7 мин.

Мне сверху видно все

Из всех новостей межсезонья, накопившихся за неделю, пока я был в отпуске - Google Reader показывает 719 непрочтенных записей в папке Football - самой важной показалась мне следующая: «Начиная с сезона 2012 пакет трансляций NFLRewind будет включать в себя тренерские ленты All-22».

Это серьезней, чем окончание карьеры великого ЛаДэйниэна Томлинсона, честно. Сказать, что доступность All-22 – это просто замечательно, значит не сказать ничего.

Но о чем вообще речь?

Для начала вспомним, как обычно показывают футбол по телевизору. Вот типичный кадр телетрансляции:

Камера в основном следит за игроком с мячом, большей части поля мы не видим. То есть если разыгрывается  выносная комбинация, как на фото, мы вообще не в курсе того, что делают, допустим ресиверы. Или корнербеки. Аналогично, при пасовой комбинации нам не показывают, что происходит в бэкфилде. О том, чтобы рассмотреть действия игроков в линии нападения я вообще молчу. Движения игроков защиты перед снэпом? Забудьте.  Ну и так далее. TV скармливает нам только самое зрелищное, да и это, оказывется, делает не очень хорошо.

Пару лет назад The Wall Street Journal опубликовали интересное исследование того, как телевидение преподносит футбол. Вот несколько фактов и цифр из этой статьи:

Из почти трех часов трансляции среднего футбольного матча только 11 минут телезрители видят собственно «действие» на поле и еще 17 минут – повторы. Всего 28 минут из 180 – 15% всего эфирного времени!

Еще час уходит на рекламу. Шестьдесят семь минут нам показывают игроков: на линии скримиджа, в хаддле перед розгрышем, на бровке, на скамейке запасных. Оставшееся время распределяется между комментаторами (около 30 секунд), тренерами и рефери (около 15 минут суммарно), кадрами стадиона с вертолета, болельщиками на трибунах, и т.п. Отдельной статьей идут киккеры, сосредоточенно готовящиеся к пробитию важного филд-гола в концовке (30 секунд) и чирлидерши – но только в том случае, если они из Далласа (3 секунды).

Вот чуть более детальная статистика, но только для четырех конкретных матчей (немного отличаются цифры):

Забавные цифры, правда? Поневоле начинаешь понимать тех людей, которые не могут смотреть футбол из-за того, что «там слишком много пауз». Формулировать нужно иначе – «там слишком мало футбола между паузами»! Конечно, если присмотреться к этой статистике, станет понятно, что журналисты из WSJ немного передергивают: куотербек раздающий указания перед снэпом у них попадает в категорию «просто игрок, ничего не делающий», хотя это на самом деле самый что ни на есть игрокой эпизод... но все равно. Пусть не 11 минут, пусть будет 30. Из часа чистого времени?

Разумеется, сам футбол, как спортивная игра, тут не при чем. Матч длится честные шестьдесят минут и для тех, кто смотрит его с трибун стадиона, время ощущается совсем по-другому. Я сам присутствовал на нескольких играх «вживую» и могу подтвердить это. Но ТВ любит крупные планы, и, увы, именно их мы в основном и видим каждое воскресенье. Футбол стал заложником собственной телегеничности. С красотой точного паса на 20-30-40 ярдов может сравниться разве что победный трехочковый на последних секундах владения или смачный слэм-данк в баскетболе. И, к слову, именно повторы «трех» и данков нам показывают значительную часть эфирного времени в NBA. С этим можно было бы смириться – красота требует жертв, все такое – если бы не одно «но».

А именно: то, как показывают футбол по телевизору, не дает возможности зрителям хорошо понимать игру.

Возьмем типичный игровой эпизод, обычный розыгрыш на третьем дауне. Вот из чего он состоит (очень примерно):

  • Нападение выстроилось в хаддл, куотербек объясняет игрокам комбинацию.

  • Защита, получив указания от координатора, тоже обсуждает свою тактику в хаддле.

  • Обе команды выстраиваются на линии.

  • Куотербек и центр пытаются «прочитать» защиту до снэпа.

  • QB что-то не понравилось в действиях соперника, он командует другую комбинацию для ресиверов.

  • Центр командует другой вариант построения для оффенсив-лайн.

  • Нападение перестраивается.

  • Защита, реагируя на эти изменения, тоже перестраивается (или же защита была готова к таким действиям и их первоначальное построение было всего лишь отвлекающим маневром).

  • Куотербек начинает счет.

  • Снэп. QB принимает мяч из рук центра, делает три шага назад и показывает, что передает мяч раннингбеку.

  • Одновременно со снэпом начинают бежать свои маршруты ресиверы.

  • Одновременно же блокирующие из оффенсив-лайн перестраиваются, показывая, что открывают дорогу бегущему и, вместе с тем, пытаются сдержать игроков соперника.

  • Раннингбэк, приняв несуществующий мяч, прорывается через освободившееся место в оффенсив-лайн.

  • Первый принимающий, видя, что его основной маршрут оказывается прикрыт, выбирает альтернативный путь движения.

  • Второй ресивер сумел освободиться от корнербека.

  • Куотербек кидает короткий пас первому ресиверу – хотя второй принимающий и открыт и находится на основном маршруте, между ним и QB находятся несколько игроков защиты и риск перехвата чересчур велик.

  • Первый ресивер принимает мяч и выбегает с ним за пределы поля. 7 ярдов, новый даун, 1-й и 10.

Весь розыгрыш, от того момента, как QB получил указания от координатора нападения, до свистка судьи, зафиксировавшего остановку времени, продлился 35 секунд. Это очень мало, поэтому, чтобы увидеть действия всех футболистов даже с трибун стадиона, нужна некоторая тренировка. А как быть телезрителям? А никак. В принципе, все 35 секунд можно было бы полноценно показать по ТВ, так же, как этот розыгрыш видят болельщики на стадионе. Но в обычной телетрансляции мы увидим несколько секунд хаддла, затем координатора нападения крупным планом, затем сосредоточенную физиономию QB, указывающего куда-то пальцем перед снэпом, и, наконец, красивую параболу летящего мяча. Хорошо, если будет повтор с другого ракурса и можно будет рассмотреть что-то еще. Но может быть нам покажут рекламу. Или тренера защищающейся команды, срывающего с себя в ярости наушники. Или статистическую врезку. Понятно, да?

И вот теперь мы добрались, наконец, до All-22.

Эти так называемые «тренерские ленты» показывают футбол совсем не так, как мы привыкли его видеть. Камера расположена над полем и снимает с такого ракурса, чтобы было видно всех двадцати двух футболистов одновременно (отсюда и название):

Никакого HD, никаких крупных планов, просто футбол с высоты.

Долгое время All-22 считались жутко секретными и увидеть кадры из них можно было только изредка, когда тот или иной комментатор объяснял детали какого-нибудь розыгрыша, рисуя маркером по экрану. Легендарный тренер Билл Парселз часто говорил, что не видя футбол так, как его показывают в All-22, нельзя понять игру до конца. Другой тренер, и, впоследствии, классный аналитик Пэт Кирвэн всегда утверждал, что лучший способ изучить футбол – всегда покупать билеты на стадион на места за воротами: чтобы видеть матч так, как в All-22. И еще в прошлом году в том же The Wall Street Journal была статья о том, что тренерские ленты мы не увидим никогда – мол, некоторые менеджеры NFL против того, чтобы болельщики имели к ним доступ. «Если фанаты смогут смотреть All-22, то уровень критики по отношению к тренерам и игрокам достигнет небывалых высот», – сетовал бывший ГМ «Техаса» и «Вашингтона» Чарли Кэссерли. Меньше знаешь – крепче спишь, короче говоря.

Но, как я уже писал в самом начале, с нового сезона пакет трансляций, который NFL продает на официальном сайте, будет включать в себя All-22. Этот ход очень выгоден самой лиге – больше образованных болельщиков означает, в перспективе, больше болельщиков вообще. Но в еще лучшем положении теперь мы, телезрители.

Во-первых, нет ничего плохого в «диванной аналитике», которой так опасается Чарли Кэссерли. По крайней мере теперь можно будет не только повторять  за телекомментаторами слова о дырах в прикрытии у «Викингов» или о том, что Кольт МакКой не умеет читать защиту, а попробовать разобраться в том в этом самостоятельно.

А во-вторых, и в главных, мы просто будем знать о футболе больше. И пусть далеко не у каждого будет возможность смотреть каждую игру каждую неделю, как делает тот же Пэт Кирвэн, но даже понимать футбол чуть-чуть лучше – это значит и любить его чуть-чуть больше. Ради чего мы тут, собственно, и собираемся.