиций на стартовом поле, в любом случае, далее последнего места или пит-лейн на старте он очутиться не мог. А значит действия Mercedes полностью имели смысл. Следует отдать должное команде, - при всей сложности установки нынешних силовых установок, команда трижды безупречно справилась с задачей в условиях ограниченности по времени. В подобной ситуации в Спа оказался лишь Фернандо Алонсо. Honda привезла в Бельгию серьезные обновления, но на McLaren Фернандо силовая установка вышла из строя по ходу пятничной практики, давала сбои на субботней тренировке и отказала сразу после выезда в квалификации. Таким образом, болид Алонсо также перенес три замены силовой установки, но в отличие от ситуации Хэмилтона, эти замены были действительно из-за отказов.

Льюис не знал что ждать от гонки и максимум ожидал места в конце призовой десятки. Однако все сложилось в его пользу. Из-за действий на старте Ферстаппена из числа конкурентов, которые в нормальных условиях должны были финишировать впереди Хэмилтона, сразу выпали две Ferrari и один Red Bull. Дальнейший выезд машины безопасности и остановка гонки позволили Льюису приближаться вплотную к впереди идущим соперникам, а уж преимущество Mercedes на трассе позволяло ему проводить обгоны. Тем более, машина была настроена на гонку, с высокой максимальной скоростью, - чтобы у Хэмилтона не возникало проблем с обгонами. Так Льюис выбрался даже на третье место, - не так уж далеко оставалось и до Росберга. Догнать Нико и находившегося на второй позиции Даниэля Риккьярдо все же не получилось, но третье место в такой ситуации – настоящая победа. Хэмилтон завершил уик-энд в Бельгии, сохранив лидерство в чемпионате. Накануне это казалось фантастикой. И если Росберг провел этап в Бельгии, выполнив программу-максимум, то Хэмилтон даже превзошел максимальные ожидания. Пусть теперь лидеров разделяет совсем немного, 9 очков, но преимущество в заключительной части сезона на стороне Льюиса. У них с Росбергом примерно равные ситуации по запасу двигателей, и Нико теперь нужно опережать Льюиса в равной борьбе. Здесь рецептом может послужить только подход Росберга к каждому уик-энду, как к отдельному. Выгадывать что-то на такой дистанции смысла нет.

Что же «соучастник» успеха Хэмилтона? Макс Ферстаппен, поболеть за которого в Спа собрались огромные толпы в оранжевом, прекрасно провел субботу и провально – воскресенье. Макс проиграл старт двум Ferrari, лучше из которых сорвался с места Себастьян Феттель. Но юный голландец не стал мириться с этим фактом и влез внутрь на входе в La Source. Кими Райкконен оказался зажат между Феттелем снаружи и «Киндер-сюрпризом» внутри. Удар был неизбежен, обе Ferrari развернуло, все три машины были повреждены. В La Source нет места для трех машин и столкновения на старте, в том числе и массовые, здесь не редкость. Возможно, Макс по неопытности этого не знал. Главное, уже в момент остановки гонки он сразу заявил Хорнеру с Марко, что он «не при делах».

На мой взгляд, ситуацию достаточно хорошо охарактеризовал Себастьян Феттель. Он выиграл старт и на полкорпуса опережал ближайшего к себе преследователя, Райкконена, находившегося относительно него внутри, в «слепой зоне». С расчетом на борьбу с Кими Себ строил траекторию на входе в La Source, но никак не мог знать о нахождении глубоко справа Ферстаппена, которого он ранее оставил далеко позади. Находящийся впереди задает траекторию. Макс же просто влез туда, где ему не было места, пусть он и считает по-своему.

Отличия от старта в Шанхае? Там шире и там более скоростной вход в первый поворот, поэтому у Даниила Квята было место для маневра. Что касается Сочи, то конечно ошибка Дани там неоспорима, но первое торможение в Олимпийском парке весьма коварно. Квят не первый гонщик, и не последний, кто промахивался там на торможении, блокируя шины, - достаточно вспомнить Росберга в 2014-м. Проблема Дани в том, что он вынес Феттеля и задел болид Риккьярдо. Здесь, в Спа Макс вынес уже две Ferrari, которые претендовали в Бельгии на многое, а в итоге завершили гонку во второй половине первой десятки, а на обломках, оставшихся после старта, повредил машину и напарник Ферстаппена по Red Bull, Даниэль Риккьярдо. Параллели очевидны? Благо Дэн все же провел отличную гонку и финишировал вторым, исполнив на подиуме с Марком Уэббером забавный национальный обряд.

На этом «представление» Макса не завершилось и далее по ходу гонки он крайне жестко вел борьбу с Райкконеном, выдавливая Кими с трассы при атаках финна. Поведение Макса при обороне позиций уже давно сюрпризом не является, но, в отличие от Хунгароринга и Хоккенхайма, здесь Ферстаппен «выкидывал фокусы» на скоростях за 300. Учитывая использование DRS, Райкконену в последний момент, при смене траектории Максом, приходилось резко ударять по тормозу из-за большой разницы в скорости. Думаю Кими в этом году уже заработал себе аллергию на оранжевый цвет.

Райкконен – заслуженный ветеран, гонщик, который всегда отличался очень честным характером борьбы. Кими прекрасно умеет обгонять, но его маневры всегда были чистыми. Он конечно очень зол на Макса, он может на него надавить авторитетом, но не более того. Проблема в том, что сам Ферстаппен не видит своей ответственности, считая, что волен идти любой траекторией, а проблемы окружающих – это проблемы окружающих. «Он выбрал повернуть в меня», но я ни при чем. Хотя дуэль – это всегда дело двух человек. С таким подходом, рано или поздно Макс может дождаться своего не менее жесткого соперника, который при подобных обстоятельствах просто уберет его в стену.

А вообще гонка в Спа – не повод ли доктору Марко задуматься о переводе Ферстаппена в младший коллектив Toro Rosso? А в Red Bull можно было бы подтянуть Карлоса Сайнса, благо испанец безупречно проводит сезон… К слову, Toro Rosso ужасно выглядела в Спа. Понятно – нехватка мощности на прямых, особенно на подъеме Kemmel. Но и в поворотах второго сектора болид тоже выглядел неконкурентоспособно, что удивляет. Сайнсу долго мучиться не пришлось, из-за прокола задней шины и поломки заднего антикрыла он в самом начале гонки был вынужден остановиться на обочине. Квят же проводил гонку весьма неплохо. Уверенное начало, а затем красный флаг позволили Даниилу подняться в очки, но затем ему крайне тяжело приходилось при обороне позиций от более быстрых соперников. Спа – трасса, где можно обгонять, и надолго задержаться в десятке лучших Даниилу не удалось.

Герои Спа? Наряду с пилотами Mercedes и Дэном Риккьярдо это также гонщики Force India и, конечно, Фернандо Алонсо. Испанец, деля последний ряд на старте с Хэмилтоном, собирался «зацепиться» за Льюиса при прорыве, идя с ним «драфтом». Но на деле на старте впереди оказался именно Алонсо, и долго испанец был «локомотивом» в их паре с Льюисом. Затем, конечно, Хэмилтону удалось опередить McLaren Honda старого товарища и уехать вперед. Но и Алонсо прорвался очень солидно. После тяжелых пятницы и субботы воскресенье сложилось для испанца прекрасно, в то время как для его напарника наоборот. Дженсон Баттон продемонстрировал потенциал обновленной McLaren Honda, прорвавшись в Топ-10 квалификации на относившейся к тяжелым для команды трассе. Но в гонке на старте получил удар сзади от Паскаля Верляйна, который накануне в квалификации тоже показал отличный темп. К слову, теперь в Manor – молодежный состав Mercedes, так как к Верляйну добавился Эстебан Окон, проведший в Гран-при Бельгии свой дебют в Формуле-1, заменив Рио Харьянто, у которого возникли проблемы с финансированием.

Force India благодаря отличному выступлению в Спа поднялась на четвертую строчку в Кубке конструкторов, опередив соперников из Williams. Арденны исторически благоволят команде из Сильверстоуна. Нико Хюлкенберг вновь имел великолепный шанс подняться на подиум, но вновь, увы, не удалось. После блестящего старта Хюлкенберг шел вторым, имея отрыв от преследователей, но появление сейфти-кара и последовавшая остановка гонки лишили Нико заработанного преимущества. В результате он уступил позицию сначала Риккьярдо, а затем держал оборону от Хэмилтона, но все-таки болид Mercedes был быстрее болида Force India с двигателем Mercedes. Жаль было в тот момент, что Хюлкенберг все-таки уступил Хэмилтону, но четвертое место – отличный результат, особенно с позиции команды. И особенно, когда следом за Нико финишировал Серхио Перес, замкнувший пятерку лучших. Для Williams же не сложилось… Валттери Боттас как и Хюлкенберг отлично стартовал, в начале гонки занимая четвертую позицию, но затем команда принимала неудачные решения после появления пейс-кара, и это отбросило Боттаса назад. Валттери набрал в итоге очки за восьмое место, но это было далеко не то, что хотелось. Фелипе Масса с трудом замкнул десятку. Конечно для Williams уступить Force India – это настоящий укол.

Про Ferrari, ее надежды и разочарования, уже было сказано выше. Остается только отметить, что слова Серджио Маркионне о поражениях и ответственности, - это явно не то, что сейчас необходимо Скудерии, находящейся под огромным прессингом, особенно в преддверии Монцы.

И, наконец, пара слов о безопасности. Кевин Магнуссен – талантливый пилот, дебютировавший в Ф1 одновременно с Квятом, и также находящийся сейчас в неопределенном состоянии относительно дальнейшей карьеры. Renault проводит очень непростой сезон, хотя с команды и было снято давление о необходимости показывать результат в этот переходный год, - от гонщиков все равно ждут ярких выступлений. Поэтому Магнуссен атаковал, и в очередной раз при атаке поребриков в Eau Rouge его RS16 сорвало с траектории. Удар был сильным и впечатляющим. Так что ушиб и порез лодыжки, зафиксированные в медицинском центре, а затем на более тщательной проверке в госпитале – это, что называется, легко отделался. Ждем Кевина в Монце. Работа в области безопасности проведена FIA впечатляющая, болиды Ф1 в очередной раз показали себя в этом отношении с лучшей стороны. Впрочем, припоминая полеты Жака Вильнева и Риккардо Зонты в Eau Rouge почти двадцать лет назад, - тогда трасса еще не была реконструирована, и поворот был опаснее из-за гравийных, а не как сейчас асфальтовых, зон безопасности… Тогда тоже все обошлось, гонщики остались живы-здоровы. Причем Вильнев несколько раз пробовал на прочность себя, свой болид и отбойники в этом легендарном месте. На этой позитивной ноте и завершаем наш рассказ, далее – Монца, Аутодромо Национале.