5 мин.

Теория гибрида. Джимми Грэм в борьбе с устаревающей системой «ярлыков» в НФЛ

Джимми Грэм проиграл бой. Зато Джимми Грэм не совсем проиграл войну. Большую часть межсезонья ему (если быть точным – его агентам и представителям) пришлось провести в словесных баталиях с лигой и собственной командой о том, кем же он все-таки является. Тайт-эндом (как написано в его собственном твиттере и как мы всегда привыкли считать) или ресивером (как он сам попросил себя именовать, сравнив свои показатели за сезон с показателями тех, кто получает и будет получать больше него)? Вопрос, к слову, отнюдь не праздный – разница в предполагаемой зарплате на сезон для самого эффективного принимающего (если смотреть по количеству тачдаунов, а не по формальной привязке к позиции) составляла более 5 миллионов в год. Но из-за чего весь сыр-бор и откуда такая гигантская разница?

Франчайз тэг – инструмент, придуманный лигой для предотвращения избыточной миграции игроков из клуба в клуб. В особенности – игроков топового уровня, являющихся лицом команды. Для большинства болельщиков (особенно начинающих) ведь команда чаще всего ассоциируется с конкретными персоналиями, а не только клубными цветами. Если вчера условный ЛеБрон Джеймс играл за Miami Heat, сегодня уже за Cleveland Cavaliers, а завтра, к примеру, за Harlem Globetrotters, то как командам в таких условиях выстраивать фанатскую базу?

Таким образом, у каждой франшизы в NFL есть возможность принудительно переподписать на 1 год наиболее ценного для нее игрока с истекающим контрактом. Сумма оплаты при этом устанавливается напрямую лигой из года в год для каждой позиции. Понятное дело, что используется этот механизм только тогда, когда клубу и футболисту не удалось договориться о долгосрочном контракте. И только в том случае, если менеджмент считает открытый конфликт с игроком (мало кому понравится применение такого «крепостного права», одинаково неприятного как с финансовой, так и с точки зрения контроля над собственной судьбой) приемлемой ценой за сэкономленные деньги.

В случае с Грэмом вопрос применять или не применять франчайз-тэг практически не стоял – было очевидно, что для Saints Джимми является вторым по значимости активом после Дрю Бриза. Вопрос был в том, какой именно из франчайз тэгов (рассчитываемых как среднеарифметическое топовых зарплат по позиции) они могли бы к нему применить – тайт-энда (7 миллионов) или принимающего (12.3 миллиона). Сам Джимми, как и любой человек на его месте, решил, что вторая цифра нравится ему больше первой, и пригрозил арбитражем, в случае, если его попытаются «закабалить» по неугодной ему рыночной ставке. Аргументы Джимми были просты и логичны – в значительном большинстве случаев он располагается на линии скриммиджа как принимающий, а не как блокировщик. Даже в выносных комбинациях Шон Пэйтон и компания не рвутся использовать исключительно одаренного физически игрока в качестве пушечного мяса – слишком уж он хорош, чтобы им рисковать.

У самих Saints и арбитража (который в итоге все же признал Джимми тайт-эндом) мнение было иным. Несмотря на то, что основной функцией Грэма является ловля мяча, он все же чаще выполнял ее, располагаясь в пределах четырех ярдов от линейных нападения (что как раз-таки характеризует его как тайт-энда). Вот только много ли смысла остается в самом понятии тайт-энда в таком случае?

По сути, стремительно устаревающая система «ярлыков», которые NFL навешивает на игроков, характеризует лишь, в какой точке поля футболист начинает тот или иной розыгрыш, а вовсе не то, что именно он делает и какую пользу приносит команде. Коллапс здравого смысла мог выплыть на всеобщее обозрение еще годом ранее, когда Rams подумывали наложить франчайз тэг тайт-энда на Дэнни Амендолу. Ну а что такого, в самом деле, он хоть и ресивер, но ведь действительно в построении располагается недостаточно wide – к чему переплачивать?

Грэм в итоге согласился на долгосрочный контракт в 40 миллионов на 4 года. И даже стал благодаря ему самым высокооплачиваемым тайт-эндом. Вот только справедливо ли, что, к примеру, Перси Харвин, Майк Уоллес и Винсент Джексон получают больше, просто за счет того, что формально они – wide receiver’ы, пусть и набравшие в минувшем сезоне втроем меньше тачдаунов, чем Джимми?

К слову, в десятке лидеров по количеству тачдаунов на приеме еще два тайт-энда помимо Грэма – Вернон Дэвис, который уже начал выпрашивать надбавку от руководства 49ers, и Джулиус Томас, которому сперва нужно будет повторить прошлогодний успех, дабы перейти к аналогичным действиям.

Все это приводит нас к одной просто идее – NFL пора бы уже отказаться от самого понятия тайт-энд, как стремительно устаревающего, либо оставить это определение лишь для тех, кто в действительности сочетает обязанности принимающего и блокировщика в равных пропорциях. И ввести уже, наконец, нормальную классификацию слот ресиверов, как самостоятельного амплуа, без которого невозможно представить современный футбол.

И чем дальше в лес – тем роль слот ресиверов выше. Пусть они не умеют бегать вертикальные маршруты на 40+ ярдов, как ЭйДжей Грин – их ценность в другом. Работая, в отличие от wide receiver’ов, в тесном трафике, они оказываются куда полезнее в red zone (благо там не разбежишься) и атакуют, в первую очередь, зону ответственности центральных лайнбекеров, как правило, не слишком-то умело действующих в прикрытии. Они создают дополнительный «угол атаки» и их эффективность года от года все выше.

В Зале Славы на настоящий момент насчитывается 8 тайт-эндов. Лишь один из них может похвастаться тем, что дважды набирал двузначное число тачдаунов за сезон. Лишь один может похвастаться, что набирал в течение сезоне больше тачдаунов, чем Джулиус Томас. И ни один – больше чем Джимми Грэм, Вернон Дэвис или Роб Гронковски в 2011.

Если NFL не задумается над отдельной категорией для слот ресиверов, чересчур много народа придется в какой-то момент включать в Зал Славы под вывеской «тайт-энд». Не исключено, что такими темпами одним из них, к примеру, может стать Уэс Уэлкер. Он ведь, как и Амендола с Грэмом, тоже чаще располагается в слоте.