Джанкарло Багетти – яркий взлет и быстрое падение
Рассказ о гонщике, выигравшем свою первую гонку в "Формуле-1". Интересный стиль изложения от Феликса Муэласа и Маттьиса Диепраама.
Джанкарло Багетти – яркий взлет и быстрое падение.
Феликс Муэлас, Маттьис Диепраам
Джанкарло Багетти (№50, «Феррари») и Дэн Гарни («Порше»). Реймс-Жуо, Гран При Франции 1961 года
Для тех, кто всегда хотел знать все о Джанкарло Багетти, но боялся спросить: Вопросы и ответы по Багетти!
Кто вообще такой Джанкарло Багетти?
Итальянец, родившийся в Милане в 1934 году. Он начал свою карьеру в 1956, участвуя в Копа Мадунина в Монце, пилотируя «Альфа Ромео 1900 TI». В 1958 он финишировал вторым на этой машине в Милле Милья (в то время, проводящейся по правилам ралли). В 1959 он начал выступать в «Формуле-Джуниор», его лучшим результатом было второе место на Купе ду Салон в Париже за рулем «Фиата Абарта 750». В 1960 его результаты в «Формуле-Джуниор» улучшились: в его послужном списке появились победы. Он также был выбран как один из членов группы гонщиков, которые пытались участвовать (и участвовали) в 72-часовом безостановочном мировом рекорде в G-классе (автомобили с двигателем от 751 до 1100 куб.см) на «Фиате Абарт 1000». Эти гонщики ухитрились проехать 13441 (с половиной) километр за 72 часа. Круто!
Что такое FISA?
FISA означает Итальянскую федерацию автомобильных команд. Это была организация, члены которой (в основном «Скудерия Доломити», «де Томазо», «Пескара», «Сеттеколи», «Монтеграппа», «Серениссима», «Сен-Амброс», и может быть кто-то еще) заключили соглашение между собой, предусматривающее определенный план. Согласно этому плану машина «Феррари» была арендована FISA, чтобы дать молодому итальянскому гонщику шанс выступать среди знаменитых пилотов «Формулы-1» в нескольких незачетных гонках. «Сен-Амброс», выбранные за свой потенциал, просматривали Альбино Буттичи, Лусьена де Санктиса и Джанкарло Багетти. По неизвестным причинам был выбран Багетти, и история началась…
Что затем случилось в 1961?
Во-первых, маленькая деталь: почти все думают, что Джанкарло арендовал «Феррари 156» на 1961 год. Но это неверно: по условиям соглашения автомобиль аренды был «Феррари 246Р» 1960 года, шасси номер 0008, если быть точным, машины «Формулы-2» в предыдущий год, первый заднемоторный прототип «Феррари». С 1500-кубовым, с углом развала 65 градусов двигателем авторства Чити, эта машина имела интересную историю (но здесь не стоит отвлекаться, конечно). Этот автомобиль, заявленный от FISA, был арендован для Багетти впервые 25 апреля 1960 года на 11-й Гран При Сиракуз. Превосходный заявочный лист (как обычно в Сиракузах) включал Ричи Гинтера на новой «Феррари» и Багетти, неожиданно стартующего с первого ряда между обладателем поула Гарни и третьим в квалификации Сертизом, впереди Грэма Хилла, Брэбэма, Боннье, Мосса, Сальвадори, Айленда и Бандини. Багетти допустил ошибку на старте, потеряв семь мест на первом круге, но на 6-м (из 56 кругов) он лидировал, опережая фаворитов, особенно Дэна Гарни, который, хотя и имел проблемы с коробкой передач, ничего не мог сделать мчащейся «Феррари». Победа Джанкарло стала яйцом в лицо британским командам. Если Багетти смог, то, что смогут Фил Хилл и другие заводские гонщики? Пока обычные участники отправлялись в Монако на свой первый «настоящий» Гран При в классе 1500-кубов, остальные машины и гонщики (которых было много, потому что правила «Формулы-2» 1960 года стали «Формулой-1») переместились в Посиллипо на 14-й Гран При Неаполя. Учитывая недавнюю победу в Сиракузах, Багетти был фаворитом, а главными соперниками являлись Рой Сальвадори на «Парнелл Купере» и «три мушкетера» (Андре Пилет, Тим Парнелл и Джерри Эшмор) на своем гибриде «Лотос-Эмирисон». Эшмор квалифицировался на поуле впереди Сальвадори и Джанкарло, который снова выступал на «246Р 0008» от FISA. Снова посредственный старт Багетти предопределил его выход в лидеры на 4-м круге, с Сальвадори на плечах. Бедный Рой проколол покрышку на 26-м круге и потерял шансы, в то время как Эшмор был слишком далеко позади, чтобы думать о победе. Молодой Багетти, однако, едва не потерял все, развернувшись на 53 круге, но и теперь Эшмор был в круге позади и не имел шансов помешать «Феррари» одержать триумфальную победу. Пока все хорошо. Или прекрасно, чтобы быть точным.
Если соглашение предусматривало участие Багетти в незачетных гонках, как он появился на Гран При Франции?
По нескольким причинам, но, в основном, из-за комбинации двух: прекрасные результаты Багетти и возвращение Оливье Жендебьена в «Эмирисон» - проект национальной бельгийской команды, что освободило желтую «Феррари 156» с 65-градусным двигателем и шасси номер 002 (прим.пер.- Жендебьен выступал за «Феррари», но в национальных – желтых – бельгийских цветах)
…Автомобиль быстро перекрасили в красное и пообещали новичку. Эту машину Багетти пилотировал до конца сезона. Во Франции была заявлена «Скудерия Сен-Амброс» - команда решила извлечь выгоду из успеха своего ученика.
Как, черт возьми, Багетти смог выиграть Гран При Франции?
Ну, это просто и понятно. Дело всего лишь в стечении обстоятельств. Чуду помогло стать реальностью необычная жара, заставившая много двигателей расплачиваться за высокую скорость трассе Реймс-Жуо. Даже асфальт плавился! После того как Гинтер откатился назад выбитый Сертизом (американец затем развернулся в «Тилуа», пытаясь остаться впереди победителя Монако Мосса), «156-я» Трипса шла первой, но его двигатель сгорел. Поулмен Хилл (прим.пер.-Фил Хилл, пилот «Феррари») принял лидерство, но, развернувшись при торможении (также в «Тилуа»), Фил заглох. Теперь его соотечественник и напарник (прим.пер.-Гинтер) вернулся в лидеры, но вскоре его давление масла упало до нуля. Итак, каждая из трех заводских «Феррари», которые оккупировали первый ряд на старте, сошли, необычный случай для команды, доминировавшей весь сезон. Это оставило Багетти, который стартовал с 12-го места, против «Порше» Гарни и Боннье, идущими «в пол» по знаменитым длинным прямым Реймса, устроив одну из известнейших спортивных дуэлей слипстрима. Они проводили так всю гонку, но неожиданно оказались в лидерах. За три круга до конца Боннье выбыл из борьбы из-за проблем с двигателем, и впереди остались только Багетти и Гарни. Абсолютно ничего не произошло между ними. Как бы то ни было, в итоге французский Гран При получил неожиданного победителя. Багетти был темной лошадкой на этапе Чемпионата мира, в то время как Гарни подарил «Порше» потрясающую победу в дебютный сезон (прим.пер.- на самом деле Гарни принес победу «Порше» только год спустя, на ГП Франции-1962, на второй год существования команды в «Ф-1».), после того как немецкая марка доминировала в «Ф-2» с моделью 718 в предыдущие годы. В «Тилуа», последнем повороте треугольного Реймса, Гарни вышел в лидеры, казалось, американец отомстит за унижение в Сиракузах. Но волшебный рывок на финишной прямой и Джанкарло пролетел мимо «Порше», опередив того на финише на десятую секунды, позволив «Феррари» продолжить победную серию с Зандвоорта. Представьте, это одна десятая в условиях шестидесятых. При нынешних мерках времени это кажется слишком близко! Было большим удивлением видеть автомобиль под номером 50 победителем. Конечно, Багетти помогли неудачи Хилла, Гинтера и Трипса, но когда он обнаружил себя на первой позиции, то сделал все от него зависящее. Последний маневр был превосходен и не позволил Гарни ответить. Американцу и «Порше» пришлось ждать год и шесть дней до следующего раза – следующего Гран При АКФ – чтобы насладиться победой.
Итак, Багетти выиграл 3 Гран При, один из них – идущий в зачет Чемпионата мира, верно?
Нет, была еще одна победа, хотя малозначительная. В конце года, 12 октября 1961, прошла незаметная гонка 1,5-литровой «Ф-1» в Валлелунге. Странно, но она, так сказать именовалась, «Первым Кубком Италии». Итальянский чемпионат прошел, можно сказать, вничью между Бандини и Багетти. Поэтому у «Скудерии Сен-Амброс» появилась забавная идея организовать решающую встречу в Валлелунге, где, было известно, Бандини будет по-любому! К несчастью, план был несколько изменен, поскольку «Феррари» Багетти не была готова… Но они арендовали «Порше 718» у «Национальной команды Швейцарии» и титул ушел к Багетти, после того как он выиграл оба заезда у «Лотоса 18» «Скудерии Доломити» Эрнесто Принота и Нино Ваккареллы за рулем «Купера 51». Итак, ответ будет…четыре!
А что случилось после Франции?
Еще два выступления за «Скудерию Сен-Амброс», одно на Британском Гран При в Эйнтри, где он попал в аварию в дождь на 27-м круге, идя на 11-м месте и одно на Гран При Италии в Монце, где он квалифицировался 6-м, но двигатель сломался на 13-м круге, когда он шел третьим. При этом он установил быстрейший круг в этой трагической гонке (прим.пер.-в смертельную аварию попал фон Трипс. Помимо гонщика погибло несколько зрителей).
Итак, он стал частью команды «Феррари» на 1962-й год? Как он его провел?
Неплохо, учитывая обстоятельства. Сезон-62 был большим разочарованием для «Феррари» и лучшими результатами стала победа Мэйерсса в Брюсселе (прим.пер.-незачетная гонка) в начале года и второе место Багетти в Средиземноморском Гран При в августе (прим.пер.-также незачетная гонка). В чемпионате Фил Хилл был на подиуме в первых трех гонках, Багетти был четвертым и пятым (из четырех заявленных пилотов «Феррари»), но политика Энцо Феррари заставляла молодого гонщика сражаться за место, предназначенное для старого соперника – Лоренцо Бандини, получившего психологическое преимущество перед Багетти, не говоря уж о появлении Риккардо Родригеса. В конце года Багетти был соблазнен проектом «АТС» организованном недовольными Лаурой Феррари сотрудниками (прим.пер.-Лаура – жена Энцо Феррари, постоянно вмешивающаяся в дела команды, что вынудило Карло Чити и ряд других инженеров покинуть «Скудерию» и создать свою команду – «АТС») и это было ошибкой…Это произошло перед тем как Бандини принял предложение «Скудерии Центро Суд» (прим.пер.- частная команда, использовавшая автомобили «БРМ») на следующий год. Это был конец его серьезного участия в «Формуле-1», хотя он являлся «местным героем» на Гран При Италии 1965, 66 и 67 года. Эти три участия были, мягко говоря, жалкими, Багетти выступал за «Брэбэм» в 1965, «Рег Парнелл» в 1966 (при небольшой помощи от завода «Феррари», одолжившего…запасную машину Бандини 246-0006!) и, наконец, «Лотос», предоставивший ему запасной 49- R1, после того как на ней же выступили Витцез в Канаде и Солана в Уоткинс-Глене.
Так что с ним в действительности произошло?
Как всегда, эффективное сочетание нескольких факторов. Нужное место в нужное время, затем не то место в не то время. Как мы все знаем, яркая вспышка создает впоследствии недостаток света…