14 мин.

Футбольный букварь. Невидимые линкоры атаки

Недавнее изобретение телеканала NFL Network – рейтинг ста лучших футболистов года, составленный по результатам опроса самих игроков, – штука довольно странная. Всерьез его, как и любые другие коллективные рейтинги, воспринимать трудно. Как-то раз в разговоре с Алексеем Лебедевым я заметил, что было бы интересней, если б нам показали не просто общий результат в виде Top-100, а то, как голосовали игроки разных позиций. Например, куотербеки. «Ха-ха», – написал мне в ответ Алексей, – «мы же оба знаем, что все QB будут в первую очередь голосовать за оффенсив-лайн».

Действительно, при том, что QB – самая высокооплачиваемая, почитаемая и обласканная вниманием позиция, сами куотербеки прекрасно знают, что всеми своими успехами и своим здоровьем они обязаны в первую очередь линейным. И не только куотербеки, – успех всего нападения вообще лежит на могучих плечах атлантов из оффенсив-лайн. Парадокс ситуации заключается в том, что измерить усилия линейных очень непросто: нет ни одного статистического показателя, по которому можно было бы сказать, хороша о-лайн или нет. Даже количество допущенных сэков, по которому часто пытаются определить удачно ли играют линейные или нет – это не совсем корректная статистика. Сэк может быть на совести QB, который передержал мяч, или следствием ошибки бегущего, или же быть заслугой уникального сэйфти калибра Троя Поламалу. В свою очередь отсутствие большого количества сэков в протоколе игры тоже не всегда гарантия того, что о-лайн все делали правильно.

Для того, чтобы понимать, хорошо или плохо работает оффенсив-лайн, нужно внимательно следить за действиями всех пяти линейных, а телетрансляции обычно не позволяют этого делать.  Единственный момент, когда вы сможете хорошо рассмотреть линейных по ТВ – во время представления команд.

О чем нам могут рассказать эти умные и добрые лица? Кроме того, что лайнмен должен быть по размерам как сарай с пристройкой? Ответить нелегко. Но мы, тем не менее, попытаемся разобраться в чем задача о-лайн и найти подходящие примеры.

Итак, для чего нужные линейные? Простой ответ на этот вопрос очень краток –  чтобы блокировать.

Что такое блок, нарушения при блоке

Блок – это создание препятствия игроку защиты, который хочет добраться до фуболиста нападения с мячом. Обычный блок это когда линейный загораживает дорогу защитнику, используя свое тело и руки (можно держать руки перед собой, но нельзя хватать соперника или тянуть на себя). Существует еще так называемый cut block, он же блок в ноги. Такой тип блока считается не очень «чистым», травмоопасным, но, тем не менее, он вполне в рамках правил.

Я не смог найти ни одной хорошей фотографии, на которой бы был виден блок в ноги, так что смотрите схематичное видео. Или если вдруг в матче NFL вы увидите, как кто-то из защиты летит на землю носом вниз, знайте – это был cut block.

Самое распространенное нарушение при блоке – «холдинг» (дословно – «задержка» или «удержание»). Нельзя очень широко расставлять руки, нельзя обнимать игрока защиты, нельзя тянуть его на себя. За чрезмерное использование рук дают 10 ярдов штрафа.Сигнал судьи, показывающего задержку, на рисунке справа.

Для блока в нижнюю часть туловища (cut block) ограничения более изощренные. Вместо определения я лучше дам два примера: правильного cut block-а и неправильного. Итак, центр блокирует защитника в верхнуюю часть туловища; одновременно с этим гард (левый или правый) блокирует того же защитника в ноги – это легальный (хотя и очень опасный) cut block. Другой пример – центр блокирует защитника обычным способом, одновременно с этим тэкл (левый или правый) блокирует того же защитника в ноги – это нарушение «chop blocking foul» (сигнал на рисунке слева), карается пятнадцатью ярдами штрафа. Видите разницу? Центр и гард находятся рядом, т.е. им вдвоем блокировать одного защитника можно. А между центром и тэклом дистанция в две позиции, и им уже вдвоем блокировать одного защитника нельзя. Это довольно тонкий момент, его понимают не все игроки и видят не все судьи.

Кроме того, cut block нельзя выполнять дальше, чем в трех ярдах от линии скриммиджа – за это нарушение тоже дают 15 ярдов.

Еще одно нарушение, которое часто свистят игрокам оффенсив-лайн – фальстарт (false start), хотя им могут «наградить» вообще любого футболиста атакующей команды. За что дают фальстарт? По правилам, перед снэпом все игроки нападения должны замереть на своих местах. Под исключение попадает один бэк, который может двигаться параллельно линии скриммиджа или от нее – это называется «быть в движении» (in motion). Любое другое движение после того, как все заняли свои позиции, и до снэпа считается фальстартом и наказывается пятью ярдами штрафа. Судьи показывает фальстарт так же, как и «неправильное построение» (illegal formation).

Снэп, схемы блокирования

У центра, кроме блокирования, еще несколько задач. Во-первых, он делает снэп – передает мяч куотербеку в начале розыгрыша. При кажущейся простоте, – подумаешь, просунул мяч между ног! – снэп это штука серьезная. Куотербек и центр репетируют снэпы часами, отрабатывая эту процедуру до полного автоматизма. Во-вторых, центр руководит остальными игроками о-лайн, командуя схемы блока, и указывая партнерам по о-лайн кому какого игрока защиты блокировать.

Схемы блока можно рассматривать в двух разрезах – с точки зрения задачи линейных, и с точки зрения их перемещений и зоны ответственности.

С задачами все просто: бывает блок для пасовых розыгрышей, и блок для выносных.

Блок для выноса – это активное действие. Блокирующие должны расчистить дорогу игроку с мячом, раннингбеку, создать для него «дыры» в линии защиты.

Блок для паса – более пассивен по сути. В этом случае линейные как бы отступают назад, сдерживая защитников, пытающихся прорваться к квотербеку. Высший пилотаж блока для паса – отступать таким образом, чтобы в линии защиты создавались «линии паса» – прорехи, через которые QB будет удобно бросать мяч принимающим.

Если же говорить о перемещениях и зонах ответственности линейных, то здесь существует масса вариантов.

Обычно, называя блок, имеют ввиду тип перемещения. Например, «драйв блок» (drive block) – линейный делает шаг вперед и блокирует игрока защиты, который располагается прямо напротив него. Или «угловой» (angle) блок – когда игрок оффенсив-лайн сначала отступает назад и дает защитнику пересечь линию скриммиджа, а затем блокирует его немного в бок, с угла. В некоторых случаях схема блокирования предусматривает, что футболисты о-лайн блокируют оппонентов наискосок от себя (reach block). Руководит назначением этих схем, как я уже говорил, центр, поэтому данная позиция считается очень ответственной. Чуть ниже мы подробнее остановимся на том, кто еще из о-лайн наиболее востребован.

Несколько примеров схем блокирования:

Игроки нападения показаны «ноликами», центр – «крестиком в квадрате», игроки защиты –«галочками». Так обычно рисуют схемы тренеры, когда используют доску и мел.

Первая схема – так называемый trap block (блок-ловушка). Используется обычно при выносных розыгрышах. Предположим, нападение играет вынос по сильному краю (справа). Сразу после снэпа центр смещается влево, а левый гард бежит  в правую сторону и блокирует игрока защиты перед раннинг-беком. Данный процесс «смещения в сторону и расчистки дороги» называется «пулл» (pull), а игрок, его выполняющий – «пуллин гард» (pulling guard).

Так что если по ТВ вы видите, как сразу после снэпа левый гард бежит вправо, с очень большой вероятностью последует вынос.

Следующая схема описывает «рич блок» (reach block), я о ней уже упоминал. Это «блок наискосок».

Обратите внимание – на схемах блокирования наряду с игроками о-лайн указан тай-энд (TE). Тай-энд – это гибрид между линейным и ресивером; его задачи включают в себя как блок, так и игру на приеме.

Схем блока очень много и рассмотреть их все невозможно, так что пока притормозим с теорией. Тем более, что к блоку мы еще вернемся, когда будем говорить о выносной игре и пасовой игре в соответствующих статьях.

Ранжируем линейных по «ценности»

Центров, координирующих усилия всей о-лайн, нередко называют куотербеками линии скриммиджа. Но считаются ли центры самыми «ценными» среди футболистов оффенсив-лайн? Если вы смотрели фильм «Невидимая сторона» (Blind Side), то вы должны помнить ответ на этот вопрос. Если нет, тогда нам придется заглянуть в протоколы драфта NFL последних лет. Вот какие о-лайнмены были выбраны с 2010 по 2012-й годы:

Видите тенденцию? Центров, правых гардов и правых тэклов примерно поровну. Большая часть, девять из пятнадцати игроков, либо классические левые тэклы, либо «совместительствовали» на этой позиции. Левый тэкл это страховой полис куотербека, поэтому нет ничего удивительного в том что самых лучших лайнменов в колледжах наигрывают именно на этой позиции. Футболист этого амплуа, сумевший закрепиться в стартовом составе клуба NFL – второй по ценности человек в команде после самого куотербека. Если под ценностью понимать размер контракта.

Остальные лайнмены ранжируются примерно в следующем порядке (по убыванию): LG, C, RT, RG. Почему ценен левый гард? Потому что ему чаще всего приходится пуллить (см. выше). Центр – «мозг» всей линии. А правые гарды и тэклы обычно не обременены дополнительным функциями и от них не требуются исключительные физические данные, как от LT.

N.B. Разумеется, все, что говорится о важности левых тэклов применимо только для тех команд лиги, в которых стартовый куотербек правша. В тех немногих случаях, когда QB леворукий (Майкл Вик, Тим Тибоу), на первый план выходят правые тэклы.

Практические советы по наблюдению за о-лайн

Итак, мы обсудили чем линейные занимаются, почему они исключительно важны для атаки, осталось понять как же все-таки правильно оценивать действия оффенсив-лайн и чем нам в этом может помочь наш друг телевизор.

Первое, на что стоит обратить внимание (оно же самое простое для наблюдения) – количество нарушений, допускаемое игроками о-лайн. Полученный свисток за задержку («холдинг») это почти всегда показатель неотточенности умения блокировать. Фальстарт, в свою очередь, признак проблемм в коммуникации между лайнменами. Фолы линейных не имеют такого катастрофического эффекта, как нежно любимая всеми помеха пасу (pass interference), но любое нарушение – это ярды. А футбол, как мы помним, это игра дюймов.

Второе, на что смотрим, это продуктивность атаки. Если в линии защитников вдруг образовалась дыра, через которую прорвался бегущий, значит блок для выноса сработал отлично. Если куотербек может себе позволить стоять пять секунд, ожидая, пока откроется один из ресиверов – блок для паса справляется со своей задачей.

Можно так же следить за кем-то из линейных индивидуально. Первое правило хорошего лайнмена – не опускать голову. «Ты не можешь блокировать то, чего не видишь» – это правило начинают вдалбливать в головы будущих тэклов и гардов еще в школе. Еще одно важное требование к о-лайнмену – оставаться в контакте с защитником до конца розыгрыша. Не бросать «своего» игрока, даже если поставленная задача как будто выполнена.

Наблюдение за лайнменами может быть полезным не только для того, чтобы понимать, что происходит, но и чтобы знать, что будет происходить. Один пример я уже приводил выше по тексту: видим, как левый гард пуллит – ожидаем вынос по сильному краю. Еще один довольно характерный показатель – в какой стойке стоят крайние лайнмены. Если они не опираются рукой или руками о землю (т.к. называемая «двухточечная стойка» – two point stance), то это верный признак пасового розыгрыша. Если же они опираются одной рукой о землю («трехточечная стойка» – то весьма вероятно, что будет сыграна выносная комбинация. Почему? Двухточечная стойка дает возможность двигаться в любом направлении после снэпа, в трехточечная – большую устойчивость, низкий центр тяжести и, как следствие, мощное усилие для блока прямо перед собой. Это, разумеется, не стопроцентный рецепт – некоторые футболисты предпочитают те или иные стойки просто потому, что им так удобнее.

Еще один элемент игры о-лайн, который можно использовать для предсказания будущего – совместные действия центра и QB до снэпа. Обращали внимание, как иногда центр и куотербек начинают что-то говорить друг другу, показывая руками в сторону защиты? Иногда даже слышно, как QB кричит что-нибудь типа «Пятьдесят четвертый это Майк» (Fifty four is the Mike). О чем речь? «Пятьдесят четвертый» – это номер игрока защиты. А «Майк» – это жаргонное название центрального (middle) лайнбэйкера. В ситуации, когда защищающаяся команда запутывает нападение, переставляя игроков с места на место и меня формации, линейным нужно знать, кто кого блокирует – чтобы не получилось, что кто-то из дефенсив-лайн останется свободным. И не важно, кто именно является центральным лайнбэйкером, просто куотербеку и центру нужен какой-то ориентир. «Майка» обычно берет на себя центр, и он же потом командует остальным линейным их цели для блока. Зачастую процесс определения «Майка» происходит на пасовых розыгрышах, но иногда нападение делает вид, что назначает кого-то из защиты «Майком», но играет при этом вынос.

Как видите, процесс наблюдения за игрой линейных может быть очень увлекательным. Так что смотрите, как играют эти здоровенные ребята, – невидимые, но чрезвычайно полезные линкоры атаки, и помните, что успех или неудача нападения определяются не только игроками с мячом, и не всякая польза для команды измеряется статистикой.

* * * * * * * * * *

Про блок мы еще будем говорить не раз, но на сегодня хватит. На закуску – одно старое видео про  лучшие о-лайн в лиге и о два небольших бонуса для тех, у кого остались силы.

Бонус 1. Какие бывают шаги?

Иногда комментаторы говорят что-то типа «линейный сделал драйв-степ» или «гард должен был в этой ситуации сделать дроп-степ и блокировать с угла». О чем речь? Степ – это шаг, а что такое драйв и дроп? Оказывается, это направление. Ниже картинка, объясняющая этот принцип:

Т.е. драйв-степ – шаг вперед, лид-степ – вперед по диагонали, слайд-степ – вбок, дроп-степ – назад по диагонали, и бакет-степ – далеко назад и немного вбок.

Бонус 2. Так кто же из лайнменов лучший?

Если вам интересно, кто же все-таки из линейных самый-самый, можете, конечно, посмотреть NFL Top 100. Но я рекомендую другой рейтинг, составленный Пэтом Кирвэном. Кирвэн, в частности, учитывал мнения тренеров оффенсив-лайн.

Заключение. Итак, OL – просто здоровые ребята...

Я начал с того, что сравнил размеры линейных с некими хозяйственными постройками. Это хотя и справедливое – футболисты о-лайн самые крупные на поле, но далеко не исчерпывающее описание. Линейные еще и самые интеллектуально развитые футболисты. Кроме шуток – эти шкафы с тяжелым взглядом обычно учатся все четыре года в колледже и потом на преддрафтовом комбайне показывают самые лучшие результаты в тесте Wonderlic. Действительно, кроме физической силы им требуется и умение быстро соображать – схемы блокирования могут меняться за секунды до снэпа. Кроме того, чтобы быть хорошим линейным нужен особый склад характера. Если футболист не готов ежеминутно жертвовать собой, подставлять себя под удары соперника, зная, что вся слава в случае успеха достанется другим, ему не место в оффенсив-лайн.

В плейбуке одной школьной команды в инструкциях для линейных я нашел следующие строчки:

Главное для вас – чувствовать гордость за свою позицию и находить радость в небольших достижениях.Помните, что ваш успех – успех всей команды.

Лучше и не скажешь.