Виталий Петров: «Проблема – в квалификации»
У Виталия Петрова в четверг днем было немало гостей. Россиянин провел неплохой уик-энд в Хоккенхайме, и в моторхоуме «Рено» с десяток журналистов даже вынуждены были слушать его стоя. «Английская» часть брифинга выдалась как никогда прежде насыщенной…
– Перед началом уик-энда в Германии было много разговоров о том, что команда хочет от тебя лучших результатов, и в гонке ты сделал именно то, что от тебя требовалось. Доволен тем, как прошел уик-энд?
– Я бы не стал говорить, что в Германии сделал что-то особенное. Просто иногда нам не везло. Мы были быстры, но в гонке не было возможности обогнать. Иногда были не слишком удачные пит-стопы. Иногда – проколы. Но в Германии обошлось без проблем, и мы смогли добиться хорошего результата..
– Ты изменил свой подход, стал делать какие-то вещи по-другому?
– Нет, ничего такого. В определенный момент в гонке команда попросила меня прибавить, и я прибавил. Плюс нам немного повезло. Когда я выехал с пит-лейн, передо мной была чистая трасса, и я смог проехать на шесть десятых быстрее – это и позволило мне опередить Рубенса. Потом была хорошая борьба с Камуи. В целом уик-энд сложился удачно.
– Эрик Булье сказал после гонки, что если ты продолжишь пилотировать как в этой гонке, когда твои круги были сравнимы с временами Роберта, тебя ждет большое будущее в «Формуле-1». Когда босс команды говорит такие вещи, это добавляет мотивации?
– В любом случае я стараюсь продемонстрировать все, на что способен. Независимо от того, кто и что говорит. Да, конечно, приятно, когда команда хорошо оценивает твое выступление. Но, так или иначе, я буду продолжать делать все от меня зависящее. Если вы обратите внимание, то к середине гонки или к ее окончанию у меня всегда такие же времена на круге, как у Роберта. С пятницы по воскресенье я постоянно учусь, постоянно прогрессирую. К субботе темпа еще недостаточно, чтобы бороться с Робертом. Но к середине гонки, когда я уже достаточно хорошо изучил трассу и то, как ведет на ней себя машина, мои круги все время такие же, как у Роберта.
– Ты почувствовал давление перед началом уик-энда, когда руководство команды заговорило о том, что пора прибавить? Или это легче просто игнорировать?
– Для меня – да. Я знаю, на что я способен. Я просто прошу дать мне время. Для меня это очень важно. В GP2 я провел три года, перед тем как начать бороться за титул. Фактически это было начало моей профессиональной карьеры. Только там я по-настоящему начал понимать, как надо работать с командой, с инженерами, с настройками. Я бы сказал, что это была моя школа. «Формула-1» – это тоже школа. Но уже другого уровня. И мне просто нужно чуть больше времени.
– Что можешь сказать об этой трассе?
– Здесь, я думаю, у нас больше шансов бороться впереди. Воздуховод не так важен, машины настроены на максимальную прижимную силу. Не так много зависит от скорости на прямых – они здесь не такие длинные. Я думаю, нашей машине эта трасса подходит. Плюс ко всему, я знаю ее достаточно хорошо. Посмотрим, удастся ли найти оптимальные настройки.
– В чем разница между практически идеальным уик-эндом, какой у тебя был в Турции, и не слишком удачным, как в Барселоне?
– Про Барселону я бы не стал так говорить. Да, это был сложный уик-энд, но в Канаде было еще труднее. Необходимо, чтобы все сошлось воедино. Когда ты делаешь мелкие глупые ошибки – сдвигается расписание. Сдвигается расписание – начинаются проблемы. Даже если в квалификации у тебя возникла небольшая проблема с топливным насосом – расписание сбилось, и все пошло не так. Важно с самого утра пятницы все делать правильно. Как это было в Германии. Там у меня не было аварий, меня не разворачивало. Я мог нормально работать, шаг за шагом прогрессировать. И это принесло результат.
– Чувство, что уик-энд должен сложиться хорошо, приходит уже в пятницу?
– Нет, пятница всегда очень сложна. Утром ты пытаешься найти верные настройки. При этом машина ведет себя не слишком хорошо – она недостаточно сбалансирована. Во второй части тренировки ты продолжаешь искать, пробовать. Суббота в этом отношении важнее. Ты выезжаешь на трассу на свежих шинах, работаешь над какими-то мелкими деталями. Ну а потом – квалификация, которая всех расставляет по местам.
– Ты чувствуешь, что в квалификации уже можешь выжимать максимум из новой резины? Или все еще…
– Да, все еще есть несколько моментов, над которыми надо работать. В гонке у меня нет никаких проблем. Я могу ехать в любом темпе, я даже могу быть быстрее, чем парни из «Мерседеса». Проблема в квалификации. Мы должны работать над тем, чтобы чаще попадать в десятку. К примеру, в Германии до 16-го поворота у меня был абсолютно такой же круг как у Роберта. Но затем я потерял там три десятые. Я не знал, что там надо делать – вот и все. В ходе тренировок было недостаточно времени на сухой трассе, чтобы понять, как именно я должен проходить этот поворот. Он выглядит очень простым… Но я потерял там три десятые.
– Если бы была возможность вернуться, все было бы нормально? Сейчас ты уже знаешь, что там делать?
– Да! Потому что я проехал полную дистанцию. В гонке я был там даже быстрее, чем в квалификации. В гонке я все время пробую разные траектории. Я никогда не выбираю одну и ту же. Даже когда с кем-нибудь борюсь, как с Шумахером в Германии, я на каждом круге пробую что-то новое. Ищу оптимальную траекторию.
– На каждом круге?
– На каждом круге.
– Серьезно?
– Да, конечно.
– Почему?
– Например, я пробую затормозить позже. Торможу позже – блокирую переднее правое. Если я блокирую переднее правое – надо сместить баланс тормозов назад, и попробовать еще раз. Затем, если все удалось, я пробую зайти чуть шире или наоборот чуть уже. И так далее – на каждом круге. Возьмем, к примеру, Германию. Окей, в первом повороте пробовать нечего, но во втором я что-то менял очень часто. В шестом – то же самое. В других поворотах… Ты все время должен искать.
– Но когда ты, наконец, нащупал идеальную траекторию, разве не лучше ее и придерживаться?
– Нет, ты можешь найти траекторию, но когда шины начинают изнашиваться, надо ее менять – пусть совсем чуть-чуть, но надо.
– Ты чувствуешь давление из-за того, что второй кокпит «Рено» – это сейчас, возможно, самое популярное место на трансферном рынке «Формулы-1»? Было бы проще, если бы ты знал, что остаешься на следующий год в команде?
– Не знаю, возможно.
– Ты стараешься об этом не думать?
– Да, наверное, так.
– Ты ведешь переговоры с другими командами?
– Сейчас я здесь – впереди еще половина сезона. Не думаю, что сейчас мне надо вести переговоры с другими командами.
– Если посмотреть на Ромена Грожана… В GP2 он был так же быстр, как и ты, но затем у него возникли проблемы в «Формуле-1». Тебе не кажется, что молодым пилотам сейчас гораздо легче пробиться в чемпионат, чем в нем удержаться? Взобраться на эту вершину не так сложно – куда проще затем с нее сорваться…
– Ромен Грожан пришел в «Формулу-1» в неправильное время – в середине сезона. Это было абсолютно неверное решение. Вот и все.
– Но сейчас, в любом случае, удержаться здесь – это очень сложная задача для молодых гонщиков…
– Да, конечно. Когда перед дебютом у тебя есть возможность работать с командой «Формулы-1», учиться – адаптироваться гораздо проще. У меня этого не было. Конечно, было бы легче, если бы перед переходом в «Формулу-1» я проехал несколько дней на тестах.
– Большее количество тестов помогло бы?
– Конечно. Абсолютно точно. Потому что этой зимой… Сколько километров я проехал по сухой трассе? Один, два дня? В остальное время лил дождь.
– У вас есть хороший симулятор?
– Нет.
– Ни одного?
– Почему? У меня есть PSP. Это не шутка. Например, перед Австралией я тренировался на PSP. И это помогло. Я мог изучить повороты. Конечно, с настройками там не поработаешь, но ты хотя бы понимаешь куда надо ехать. Знаешь, какая примерно должна быть скорость.
– Какие еще трассы ты будешь так учить?
– Я не знаю трассу в Абу-Даби. Я не знаю Сузуку. В августе у меня будет достаточно времени на обучение. Наверное, поиграю в «rFactor». Выучу «Сузуку», Сингапур. Это ведь довольно сложные трассы…
– Ты можешь сказать, что эта гонка почти как домашняя для тебя, потому что трасса ближе к России, чем другие?
– Нет.
Тем, которые можно было обсудить с «russian friends», осталось не так много. Нас было двое. Третьим пытался стать венгерский коллега, задавший последний вопрос на английском, но, поняв, что по-русски все же ничего не понимает, в скорости откланялся…
– Интересно было ехать за Шумахером? Изучал его траектории?
– Нет, ничего подобного. Я был быстрее. По крайней мере, в некоторых местах мне так казалось. Но в любом случае приблизиться на расстояние атаки было невозможно. Он допускал ошибки, заходил чуть шире, блокировал колеса, но чтобы атаковать – шансов не было. Я его пугал, но… Не допугал, в общем. Особой роли это не сыграло.
– Что будешь делать в течение перерыва?
– После этой гонки слетаю в Англию, на базу. Потом две недели отдохну у себя дома в Выборге. Ну, как отдохну… Пару дней – схожу в сауну, расслаблюсь. Потом приступлю к тренировкам, буду играть в футбол. После этого, наверное, вернусь в Испанию, потренируюсь там. Потом, когда команда вернется, опять – в Англию. Во время перерыва на базе никого не будет – так что нет никакого смысла находиться там все время.
– Что за проблема была с коробкой в конце гонки в Германии? Инженеры просили переключаться тебя раньше…
– Да, с оборотами были какие-то проблемы – они постоянно скакали при переключении с шестой на седьмую. Мы постоянно общались с командой по радио – они просили переключаться раньше, я так и делал. Менял передачи не на 17 000 оборотах, а на 16 000.
– Риск схода был?
– Я то как раз боялся, что да. Потому что обороты прыгали. Все время чувствовалось, что что-то работает не так. Я переключался раньше, как меня просили – просто невозможно постоянно делать одну и ту же ошибку. Там все просто: нажал на кнопку – она переключилась. Явно была какая-то механическая проблема. Сейчас вроде бы уже разобрались, в чем дело. Сегодня еще раз все обсудим. Но не думаю, что это какая-то глобальная проблема.
– В Монако «Рено» продемонстрировала весьма неплохую форму. Возможно, здесь повторить что-то подобное?
– Я думаю, что… Давай дождемся первой тренировки. Думаю, что у нас неплохие шансы…
– …обойти «Мерседес»?
– Будем стараться. Очень важна квалификация.
Будапешт, 17.45
PSP это конечно смешно. Но вот rFactor достаточно продвинутый гоночный симулятор (не игра, а именно сим), с детально проработанной физикой, особенно если его использовать с современным, правильно настроенным рулем и обратной отдачей. Правда надо еще уметь устанавливать различные моды авто, трассы. Так что Респект Виталию, если он им пользуется!
Вот здесь можно посмотреть видео онбордов из rFactor: http://www.youtube.com/watch?v=O6v_VhNhAtk
если сможет опередить напарника, то все остальное будет неважно..:)
Несмотря на напряженную ситуацию, Виталий хорошо держится.
Очень хочется увидеть его на следующий год боевым пилотом Формулы 1.