Команда висельников
Фото: Fotobank Getty Images/Peter G. Aiken
В конце января пошли слухи о том, что в НФЛ собирается вернуться ни кто иной как Великий и Ужасный Джамаркус Рассел. Бывший «однозначно лучший студенческий квотербек десятилетия», «способный сравниться с Джоном Элвеем», бывший первый номер драфта. Он же, одновременно, самое громкое разочарование футбола за последние бог знает сколько лет, бездарь и ленивый обжора. Три года в «Окленде» ждали, когда же, наконец, Рассел начнет отрабатывать восторженные авансы и внушительную зарплату, но потом дали ему под зад ногой, не пожалев 10 миллионов долларов, гарантированных по контракту. И вот теперь это чудо заявляет прессе, что готово вернуться в футбол, ибо весит уже не тонну, как раньше, а всего-то как пара средней упитанности лайнменов.
Можно было бы подумать, что это всего лишь неудачная шутка, если б не знать, что это далеко не первая попытка камбэка для Джамаркуса Рассела, и в предыдущие разы всегда находилась команда, а то и две, желавшие дать ему еще один шанс. Второй и даже третий шанс в свое время получала и другая звезда студенческого футбола, оказавшаяся пустышкой на профессиональном уровне – Райан Лиф. Да что там Лиф и Рассел. Практически каждый игрок, выбранный в первых раундах драфта, может быть уверен, что его не выкинут из команды даже в том случае, если он будет бездельничать пару лет. А когда, наконец, терпение тренера или менеджера по персоналу лопнет, всегда найдется другой клуб НФЛ, согласный дать ему пресловутый «второй шанс».
Похожим образом дела обстоят и для тренеров. Если ты сумел добраться до вершины карьерной лестницы – поста главного тренера команды НФЛ – и при этом не дуб дубом, то у тебя будет больше, чем одна попытка. Эрик Манжини после трех неудачных лет в качестве главного тренера «Джетс» получил второй шанс от «Кливленда». Норв Тернер сменил за пятнадцать лет три места работы, везде был плох, но каждый раз каким-то чудом ухитрялся получить аванс на еще один сезон. В эту же компанию смело можно включить Ромео Креннела и Чэна Гэйли. Другие коучи, будучи уволенными с позиции главного тренера, получали возможность реабилитироваться в качестве ассистентов где-то в другом месте.
В этом почти обязательном предоставлении второго шанса есть свой смысл. Игроки тратят годы жизни на то, чтобы попасть в НФЛ. Они уже прошли жестокий отбор на уровне школ и университетов, и даже если они недостаточно хороши для профи, они все равно лучшие из всех остальных. То же самое касается и тренеров – у всех, ставших главными, за плечами долгая карьера, проходящая через должности мальчиков на побегушках, тренеров левого бицепса корнербеков, ассистентов, координаторов, и прочая и прочая. Эти ребята – уже профи, выкидывать их за борт после неудачного сезона или двух это расточительство.
Тем удивительнее кажется тот факт, что существует профессия, имеющая к футболу настолько же прямое отношение как игроки и тренеры, и настолько же сильно, как они, влияющая на результат. Но при этом практически лишенная привилегии второго шанса. Да и вообще многих других привилегий, положенных им по рангу. Нетрудно догадаться, что речь идет о генеральных менеджерах.
При том, что игроки «делают результат» на поле, а тренерский штаб ответственен за стратегию и тактику, основное бремя подготовки команды, как боевой единицы, ложится на плечи ГМ-ов. И я сейчас говорю не об одной игре или годе, нет – о многих сезонах. Ошибка корнербека повлечет за собой пропущенный тачдаун, ошибки тренера – невыигранный матч, а вот ошибки ГМ-ов могут стоить командам десятилетий. Выбери не того игрока на драфте, и соперник получит лидера и звезду на многие годы, славу и чемпионские перстни, а ты отправишь под откос карьеру нескольких десятков футболистов и ввергнешь в длительную депрессию целый город. Найми не того тренера, и твои потенциальные мэннинги и питерсоны из первых раундов драфта решат, что они получат от жизни больше удовольствия, продавая страховки. Ответственность колоссальная. Влияние на итоговый результат – огромно. И, при всем при этом, практически полная незаметность для прессы и большинства болельщиков. Мы знаем, кому «Балтимор» обязан своей победой в Супербоуле – Джо Флакко, защита, спец. бригады, призрак Рэя Льюиса, старший Харбо. Но кто собрал их всех в одном месте в одно время? Кто-нибудь не из числа болельщиков «Тексанс» может назвать имя менеджера, собравшего великолепную команду в Хьюстоне? Тот же вопрос про «Сан-Франциско». А узнать этих людей на фотографии? Без помощи гугла, разумеется.
Я вот не смог. О ГМ-ах принято вспоминать, когда их нанимают на работу, увольняют, или если случается громкий скандал (так мы запомнили имя Микки Лумиса, ГМ-а «Нового Орлеана»).
Недавно мне попалась в руки книга «Штаб: наследие Билла Беличика и исскуство создания идеальной команды» (War Room: The legacy of Bill Belichick and the art of building the perfect team), автор которой уделил много внимания именно работе генеральных менеджеров. В одном из эпизодов Скотт Пайоли, на тот момент исполнявший обязанности ГМ-а «Нью-Ингленда» наравне с Беличиком, пытается припарковать машину возле стадиона, но его останавливает охранник. «Извините, сэр, вам сюда нельзя, это место для мистера Пайоли». И одному из главных творцов лучшей команды начала 2000-х, обладателю двух наград «Лучшему менеджеру сезона в НФЛ» приходится искать пропуск, чтобы доказать бдительному секьюрити, что он и есть «мистер Пайоли». Какое уж тут национальное признание...
Желая исправить собственное невежество – по памяти я мог назвать максимум пять ГМ-ов команд НФЛ – я стал собирать информацию о генеральных менеджерах, и именно тогда я натолкнулся на тот любопытный факт, о котором упомянул в самом начале статьи: ГМ-ы почти никогда не получают второго шанса. Но давайте обо всем по порядку.
* * * * * * * * * *
Выше вы видите список команд с именами их текущих ГМ-ов и прочей информацией; список отсортирован по количеству побед в прошлом сезоне, так что менеджеры-новички оказались в самом низу.
В четырех из пяти клубов, отмеченных красным, штатная должность «генеральный менеджер» отсутствует. У «Браунз» работу ГМ-а будет выполнять Майкл Ломбарди, номинальный вице-президент по футбольным операциям, у «Денвера» ГМ-ом считается Джон Элвей, а в «Патриотах» царствует Билл Беличик. В «Далласе» и «Цинциннати» всем заправляют владельцы – Джерри Джонс и Майк Браун соответственно, причем Джонс официально занимает пост ГМ-а и периодически порывается себя уволить.
Не менее интересны и имена, отмеченные зеленым. Рик Шпильман из «Миннесоты» и Брюс Аллен из «Вашингтона» – единственные, кому довелось быть генеральными в других командах до этого. Шпильман был ГМ-ом «Майами» в 2004-м (результат клуба: 4-12), а Аллен был ГМ-ом «Тампы» с 2004-го по 2008-й (38 побед, 42 поражения).
Наконец, желтым фоном подсвечены нули в графе «сезонов», выделяя команды с новыми генеральными менеджерами на сезон 2013-го. Таких набралось целых восемь – четверть НФЛ. Что характерно: ни один из новичков никогда не занимал столь высокий пост в прошлом, и ни один из их предшественников не нашел себе работы на той же должности в другой команде.
Для сравнения: тренерских перестановок в этом году тоже было немало, двое тренеров – Энди Рид и Брюс Эриенс – сохранили позицию главного, перейдя в другие клубы. А всего из тридцати двух хэдкоучей лиги семеро уже были главными в других командах ранее. Таким образом, выходит, что ГМ-ы, в отличие от тренеров и футболистов, приходят из ниоктуда и уходят в никуда. Не справился с поставленной задачей? До свидания! А задача может быть только одна: чемпионство. Для ГМ-ов нет Пробоулов, списков лучших по итогам регулярного чемпионата, индивидуальных рекордов по ярдам или тачдаунам и прочих утешительных призов.
Вот и получается, что ГМ-ы – это группа профессионалов с чудовищной ответственностью, минимумом славы при успехе и смертным приговором в случае неудачи. Команда висельников.
* * * * * * * * * * * *
Теперь остановимся подробнее на том «ниоткуда», из которого новые ГМ-ы появляются.
Большая часть нынешних генеральных менеджеров имеет опыт игры в футбол, а у некоторых за плечами профессиональная карьера. Особняком стоят Джон Элвей и Оззи Ньюсом (на фото справа), члены Зала славы НФЛ. Элвей был великолепным квотербеком в «Денвере» (и при этом редким засранцем), пять раз он выводил «Бронкос» в Супербоул и дважды побеждал там. Ньюсом играл в «Кливленде» на позиции тайт-энда, пять раз избирался в All-Pro (символическая сборная лучших по итогам сезона), трижды в Пробоул, и до сих пор удерживает несколько рекордов команды по индивидуальным показателям.
Карьера в футбольном менеджменте у всех наших героев начиналась по-разному. Джерри Джонс и Майк Браун являются владельцами своих команд, поэтому им не пришлось начинать с низов. Кто-то переквалифицировался из тренеров. Уже упомянутый выше Элвей стал топ-менеджером «Денвера» после ужина с владельцем команды Пэтом Боуленом. «Я хотел бы поработать в «Бронкос», – сказал в тот вечер Элвей, – «но не хочу быть тренером, а должность ГМ-а для меня слишком сложна». Так Элвей получил угловой кабинет в офисе команды и табличку на двери «Вице-президент по футбольным операциям». Вице-президент в иерархии НФЛ – это должность, которую дают детям или родственникам владельцев или местным легендам, вроде Элвея.
Но самое интересное начало карьеры было у Ховарда Роузмана, нынешнего ГМ-а «Филадельфии» (на фото слева). Роузман всегда мечтал работать в одной из команд НФЛ, не важно какой и не важно кем. Еще школьником он начал рассылать письма в офисы команд, предлагая свои услуги. Ему отказывали, он писал снова и снова. Со временем имя Роузмана стало нарицательным, менеджеры НФЛ при встрече перешучивались – «Ну, сколько еще писем прислал вам этот сумасшедший?». Единственным, кто в конце концов сжалился и провел с Роузманом короткое интервью был Майк Танненбаум, директор по персоналу из «Джетс». Свое решение Танненбаум объяснил тоже довольо оригинально: «Я получил от Роузмана двадцать писем и двадцать раз ответил ему отказом. Но он при этом еще двадцать раз поблагодарил меня за то, что я нашел время ему отказать». В конце концов, настойчивый двадцатипятилетний юноша получил неоплачиваемую временную должность стажера в «Иглз», а спустя всего десять лет он сумел взобраться на вершину менеджерской иерархии.
Большая же часть ГМ-ов начинала свой путь к вершинам с позиции скаута. Скаут, если воспользоваться определением из все той же книги «War Room», это человек, который 250 дней в году проводит в машине, разъезжая по колледжам и высматривая игроков, и получает за это гроши. Нужно быть по-настоящему преданным футболу, чтобы найти в себе силы жить так несколько лет, и нужно быть действительно талантливым, чтобы подняться из скаутов выше по карьерной лестнице. Хороший региональный скаут (т.е. отвечающий за какой-либо штат или регион) имеет шанс стать национальным скаутом, просматривающим студентов по всей стране, затем при успехе может последовать повышение на должность ассистента по персоналу. Следующая ступень – директор по персоналу или советник по скаутингу. Менеджеры на этих должностях уже, как правило, полноправно участвуют в принятии решений о том, какого игрока брать на драфте, кого из свободных агентов подписать, а с кем расстаться. Томас Димитрофф, единственный из нынешних ГМ-ов, имеющий две награды «лучшему менеджеру года в НФЛ» до прихода в «Атланту» пять лет проработал ассистентом Билла Беличика в «Нью-Ингленде», и именно тогда заработал себе репутацию гениального мастера драфтов. Другие менеджеры, вроде того же Роузмана, отвечают больше за финансовую часть комплектования команды, в то время как подбором игроков занимается главный тренер (редко) или директор по футбольному персоналу (чаще) – будущий ГМ.
Наконец, интересно проследить, из каких команд вышло больше всего нынышних генеральных менеджеров.
Часто повышения до ГМ-а удостаивается действующий директор по футбольному персоналу из той же команды. Один из лучших ГМ-ов лиги, Кевин Колберт из «Стилерз», формально переходил в «Питтсбург» из офиса «Детройта» (см. таблицу). Однако, должность «генерального» Колберт заслужил только после десяти лет в «Питтсбурге», так что может считаться внутренним продуктом этой организации.
С другой стороны, в последние годы куда популярнее стало приглашать на ГМ-ство талантливых «варягов» со стороны. Димитрофф (на фото) пришел в «Атланту» из «Нью-Ингленда». Райан Григсон, признанный лучшим менеджером 2012-го, заработал себе имя в «Филадельфии». Джон Идзик, новый ГМ «Реактивщиков», долго проработал в «Сиэтле». Правило в этом случае следующее: если команда раз за разом успешно проводит драфт, ожидайте, что люди, отвечающие в ней за скаутинг и подбор футбольного персонала, скоро окажутся ГМ-ами где-то еще. Показателен пример «Грин-Бэя»: три года назад их директор по футбольным операциям Джон Шнайдер получил место ГМ-а в «Сиэтле», год назад из Висконсина в Окленд уехал директор по футбольному персоналу Реджи Маккензи, а в этом году новым генеральным менеджером «Канзаса» стал еще один директор по футбольным операциям из «Пэкерс» Джон Дорси. Следующей подобной кузницей ГМ-ов может стать «Атланта», уже потерявшая в этом году своего директора по футбольному персоналу Дэвида Колдуэлла – ему теперь предстоит отстраивать «Джексонвиль».
Как видите, на этом уровне НФЛ свои «звезды» переходят из команды в команду, и, вполне возможно, кто-то из ГМ-ов, занявших свой пост в 2013-м, повлияет на историю футбола куда сильнее, чем Пейтон Мэннинг, выбравший «Денвер» после расставания с «Индианаполисом». А какой-то другой «генеральный» закончит так же бесславно, как Тим Тибоу в Нью-Йорке. Единственная разница между менеджерами и игроками – фото первых вы вряд ли будете часто видеть в Интернете, а на их страницах в «Википедии» не будет даже информации о том, сколько им лет. До того момента, разумеется, пока их не уволят.
просто почему-то к каждому посту минимум пара комментов с исправлениями опечаток или комментариями "а я бы это не так написал", "надоело что ты не любишь ГБ" и так далее.
это же не коммерческий блог. автор не получает за это ни денег, ни какого-то профита.
я не говорю, что мы тут все должны ему в ноги кланяться каждый вечер, но все-таки человек вроде как старается и собирает кучу материала и пишет это все за просто так. чтобы людям тут читать было интересно.
можно же просто сказать - "у вас вот тут ошибка". без петросянщины. мне показалось, что ты несколько...ммм...подкалываешь этим своим "от большой любви, запутался в двух буквах".
мне это показалось неуместным.
если ошиблась - извини.
Жили в семьях. Глава семейства был в юности перспективным атлетом - проспектом в футболе и особенно бейсболе. Но - обычная история - на последнем курсе травма колена, диплом, череда работ, что ему давали "из уважухи" (Florida Gators)...
Вот у них я футбол впервые и увидел - по ТВ. Где-то со второй четверти "въехал", толком правил не понимая. И влюбился на всю жизнь.
С тех пор "мама" Джейн мне журналы слала с ростерами, предсезонными прогнозами и т.п.. Уже не помню, как узнал о победе "Найнерс" в Супербоуле, написал Джейн, она приехала в Мурманск снимать документалку о нашем городе, привезла кепку "Найнерс" - 24-й год в ней хожу (вся истрепалась и пропотела).
Потом смотрел по какому-то каналу европейскую попытку NFL сделать местную лигу. Потом долгий перерыв. Потом как-то вместе с сыном на рассвете смотрели "Стилерс" - "Кардс". И меня так распирало от того, что он специально так рано проснулся и ему действительно нравится.
А минувшим сентябрём у нас в Мурманске была первая игра наших "Айсбергов" супротив Петрозаводских "Ганнерс". Как было не пойти? Я ждал этого почти 25 лет. Ну, и нашёл группу в уютном "ВКонтакте", стал смотреть NFL онлайн.
Так что я с одной стороны ветеран, а с другой - натуральный неофит, руки ))
извини, не удержалась))
к каждой статье кто-нибудь что-нибудь да исправит. ну ты правда думаешь, автор сидит и мерзко хихикая, и приговаривая "вот вам, патриотишки!", делает ошибки в имени билла?
Произносится Фарв, пишется Favre. Никто, включая самого БФ, не в курсе, почему, но правильно произносить именно не так, как пишется. Предположительно кто-то из предков неправильно записал фамилию, а произносить продолжили как привыкли.
Хотя на драфте его вообще объявили как "Фэйвор". Do me a favor, ха-ха...
Брейву привет, пусть заходит в гости :)
Если же по сути Вашего вопроса - то они отвечают за комплектование состава игроками (драфты, обмены, свободные агенты), выбирают главного тренера и контролируют финансы (потолок зарплат).
В следующие разы я буду в анонсе сам писать "длинный кричащий" заголовок, хорошо?
Каким же нужно быть целеустремленным, чтобы все же добиться своей цели? Но Роузман это все же исключение из правил. Просто человеку судьба подарила тот самый шанс и он им с лихвой воспользовался...
Уже полгода получаю огромное удовольствие от Ваших "непрофессиональных" текстов. А я могу оценить - в журналистике с 1982 года, а первый футбольный матч ("Биллс" - "Джетс") смотрел 17 октября 1988 года. Браво!
На открывающем текст фото Джон Элвей? Можно было бы и подписать. ))
Простите, очень личное: Вашего отца не Сергей зовут?