Что означают перестановки в «Феррари»?
В команде не вовремя сменился технический директор.
Перед летним перерывом в чемпионате мира «Феррари» сообщила о давно ожидаемой кадровой перестановке: Джеймс Эллисон покинул пост технического директора, а его место занял Маттео Бинотто. Это не слишком хорошая новость для болельщиков итальянской конюшни.
Кто такой Эллисон?
Один из самых опытных и одаренных инженеров в «Формуле-1». Англичанин в автоспорте с начала 90-х – сперва в Энстоуне в «Бенеттоне», а в 2000 году в составе «дрим-тим», собранной Жаном Тодтом и Россом Брауном в «Феррари», где возглавлял отдел аэродинамики. В 2005 году Эллисон вернулся в Энстоун (в заводскую команду «Рено»), помог коллективу выиграть два чемпионата мира, а после проработал в Великобритании до 2013 года, пока его снова не позвали в Маранелло на роль технического директора.
Джеймс – превосходный специалист, особенно сильный в области аэродинамики, и в «Феррари» с ним связывали надежды на возрождение победных традиции Скудерии.
Почему же он покинул Маранелло?
С помощью Эллисона в 2015 году «Феррари» смогла включиться в борьбу с «Мерседесом» за победы – в прошлом году Себастьян Феттель трижды добирался до верхней ступени подиума. Казалось, еще немного, и Скудерия начнет сражаться за чемпионский титул, но болид SF16-H после первой половины сезона-2016 до сих пор выиграл ни одной гонки.
Впрочем, причина расставания Эллисона с «Феррари» кроется в личных обстоятельствах – англичанин не чувствовал себя комфортно в Италии и подумывал о возвращении в Великобританию, а весной случилась трагедия – от менингита скончалась его жена. Инженеру предоставили бессрочный отпуск, вскоре он вернулся к делам, однако желание проводить больше времени с детьми на родине стало превалировать и сыграло главную роль в расставании с командой. Впрочем, также есть предположения, что у Эллисона возникли разногласия с патроном «Феррари» Серджио Маркионне.
Кто заменил Эллисона на посту технического директора?
Техническим директором стал глава конструкторского отдела по силовым установкам Маттиа Бинотто. Швейцарец с итальянскими корнями присоединился к концерну «Феррари» в 1995 году в качестве тестового инженера, а в 1997 году попал уже непосредственно в команду «Формулы-1». Спустя 10 лет он дорос до должности главного инженера на гонках и на базе и перешел в моторное подразделение. В 2009-м – возглавил отдел по разработке KERS, а спустя четыре года стал главным мотористом Скудерии и сосредоточил в руках нити управления работой над новыми V6 Turbo и системой ERS.
Бинотто – временная кандидатура?
Вероятно, да – хотя Бинотто и опытный специалист, но все же узкоспециализированный. Нет уверенности, что бывший моторист успешно потянет разработку всего болида, в том числе и аэродинамического пакета. Если руководство Скудерии считает так же и ожидает возможности поставить другого, более квалифицированного инженера, то Маттиа вряд ли задержится на должности технического директора надолго.
Тогда кто станет техническим директором после Бинотто?
В первую очередь вспоминается легендарный Росс Браун, хотя он не желает возвращаться к активной работе в «Ф-1». Максимум, на что может рассчитывать Скудерия – заманить англичанина на должность технического консультанта.
Еще есть такие свободные специалисты, как Майк Гаскойн, Марк Смит и Джорджо Асканелли – однако их уровень вряд ли соответствует амбициям президента «Феррари» Серджио Маркионне.
В итальянской прессе отмечают другие кандидатуры: Альдо Коста, Алекс Хитцингер и Джеймс Ки. Возвращение Косты выглядит маловероятным – после того, как инженера уволили из Маранелло в 2011 году, он отлично устроился в «Мерседесе». Альдо незачем покидать ведущую команду ради неясных перспектив в хорошо знакомой «Феррари», тем более что у него заключен долгосрочный контракт с «серебряными стрелами». Хитцингер – это уже интереснее, но тоже сомнительно. Немец, работавший в «Косуорте», «Ред Булл» и «Торо Россо», уже давно трудится вне «Формулы-1». Не так давно Алекс числился техническом директором «Порше» и занимался прототипом LMP1, но в марте этого года покинул немецкий коллектив – если бы «Феррари» действительно хотела рискнуть и поставить на него, то могла бы сразу назначить Алекса на должность Эллисона.
Наиболее интригующим кажется вариант с Джеймсом Ки. Этот инженер уже давно перерос команды-середняки, в которых он трудится всю карьеру, но концерн «Ред Булл» не спешит переводить его в старшую команду (это понятно, учитывая наличие Эдриана Ньюи). Талант Ки заслуживает большего, чем «Торо Россо», где англичанин трудится уже четыре года – и «Феррари» может стать долгожданным прорывом. У Джеймса есть необходимый опыт, кроме того, он давно трудится вне Великобритании – сначала в Хинвиле, а затем в Фаэнце – и не испытывает затруднений, в отличие от Эллисона и ряда других английских инженеров, не желающих покидать острова.
Однако одномоментно заменить Ки на Эллисона нельзя – в «Формуле-1» инженеры, переходящие из одной команды в другую, обязаны провести несколько месяцев в отпуске. Тогда становится понятным и назначение Бинотто – итальянец доработает до конца сезона в качестве временщика, а затем наверняка вернется в моторное подразделение или перейдет на другую должность. Джеймс Ки в «Феррари» – очень интересный вариант: крайне любопытно, на что способен талантливый англичанин при наличии огромного бюджета на разработку.
Куда теперь пойдет Эллисон?
Специалиста такого уровня хотели бы заполучить многие, но, скорее всего, Джеймс снова окажется в Энстоуне в заводской команде «Рено» – такие предположения возникали еще в июне. При этом непонятно, в каком качестве французы видят Эллисона – место технического директора уже занято Бобом Беллом, также видным инженером. В случае прихода Джеймса, возможно, обязанности между ними будут разделены.
Однако есть и фантастическая версия о новом месте работы англичанина – в «Макларене», нуждающемся в инженерах высокого класса. Команда из Уокинга уже пыталась переманить Эллисона в 2013 году, но тогда специалист предпочел «Феррари». Возможно, Рон Деннис попробует заполучить Джеймса еще раз.
Что теперь будет с «Феррари»?
Скудерия теряет технического директора в очень неподходящий момент: в 2017 году в очередной раз изменится технический регламент и машины претерпят значительные изменения – ведущий инженер уходит в самый разгар работы над болидом следующего поколения. Новый регламент предусматривает значительные изменения аэродинамического пакета, а также увеличение его влияния на скорость – нетрудно понять, что Эллисон мог бы многое дать «Феррари» при новых правилах.
Маранелло традиционно тяжело приспосабливается к значительным переменам в регламенте – можно вспомнить сезоны 2005, 2009 или 2014 годов, перед которыми менялись правила, и «Феррари» каждый раз откатывалась назад. Похоже, планы о возрождении чемпионских традиций Скудерии вновь переносятся на неопределенный срок.
Фото: Gettyimages.ru/Lars Baron, Charles Coates, Peter Fox; Global Look Press/Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com
Пройдет медные тру... карбоновые тазы. Алонсо говорит, что в Феррари хуже чем в аутсайдере было. Думаю и Себастьян с Торо Росси сравнит, где порядка больше. Феррари все таки на редкость не эффективная помойка, которая может выигрывать только задавив соперников бюджетов. Когда надо по уму средства расходовать - тут ни-ни.