«Заморская сказка». Олимпийский чемпион Игорь Полянский в Новосибирске!
Олимпийский чемпион и пятикратный рекордсмен мира Игорь Полянский провел мастер-класс для спортсменов плавательного клуб «Водник» и рассказал о жизни в Новой Зеландии.
Начало встречи
– Здравствуйте, дети! – бодро начал встречу Игорь Николаевич, – я прямо как Дед Мороз, – ловко подметил и посмеялся олимпийский чемпион, – Сразу скажу: очень хорошо, что вы занимаетесь именно плаванием. Ваши родители сделали очень верный шаг, отдав вас в замечательный вид спорта. Может быть, не каждый сможет стать Олимпийским чемпионом или рекордсменом мира, но вы научитесь плавать, будете свободно держаться на воде, а это обязательно пригодится вам в будущем. Например, – продолжил Игорь Николаевич, – Если взять меня, то я до сих пор хожу тренироваться в бассейн, с удовольствием проплываю три километра, хотя уже давно закончил карьеру профессионального пловца. Умение плавать поможет вам везде: поехали кататься на водных лыжах или просто пошли покупаться – натренированность даст о себе знать, – увлеченно рассказывал Полянский.
– С другой стороны, - продолжал Полянский, - если вы будите заниматься взрослым, а значит профессиональным плаванием, то это будет нелегко. Конечно, сейчас все проще, у вас тренируются молодые спортсмены от четырнадцати до семнадцати лет. Но после восемнадцати становится очень сложно: нужно уже идти учится в институт или каким-то образом подзарабатывать, деньги нужны всем. Был такой случай, – сказал Игорь Николаевич, уже заинтриговав нас, – у моего тренера Семушева Владимира Витальевича тренировался очень талантливый спортсмен, плавал сто и двести метров на спине, был чемпионом Европы, но когда пришло время принимать серьёзное решение: оставаться в спорте или учиться, то спортсмен (имя которого не называется) сказал: «Нет. Извините, Владимир Витальевич, я после восемнадцати лет забрасываю плавать. Моя мечта стать военным летчиком. Я не хочу быть больше спортсменом, хочу учиться, хочу быть пилотом». Действительно, он поступил в авиационное училище и, как хотел, бросил профессиональный спорт. Вот у меня была немного другая ситуация. Я занимался плаванием. Мне нравилось плавать. Было желание, а там, как говорится, пошло, пошло, пошло…
Про себя
– А как Вы пришли в большой спорт? Это было Ваше желание или желание Ваших родителей?
– Желание родителей. Не знаю как сейчас, но в то время часто болеющих детей отдавали закаляться в бассейн. Врачи рекомендовали астматикам заниматься спортом, в частности, плаванием. А я, как раз, был астматиком.
– Игорь Николаевич, сколько лет Вы занимались плаванием?
– Ну, правильнее сказать, что я до сих пор занимаюсь. Свою профессиональную карьеру пловца окончил в двадцать два года, но спорт я не бросал, – заверял нас Олимпийский чемпион, – я потихоньку начал карьеру тренера. Многие наставники, в том числе и ваши, в прошлом были пловцами. Так что я и сейчас занимаюсь плаванием.
– А почему так быстро закончили карьеру спортсмена?
– Женился, – отвечал Полянский, – я женился. Но дело не только в этом. Понимаете, когда достигаешь высоких результатов, много выигрываешь, то постепенно пропадает мотивация и становится тяжело.
– Как Вы справлялись с волнением на соревнованиях?
– С волнением? – удивился Полянский, – Хорошо готовился. Нет, конечно, каждый спортсмен волнуется перед стартом, но если ты готов, то нервов тратишь меньше. А если ты пропускал тренировки, сачковал, то в голову лезут всякие нехорошие мысли. У меня с этим проблем не было. Мы тренировались в сборной СССР – там сачков не любят. Прогуливаешь тренировки – билет в руки и, пожалуйста, домой.
– Смотрел видео, как Вы плывете двести метров на спине на Олимпийских играх. Вы нырнули дальше всех. Это была такая тактика?
– Как таковой, задумки не было. Но с тренером мы это прорабатывали. Дело в том, что скорость под водой выше скорости на поверхности. Я, конечно, хотел получить преимущество уже на старте дистанции. Выходы особенно важны для спинистов, – заметил и одновременно дал совет Игорь Николаевич, – легче контролировать ход дистанции.
– Игорь Николаевич, хорошо ли Вы помните события Олимпийских игр в Сеуле? Расскажите о них.
– Я не буду рассказывать вам все события Олимпиады, но единственное, что мне запомнилось – это, конечно, награждение. Выиграл. Стоишь на подиуме выше всех. Поднимается флаг Советского Союза. Звучит гимн твоей любимой страны. Все охвачены гордостью. Многие спортсмены не сдерживали слёзы. В том числе: Сальников, это была его последняя Олимпиада.
– Представьте, что во время вашей карьеры спортсмена Вы оказались заграницей. Смогли бы Вы тогда стать двукратным, трехкратным Олимпийскм чемпионом?
– Нет, думаю, что нет. Я считаю, у нас в Советском Союзе были условия лучше тех, что могли предоставить в других странах. Если брать Олимпиаду 1988 года, то там в каждом финальном заплыве было по два–три советских спортсмена. Во времена Советского Союза было хорошо в этом плане. Все: сборы, питание, проживание – все было на высшем классе и за счет государства.
– Скажите, был ли у Вас спортсмен, на которого Вы ровнялись в молодости?
– Конечно, был! – с восклицанием и некоторой торжественностью сказал Игорь Николаевич, – Александр Тихонов, знаете такого? Это наш земляк, новосибирец. Александр Иванович Тихонов – четырехкратный олимпийский чемпион, биатлонист. Он был моим кумиром, и до сих пор остается им. Александр Карелин, конечно же. Мы с ним одногодки, но я им тоже восхищаюсь.
– Говорят, что в жизни нужно попробовать все. Есть ли вещи, которые Вы никогда не попробуете?
– Есть, конечно же! – воскликнул Игорь Полянский, – У каждого есть такие вещи. Я, например, никогда не прыгну с парашютом, – смеется. – Тут, просто, есть вещи, которые ты не будешь пробовать только из–за того, что они тебе не интересны. Вот путешествовать я люблю.
Новая Зеландия как этап жизни
– Вам больше нравится выступать в роли тренера или в роли пловца?
– В роли тренера, – смеётся Игорь Николаевич, – конечно, в роли тренера. Дело в том, что у нас в Новой Зеландии есть спортивный клуб. Он занимает первое–второе место в стране. По большому счету, это большой хороший сильный клуб, занимается там около ста профессиональных спортсменов.
– То есть на сто человек всего два тренера?
– Ну почему же? Нет. У нас пять тренеров: я – главный тренер, моя жена Лариса, мне помогает, ещё есть один тренер из Египта и два «коача» на подхвате.
– А в клубе всего, сколько человек занимается?
– Всего чуть больше ста восьмидесяти человек. В Новой Зеландии мы развиваем, так называемое, фитнес–плавание, а по–другому любительское. Некоторые дети не хотят ходить шесть или восемь раз в неделю, а посещают бассейн в двух–трёх случаях. И нам это выгодно – из этих денег выплачивается зарплата тренерам, оплачивается аренда бассейна и так далее.
– Расскажите о развитии плавания в Новой Зеландии в целом.
– В Королевстве со спортом дела обстоят неплохо. Почти все бассейны принадлежат государственным структурам, муниципалитету. Так администрация города постановила, что все бассейна, находящиеся на балансе, обязаны выделять время и дорожки спортивным группам. Мало того, дети до пятнадцати лет могут абсолютно бесплатно посещать водные комплексы. А если сравнить, где лучше развивается плавание в Новой Зеландии или в России, то могу сказать одно – в России развивать плавание и развиваться самому дорого. За всё платят папа и мама, – ответил Игорь Николаевич.
– Существует ли университетский спорт в Новой Зеландии?
– В Новой Зеландии не существует университетского спорта. Это связано с условиями, при которых спорт сложно совместить с учебой. Допустим, ты идешь учиться на врача или юриста, в таком случае времени на тренировки у тебя не будет. А если идешь учиться на бизнесмена, то тут немного попроще. Вообще, университетский спорт присутствует только в Америке. Ни в Германии, ни в Австралии его нет. Поэтому своих самых талантливых спортсменов я отправляю именно в Соединенные Штаты. Там они будут учиться и плавать.
– Игорь Николаевич, жизнь в Новой Зеландии сильно отличается от жизни в России?
– Естественно отличается. В первую очередь погодными условиями. В Королевстве не бывает сильных морозов, средняя температура зимой составляет плюс десять градусов. Летом, так же как и в Новосибирске – двадцать–двадцать четыре градуса. Новая Зеландия – небольшая страна, всего четыре с половиной миллиона человек. Если взять Новосибирск, то тут полтора миллиона жителей. Вот и считайте, Новая Зеландия как три столицы Сибири. Нет большого скопления машин. Люди немного другие, другой язык. Есть минусы, но есть и свои плюсы.
– Чем Вы любите заниматься в свободное время?
– Чем занимаюсь? – со смехом продолжал разговор Полянский, – В стране, где я живу, у тренеров гибкий график. Действительно есть свободное время. Как известно, Новая Зеландия омывается океаном со всех сторон. Поэтому очень многие, и я в том числе, любят ездить на рыбалку. Это моё хобби. Помимо этого, я стараюсь тренироваться. Два раза в неделю хожу плавать, посещаю баню, встречаюсь с друзьями.
– Меняется ли Новосибирск с годами?
– Новосибирск вообще не узнать. Если бы меня не встретили, и я один добирался сюда от аэропорта Толмачево, то я бы потерялся где–нибудь. А на самом деле, Новосибирск развивается исключительно в лучшую сторону. Он становится чище, светлее; увеличилось число магазинов.
Про современное плавание
– На Олимпийских играх в Рио российские пловцы не смогли положить в общую копилку сборной ни одного золота. С чем Вы это связываете?
– Наверное, это связано с величиной нашей страны. Она большая, регионов много, спортсмены «разбросаны» по всему Советскому Союзу, – кажется, оговорился олимпийский чемпион. – Кто–то тренируется в Волгограде, кто–то в Петрограде. Конечно, очень тяжело собрать всех спортсменов. Согласен, на Олимпиаде 2016 российские пловцы выступили не очень, но на предыдущих результаты были лучше. Может быть, раз на раз не приходится.… А может быть, что–то с организацией связано.
P.S. С видео пресс-конференции можно ознакомиться здесь.