9 мин.

Малой кровью. Вся правда о женском беге. Чем мы отличаемся от мужчин?

Впервые женщинам разрешили участвовать в соревнованиях по бегу — на дистанциях не более 800 м — в 1928 году на IX летней Олимпиаде в Амстердаме. Однако уже в 1932 году на Олимпиаде в Лос-Анджелесе допустили только до соревнований на 100 м. Считалось, что женщина не создана для столь изнурительного занятия как бег. German Journal of Physical Education в 1898 году высказался, что спортивная активность приводит к бесплодию: во время бега у женщины может попросту выпасть матка. 

История изменила ход, когда Роберта (Бобби) Гибб в 1966 году, получив отказ в присвоении номера, нелегально пробежала Бостонский марафон за 3:21:46, обогнав две трети мужчин на трассе. Однако из-за отсутствия номера ее не признали официально первой. 

Первой считается Кэтрин Свитцер. Подписавшись инициалами, похожими на мужские, она смогла получить слот и финишировала в Бостоне в 1967 году за 4:20. Бобби участвовала в этом же марафоне, но снова без номера (ее время – 3:27:17). Результат Кэтрин также не засчитали, но она навсегда вошла в историю. В 1972 году женщин официально допустили до участия в Бостонском марафоне, а в 1984 году женский марафон был впервые включен в программу Олимпийских игр. 

И мы побежали. 

По материалам исследования RunRepeat,  число женщин в беге выросло с >20% в 1986 году до чуть более 50% в 2018 году. Лидируют страны с наибольшим гендерным равенством – такие как Исландия, США и Канада.

Сперва может показаться, что быть женщиной проще. Взять хотя бы нормативы, действующие со времен СССР. Для того чтобы стать мастером спорта, девушке нужно пробежать марафон за 2:45. Серьезные любительницы добиваются этого результата за 3-5 лет упорных тренировок.  Мужчине, чтобы достичь того же уровня «мастерства», нужно пробежать марафонскую дистанцию гораздо быстрее — за 2:20 — и это практически недостижимый для среднего любителя результат. Если сравнить нормативы с соответствующими мировыми рекордами: 2:20 всего на 15% хуже мужского WR, а 2:45 хуже женского на 22%. Многие говорят о несправедливости нормативов. Что ж, справедливо.

Прогуливаясь по просторам инстаграма, можно найти с десяток аккуантов, владелицы которых вывешивают статусы «кандидат в мастера спорта», «мастер спорта», не имея при этом официального подтверждения «кандидатства» или «мастерства». Никто не вдается в детали бюрократических процедур  — аудитории важны цифры, говорящие сами за себя. Стать самопровозглашенным КМС просто. Достаточно выбежать марафон «из трех часов». Это амбразура, на которую рано или поздно бросаются все, серьезно увлеченные любительским бегом, в том числе, мужчины. Ведь им, чтобы вывесить подобный статус на странице в социальной сети, нужно пробежать марафон за 2:28:30. 

Как бы то ни было, марафон «из трех» — значимая веха и достижение, которым любитель может по праву гордиться. 

Впервые я пробежала марафон за 2:59:00 на третий год регулярных тренировок, мне для этого понадобилось четыре марафона. Историческим стал Бостонский — мой первый старт серии World Marathon Majors. 

В 2015 году результатом «из трех» еще можно было удивить. Однако мода на бег набирала обороты, нас становилось все больше, мы становились все серьезнее и быстрее — девушки начали массово выбегать из заветных трех часов. В то время как ребятам, с которыми мы тренировались, для этого требовалось куда больше марафонов, несмотря на то, что на тренировках они всегда бегали быстрее. 

В чем же дело? Предположу, что в природной воинственности и некотором безрассудстве, присущим мужчинам. Зачастую в результатах «не из трех» повинны несдержанность на старте и неумение чувствовать себя по ходу дистанции. Девушки, которые, как правило, спокойнее и уравновешеннее, редко «перебирают» с темпом, раскладываясь по трассе тактически грамотно, достигая заветного результата. 

Интересный факт: мне не удалось найти информацию ни об одной женской смерти на забеге, все трагические сообщения посвящены мужчинам. Конечно, играет роль то, что женщины, благодаря большему уровню «хорошего» холестерина, в меньшей степени, чем мужчины, подвержены риску острых сердечных проблем во время нагрузки. Однако более важным мне представляется другое наблюдение: когда мужчина бежит на пределе, он редко это чувствует и не осознает, что необходимо остановиться или замедлиться. Так, максимальные показатели лактата в крови (производная молочной кислоты) у сильнейших бегуний на средние и длинные дистанции приблизительно на 45% ниже, чем у бегунов. Женщины инстинктивно предотвращают чрезмерное закисление мышц и перенапряжение. 

Кроме этого, мужчины — прирожденные охотники и воины — могут терпеть физические страдания гораздо дольше женщин: большое количество тестостерона действует, как природная анестезия. 

«Инстинкт самосохранения у мужчин притуплен эволюционно, иначе они не смогли бы охотиться за мамонтами и воевать с соседними племенами за лучшую пещеру», — соглашается Александр Головин (мастер спорта, создатель и главный тренер клуба Running Expert).

Женщины ориентированы на выживание, острее реагируют на боль и не умирают при родах, только благодаря выделению огромного количества эндорфинов. 

Интересное исследование на эту тему было опубликовано в 2005 году британским университетом Бата (Bath University). Были отобраны две группы добровольцев — мужчины и женщины. Участникам эксперимента было предложено опускать руки поочередно в теплую (37°С), а затем в ледяную воду (1-2°С). Ученых интересовали болевой порог (точка, когда человек начинает ощущать боль) и порог терпимости (время, в течение которого он способен ее переносить). Мужчины по обоим показателям лидировали со значительным преимуществом. Выяснилось, что женщинам и больнее, и терпеть боль они могут совсем недолго.

Напрашивается вывод, что женщина зачастую не превышает свои лимиты и ее защитные механизмы работают так, что в случае угрозы она или замедлится, или прекратит бег. Это означает, что мы более экономичны в том, что касается расходования ресурсов, и редко добегаем «до конца». 

В то же время мы менее быстры и сильны. У нас меньше тестостерона, меньше мышечная масса и сами мышцы более эластичные, а более свободная мышца возвращает меньше энергии. Интересно, что сила нижней части тела (то есть сила ног) относительно всей массы одинакова у мужчин и у женщин , в то же время у женщин меньше сила верхней части тела, поскольку основная мышечная масса находится ниже талии, и они чаще используют мышцы именно нижней части тела.

Естественную слабость женщины оборачивают себе на пользу: раз уж мужчины бегут быстрее, то их можно «использовать» в качестве пейсмейкеров. Два последних женских мировых рекорда были поставлены при поддержке сильных бегунов-мужчин. Пола Редклифф в 2003 году на Лондонском марафоне показала результат 2:15:25. В октябре 2019 года Бриджит Косгей пробежала Чикагский марафон за 2:14:04, при этом только последние три километра она бежала одна. Мировой рекорд для «чистого женского марафона» скромнее — Мэри Кейтани в 2017 году пробежала марафон в Лондоне без пейсеров за 2:17:01. 

Существует мнение, что женщинам в целом легче даются тренировки на выносливость. В частности, в силу того, что у женщины больше запасов жира в организме (в среднем от 10-20% у мужчин против 20-30% у женщин) и она эффективнее их использует. Так, в еще одном исследовании RunRepeat за 2020 год говорится: чем длиннее дистанция, тем меньше гендерный разрыв. На 5 км мужчины в среднем на 17,9% быстрее женщин, в марафоне — на 11,1%, в стомильных забегах разница уже менее 1% (0,25%), а свыше 195 миль (примерно 314 км) женщины на 0,6% быстрее мужчин. 

Предложенные выводы не бесспорны. «На дистанциях свыше 100 км выносливость, как физиологический показатель, фигурирует не в традиционном его понимании, поэтому какие-либо оценки выносливости той или иной гендерной группы будут некорректны», — рассуждает Александр Элконин (тренер, врач, кандидат медицинских наук).

«Дело в том, что женщины более ответственны и менее авантюрны, — соглашается и Александр Головин, — Они выйдут на ультру, только когда будут готовы. Так что это не про большую выносливость женщин, а про большую глупость многих мужчин». 

Стоит также отметить, что соревнования по суточному бегу выигрывают все-таки мужчины. Разница в рекордах мира (на стадионе) — мужчины (303,506 км), женщины (270,116 км) — составляет более 11%. 

На этом различия мужчин и женщин не заканчиваются. Женское сердце весит меньше мужского. Под воздействием тренировок размеры сердца обоих полов увеличиваются, однако разница полностью не компенсируется. У мужчин больше объем легких. В их крови больше эритроцитов и гемоглобина, и соответственно больше возможностей для транспорта кислорода — активные мышцы женщины получают меньше кислорода. Поэтому тренировки в горах для женщин будут более эффективны, нежели для мужчин, которые при прочих равных не смогут повысить гемоглобин настолько, насколько повысит женщина. В то же время даже длительные сборы не позволят женщине сравняться по уровню гемоглобина с мужчиной. 

Cредний МПК (максимальное потребление кислорода — один из главных показателей, определяющих потенциал спортсмена) в группе сильнейших женщин-спортсменок на 8-12% ниже среднего показателя сильнейших бегунов. А вот показатели анаэробного порога — уровень интенсивности нагрузки, при котором начинается процесс закисления мышц, одинаковы у мужчин и женщин, подготовленных в одинаковой степени. 

Одни из самых важных различий в физиологии мужчины и женщины кроются в гормональной системе. Известны так называемые «мужские» гормоны (тестостерон, андрогены и др.), а также «женские» (например, эстрогены и гестаген). При этом и те, и другие подмешаны каждому полу. Например, в мужском организме присутствуют окситоцин, который отвечает за сокращение матки в родах, и фолликулостимулирующий гормон, который отвечает за овуляцию. Однако, в отличие от мужчин, каждый день месяца женщина чувствует себя, выглядит и даже бегает по-разному, проживая регулярные гормональные изменения в рамках цикла, известного как менструальный.

Несмотря на очевидные различия в физиологии мужчин и женщин, согласно мнению большинства экспертов, они слабо влияют на структуру тренировок мужчин и женщин — в этом вопросе присутствует полное гендерное равенство. Может ли быть по-другому? Возможно ли тренировать и тренироваться, ориентируясь на физиологию женщины — так, чтобы не только исключить угрозу вреда здоровью, но и максимально использовать особенности женского организма с целью сделать тренировки более результативными? Я отправилась на поиски ответов к тем, кто не понаслышке знает о том, каково это — тренировать женщин. 

Фото: worldclassmag.com, sm-news.ru, rostovgazeta.ru, news.images.itv.com, www.runningaddicted.com, личные архивы Оксаны Ахмедовой

Материал впервые опубликован 31.05.2020 г. на сайте https://life.russiarunning.com/

Источники:

https://www.outsideonline.com/1783996/myth-falling-uterus

https://runrepeat.com/state-of-running

http://old.rowingrussia.ru/trenirovki_na_vynoslivost_piter_yansen.pdf

https://www.sciencedaily.com/releases/2005/07/050705004113.htm

https://runrepeat.com/state-of-ultra-running