10 мин.

Время говорить «до свидания»

Из того, что я рассказываю о России, две вещи удивляют американцев больше всего. Первое – это то, что большинство россиян имеют лишь смутное понятие о том, какие налоги они платят. Второе – про Старый Новый год. «Два Новых года? Не шутишь?» Приходится пускаться в подробные объяснения про разницу между Юлианским и Григорианским календарями, но все равно знание о двух Новых годах в голове среднего американца обычно попадает в ту же категорию, что и многочисленные шуточки в духе Якова Смирнова про то, что «в Советской России автомобиль ездит на тебе».

Но, если подумать, Старый Новый год – очень удобная штука. Благодаря ему можно доделать те дела, которые не успел закончить до 31 декабря. Например, написать пост про итоги года. Этим автор и займется сегодня.

Среди новогодних тостов вторым после «За Новый год!» обычно следует «За все хорошее, что было в старом году, и чтоб ушло все плохое!» Из всего, с чем нам предстоит попрощаться – или с чем нам стоило бы попрощаться, если размышлять здраво – были выбраны несколько наиболее важных, по мнению автора, вещей, событий и людей. Остальные, не попавшие в этот список, предстоящие расставания, читатели могут указать самостоятельно в комментариях.

1. Лесли Фрэйзер

Будучи болельщиком «Миннесоты» автор, в первую очередь, приветствует расставание своего клуба с его бесталанным главным тренером. Сейчас странно об этом вспоминать, но у предшественника Фрэйзера, Брэда Чилдресса, к моменту увольнения было больше 50% побед с «Миннесотой», два титула победителя дивизиона и одна победа в плей-офф. Тем не менее, Чилдресс считался растяпой. Кто же на его фоне Лесли Фрэйзер? Нужно ли использовать отрицательные, или даже мнимые величины, при описании его достоинств и достижений?

2. Гэри Кьюбиак и Мэтт Шауб

«Хьюстон», а вместе с ним и мы все, прощается с эрой Кьюбиака-Шауба. Восемь сезонов для первого на посту главного тренера и семь лет для второго в качестве стартового квотербека – это не просто очень долго для нынешней НФЛ, это еще и больше половины общего срока существования «Teхасцев», самой молодой команды лиги. «Хьюстон», который мы знали, это, без преувеличения, команда этих двух. Была.

Оценивать же достижения «Хьюстона» Кьюбиака и Шауба относительно остальных клубов НФЛ несколько затруднительно. Беря в расчет только пару предыдущих лет кажется, что команда не достигла потолка своих возможностей и свалилась в пропасть преждевременно. Однако же – мы вернемся к этой теме позже – построение чемпионской команды явно затянулось. С 2007-го, года, когда в Хьюстоне уже были и Шауб и Кьюбиак, по 2012-й включительно еще десять команд лиги достигли тех же результатов, что «Техасцы», или лучше – два титула победителей дивизиона и две домашние победы в плей-офф.  Восемь из этих команд участвовали в Супербоуле, пять одержали там победу. Кьюбиак, фактически, смог за семь лет создать худшую из лучших команд НФЛ. Это, безусловно, достижение на фоне двух десятков других клубов, но все-таки недостаточно хорошо для удовлетворения амбиций техасских болельщиков.

3. Идея постепенного построения команд-чемпионов

Довольно странно говорить «прощай» не чему-то конкретному, а такой общей вещи, как идея, но данный случай этого определенно заслуживает. Почти любой новый генеральный менеджер или тренер команды начинает первое интервью с прессой с того, что излагает свои долговременные планы на перестройку и построение команды, способной побороться за Супербоул. Реальность же такова, что времени на долговременное – и даже на среднесрочное планирование – нет ни у кого.

Лучше других это проиллюстрировали «Хьюстон» и «Атланта» с одной стороны, плюс «Сан-Франциско», «Сиэтл», «Канзас» и, с некоторыми оговорками, «Каролина», с другой.

В Хьюстоне и Атланте долго и терпеливо по кирпичику выстраивали пирамиды, которые вот-вот должны были дотянуться до небес, но их конструкции обвалились в один момент. В то же время «Фотинайнерз» и «Чифс» прыгнули из неудачников в претенденты всего за один сезон, сменив тренера. Чуть больше времени это заняло у «Сиэтла», и потребовало двух замен квотербеков, но и в этом случае мы говорим всего о четырех годах пути от команды, чей потолок был вылет в первом раунде плей-офф до одного из главных претендентов на чемпионство. Или взять «Каролину»: «Пантеры»-2013 отличаются от «Пантер»-2012 только настроением Рона Риверы, но разница в результате колоссальная.

Однако же, несмотря на все эти свежие примеры, и футбольные аналитики, и болельщики продолжают говорить о том, что, мол, той или иной команде не хватает одного-двух игроков на определенных позициях, или пары лет на «дозревание» молодых игроков, и вот тогда уж мы увидим претендента. С чего вдруг?

Самое парадоксальное в этой ситуации заключается в том, что идея постепенного выращивания чемпионов не работала никогда. Недавно автору попалась на глаза интересная статистика о тренерах-победителях Супербоула: из 28 коучей, выигрывавших чемпионство, 24 получили свой первый перстень в течение пяти лет работы с командой. Последним исключением из этого правила был Билл Коуэр, у которого ушло аж 13 лет с 1992-го до 2005-го, чтобы сделать «Питтсбург» чемпионами. Джон Харбо выиграл на пятый год работы в «Балтиморе», Майк Маккарти – на пятый же в «Грин-Бэй», Шон Пэйтон из «Нового Орлеана» на четвертый, Майк Томлин на второй. Том Кофлин выиграл первый титул в четвертый сезон с «Джайентс», ну и так далее. Существует некий лимит новых идей и революционных изменений, которые способен принести с собой новый тренер. И если его хватает на восхождение до самой вершины, то путь будет быстрым. Если же нет – то никакие дальнейшие усилия и точечные усиления не приведут к желаемому результату.

4. Джейсон Гаррет

Гаррет – классический пример хронического недостатка чемпионского «моджо», невероятным образом компенсируемого уверенностью в себе и способностью пудрить мозги окружающим. Три года подряд «Даллас» при нем топчется на месте, три года подряд проигрывает титул чемпиона дивизиона в последнем матче сезона, и каждый раз Гаррет выходит сухим из воды. В этом году в жертву будет принесен другой член тренерского штаба – координатор защиты Монте Киффин. В прошлом году, напомню, крайним сделали Роба Райана. Защита «Святых», которой руководит Райан в этом году, одна из лучших в лиге. Может быть, это доказывает, что не того тренера выгнали? Нет, нет. Да ну, как мы могли такое подумать.

5. «Аризона»

Одно из самых обидных прощаний этого года – расставание с «Кардиналами», пролетевшими мимо плей-офф в последний момент. Из всех команд, по тем или иным причинам не доживших до январских матчей, «Аризона» была самой достойной. Но, увы.

Насколько это плохо для болельщиков, заинтересованных в максимально интересном постсезоне? Достаточно сказать, что у «Аризоны» в этом году вторая по сумме показателей защита после «Сиэтла» и, раз уж мы вспомнили «Сихокс», именно «Кардиналы» стали единственной за два года командой, которая сумела обыграть Расселла Уилсона и компанию на их домашнем стадионе.

Насколько несправедливо раннее окончание сезона для самих «Кардиналов»? Если бы они сумели выиграть у «Сан-Франциско», то им повезло бы стать всего третьей командой в истории, выигравшей 11 матчей из 16 и не попавшей в плей-офф. Первыми этого сомнительного удовольствия удостоились «Бронкос» с Элвеем в 1985-м, затем подфартило «Патриотам» с Мэттом Кэсселом в 2008-м. С результатом 10-6 неудачников было гораздо больше. Можно, например, вспомнить «Джайентс» и «Тампу», которые в 2010-м ушли на ранние каникулы с 10 победами, при том, что «Сиэтл» попал в плей-офф всего с семью.

6. Джим Шварц, Грег Шиано, Майк Шэнахэн, Роб Чадзински

Невоспитанный хам, защищающий других невоспитанных хамов из числа своих футболистов; крикливый хвастун; странный приверженец мафиозно-кланового стиля управления командой; неопознанное тело белого мужчины средних лет без особых примет, найденное в окрестностях Кливленда – мы не будем по вам скучать.

Слева: любимой шуткой болельщиков по поводу увольнения Шварца стали цитаты из «Космобольцев».

7. Джей Катлер и «Чикаго»

В первоначальном варианте этой статьи я написал про то, что заключительный матч «Чикаго» в 2013-м стал, весьма вероятно, последним матчем в оранжево-синей форме для квотербека этой команды Джея Катлера. Как оказалось, это был ошибочный прогноз: на днях «Медведи» подписали с Катлером новый контракт на семь лет. Я ошибся в прогнозе? Да, но мне от этого не будет ни горячо, ни холодно. Хуже будет, если ошиблись в «Чикаго».

Катлер – это самая большая загадка НФЛ последних лет, человек – черный монолит, квотербек – новая рукопись Войнича. Никто толком не знает, к какой категории его отнести и чего от него можно ждать. Ожидалось, что все прояснит минувший сезон, – в Чикаго наконец-то появился первый в современной истории команды главный тренер, понимавший, зачем существует нападение. Но, вместо этого, объем того, чего мы не знаем о Катлере, только увеличился. Способен ли он играть больше, чем 10 матчей за сезон? Может ли он выиграть у «Грин-Бэй» (результат за карьеру: 1-8 с единственной победой еще в качестве игрока «Денвера»)? Задайте любой вопрос о Катлере, и получите два диаметрально противоположных ответа.

Учитывая это, а также тот факт, что Катлеру уже тридцать лет, я скептически отношусь к долговременным планам «Чикаго» по отношению к нему. За потенциал Джею платить уже поздно. За результаты – рано. Как ни неприятно мне это говорить (все-таки Катлер это один из моих любимчиков) но самый близкий аналог для него это... Тони Ромо. Вы бы стали строить свою команду вокруг Тони Ромо? Посмотрите на тех, кто стал.

8. «Кэндлстик Парк» и «Метродоум»

Из всех персональных прощаний грядущего межсезонья самым грандиозным будет, безусловно, завершение карьеры Тони Гонзалесом, одним из лучших тай-эндов в истории NFL. Однако же, два уже случившихся расставания имеют существенно больший вес: Сан-Франциско прощается с Candlestick Park, бывшим домом 49ers с 1960-го года, а Миннеаполис с Metrodome, домашней ареной «Викиногов» с 1982-го. Что такое уход одного, пусть даже великого, спортсмена, по сравнению с окончаниями целых эпох для двух городов?

Я никогда не был в «Кэндлстик Парке», но «Метродоум» я буду помнить хорошо. Именно сюда я впервые в жизни ехал на домашний матч «Викингов» в 2010-м, а очутился, в итоге, под ледяным снегом на трибунах университетской арены. Год спустя, со второй попытки, я все-таки добрался до стадиона под надувной крышей... и, знаете, я не помню почти ничего из того проигранного «Миннесотой» матча против «Чикаго» кроме ощущения атмосферы Игры на стадионе. Если уж мне, один-единственный раз в жизни побывавшему на «Метродоуме», запомнился этот праздник футбола, я представляю, какой след эта арена и другая, в Сан-Франциско, оставили в жизни людей, ходивших туда поболеть за свою команду год за годом.

9. «Золотой класс» квотербеков первого раунда драфта 2011 года

Среди всех драфтов, имевших место в современной истории НФЛ, одним из самых знаковых считается драфт 1983 года. Тогда в первом раунде были выбраны сразу шесть квотербеков – самый высокий процент за всю историю лиги (6 из 28). Четверо из них впоследствии привели свои команды в Супербоул, трое – Джон Элвей, Джим Келли и Дэн Марино – стали мега-звездами, включенными в Зал славы футбола по окончании карьеры. Только один из шести, Тодд Блекледж, задрафтованный «Канзасом», попадает под определение «баста», разочарования, но и он провел в лиге семь сезонов. Иначе, как «золотым», тот первораундовый класс квотербеков не называют.

Точно такое же определение давали несколько лет назад другому выпуску QB, от 2010-го года. Кэм Ньютон, первый номер, Джейк Локер – восьмой, Блэйн Гэбберт – десятый, Кристиан Пондер – двенадцатый. Все четверо со временем стали игроками стартового состава в своих командах. Спустя всего три года трое на пороге окончания активной части карьеры.

Я начинал этот текст с одного прощания, имевшего отношение к «Миннесоте», и закончу, увы, другим. До свидания, Кристиан Пондер. Ты был, увы, не тот. Не мессия. Не «будущее франчайза», не даже его настоящее. Три неполных сезона, 38 тачдаунов и 34 перехвата – это слишком мало. 2,900 ярдов за год как лучший результат в карьере – это смешно, особенно по нынешним временам, когда даже Джино Смит, которому тренеры запрещают бросать мяч, чтобы он не слишком расстраивался, набирает больше трех тысяч. Не все, конечно, было плохо исключительно по твоей вине, но, знаешь, несколько лет спустя никто не будет вспоминать про то, что 2011-й, 12-й и 13-й были годами Билла Месгрейва и Лесли Фрэйзера. В памяти болельщиков, одевающих по воскресеньям пурпурно-белые джерси с головой викинга, это будут годы Пондера, того самого, из-за которого Адриан Питерсон ничего не выиграл.

10. Год 2013-й

Каким бы он ни был, – трагичным, скандальным по поводу и без, великим для одних и ужасным для других, это был хороший год. Хороший хотя бы потому, что мы имеем возможность сказать ему «До свидания!»

С наступившим всех Новым годом, с Рождеством, и наступающим Старым новым годом!