Неудавшееся вторжение (часть 1)
– Американский футбол? Такой странный вариант регби в который играют с защитой? Видел по ТВ пару раз, неинтересно.
– Фанат ли я соккера? Ну, мои дочки играют в него в школе, но смотреть такое по телевизору довольно скучно.
– Глянул этот ваш Супер Боул. 30 секунд действия, две минуты топтания на месте, пять минут рекламы. Ерунда какая-то, не сравнить Лигой Чемпионов.
– Основное правило в европейском футболе, я так понимаю, – «не касаться волос». Пострадавший в муках падает на газон, а нарушителя удаляют. Все верно?
Легко угадать, жителями каких континентов написаны эти сообщения на форумах. Футбол в Америке – спорт номер 1, а соккер – в лучшем случае одно из популярных соревнований для девочек. У всего остального мира есть свой футбол, который тоже Самый Главный, а американский аналог попадает максимум в категорию экзотических зрелищ типа боя быков, борьбы в грязи и состязаний по поеданию пончиков. Разумеется, такое положение вещей не устраивает ни один, ни другой футбол. И дело тут не в абстрактном желании стать самым популярным видом спорта во Вселенной и принести всем счастье. Все проще: новые рынки это новые деньги.
К тому же, никто не может быть уверен в том, что даже доминирование на внутренних рынках будет сохраняться вечно. Сто лет назад спортом номер 1 в Штатах был бейсбол, а футбол – всего лишь игрой студентов. Да что там век – в 1980-м телеаудитория Мировой Серии (финальная серия матчей в бейсболе) составила 40 миллионов человек. Спустя тридцать лет, в 2010, то же самое событие собрало лишь 15 миллионов телезрителей. Если NFL хочет не просто выжить, но и процветать, ей придется бороться не только с местными лигами и видами спорта, но и с международным монстром – соккером. Причем, желательно, на его поле.
Пока что в битве за внимание и кошельки зрителей соккер выигрывает за явным преимуществом. Даже консервативные Штаты постепенно начинают замечать этот вид спорта. Сначала выходцы из Латинской Америки стали смотреть по ТВ любимый спорт, затем девочки начали играть в соккер в школах, теперь уже корреспонденты ESPN пишут в твиттере о том, что матч «Арсенала» и Челси – лучшее, что они видели за месяц. А завтра сегодняшние девочки станут женами и... попробуй не переключи ТВ на Премьер Лигу, если супруга требует! Ха-ха, ужасное пророчество будущего!
Но пусть об успехах европейского футбола пишут где-нибудь в другом месте.
Мы же займемся тем, что проследим все попытки футбола американского распространиться за пределы родного континента. Плюс проанализируем причины неудач и, заодно, попытаемся спрогнозировать дальнейшие дейстия NFL по захвату мира. Если мы, конечно, доживем до этих времен – но об этом позднее.
* * * * * * * * * *
Между двумя войнами
Первый документально подтвержденный матч в американский футбол, прошедший на территории Европы, состоялся 29 марта 1919 года. Ареной для него послужил, немного не мало, знаменитый стадион «Парк де Пренс» в Париже, а аудитория составила почти 30 тысяч зрителей. Неплохое начало для неизвестного в Старом Свете спорта, правда? Неправда. По большому счету, никто из европейцев никогда об этой игре даже не слышал. Европе, разрушенной в войне и сотрясаемой революциями, было не до какого-либо спорта вообще. А в футбол играли – и наблюдали за ним с трибун – солдаты Американских Экспедиционных Сил, ожидавшие отправки на родину.
Эта первая игра ни стоила бы упоминания вообще, если б ни одно любопытное обстоятельство. Почти двадцать лет спустя американский футбол вновь приедет в Европу – теперь уже с четко обозначенными миссионерскими целями. И по воле случая первая игра тура, который должен был показать европейцам прелести заморского вида спорта, снова состоялась на «Парк де Пренс».
* * * * * * * * * * * * *
В 1938-м французскому журналисту Курту Риссу (Kurt Riess), часто бывавшему в Штатах и полюбившему американский футбол, пришла в голову идея привезти футбольную команду какого-нибудь колледжа во Францию – сыграть с тамошними регбистами. Неожиданную поддержку этой, на первый взгляд сумасбродной затеи, Рисс получил со стороны Джима Кроули (Jim Crowley). Кроули (на фото справа), в отличие от Рисса, не был восторженным зрителем, он был профи. Больше того, он был живой легендой футбола – одним из великой «Четверки Всадников Апокалипсиса» непобедимого в 1924-м году колледжа Нотр-Дам. В 1938-м Кроули тренировал команду колледжа Фордхэм и предложил Риссу подобрать игроков для турне по Франции.
От первоначальной идеи играть против французских регбистов отказались почти сразу – слишком много различий в правилах между двумя видами спорта. Решено было взять в Европу побольше футболистов и играть между собой. В состав «Всех Звезд» и «Нью-Йорка» – такое название было дано командам – вошли игроки из Фордхэма, колледжа Святого Креста, Бостон Колледжа, Питтсбурга, Принстона, Виллановы, Университета Нью-Йорка и других престижных учебных заведений восточного побережья США. Среди них не было настоящих «звезд», за исключением, разве что Эда Франко (Ed Franco) – тэкла нападения из Фордхэма, впоследствии включенного в Зал Славы Студенческого Футбола, но это были и не ребята с улицы. Нет, Кроули собрал две вполне приличные команды, с которыми не стыдно было бы проехать с выставочными матчами и по Штатам.
В начале зимы 38-го Кроули и 24 футболиста прибыли в Париж и 10 декабря сыграли первую игру. На этот раз на трибунах «Парк де Пренс» собрались уже не демобилизованные солдаты, а парижская публика. Событие активно рекламировалось во французской прессе и даже было заснято на пленку для последующих показов в кинотеатре. Мне не удалось найти ни фотографий, ни протоколов той игры, но вот что по этому поводу писала New York Times:
Первая за много лет игра в Американский футбол во Франции привлекла 25 тысяч зрителей на трибуны стадиона Парк де Пренс и позволила французским критикам назвать спорт комбинацией регби, соккера и баскетбола с добавлением рестлинга и боя быков.
Интерес французов к новой для них игре был настолько велик, что турникеты не успевали достаточно быстро пропустить всех зрителей. 2 тысячи человек, ожидавших своей очереди, буквально «сломали ворота» в нетерпении.
<…> После четырех четвертей, сыгранных под проливным дождем на грязном поле, команда All-Stars выиграла со счетом 25-14. Публика, состоящая в основном из болельщиков соккера и регби, тепло приняла матч и с энтузиазмом аплодировала. Будет ли у новой игры будущее покажет время. По крайней мере, у футбола больше шансов стать популярным во Франции, чем у бейсбола – так говорят парижане.
Французская пресса оказалась более критична. Американцев обвинили в плохой организации (те самые две тысячи, не успевшие к началу матча), в том, что игра была товарищеской и, следовательно, не очень интересной. Даже те местные журналисты которым игра понравилась, писали, что футбол слишком слишком непонятен, слишком чужд для неподготовленных европейцев:
<…> Этот вариант регби, который больше похож на рестлинг, чем на соккер, требует постоянных пауз между розыгрышами для выбора тактики. Мы сомневаемся в том, что эта игра приживется во Франции. Она требует слишком серьезных тренировк и слишком больших нагрузок для того, чтобы быть приятной нашим атлетам.
Видите? Прошло восемьдесят лет, а претензии к футболу все те же: слишком требовательный для спортсменов, слишком много пауз, слишком сложный.
Иногда непонимание правил американского футбола зрителями принимало совершенно комичные формы: одна из французских газет следующим образом описала хаддл:
<…> Это, безусловно, наиболее интересная часть игры. Игроки собираются чтобы отпраздновать каждый новый розыгрыш – настоящий дух спорта!
* * * * * * * * * * * *
Следующие игры турне по Франции прошли с меньшим успехом и у публики, и у прессы. Посмотреть на матч в Лионе пришло около 10 тысяч зрителей. В Марселе на игре было около 7 тысяч болельщиков. Последний матч (всего их состоялось шесть) прошел в Бордо и собрал аудиторию всего в 6 тысяч человек, но, нужно заметить, это было Рождество, да и погода не особенно располагала к болению: -15 по Цельсию.
В конце декабря команда Кроули покинула Францию. По этому поводу во французской прессе не появилось ни строчки. Меньше чем за месяц интерес к американскому футболу, ради которого люди поначалу ломились на стадион, сошел на нет. А в следующем году начнется Вторая Мировая Война, и всем будет не до футбола в принципе. Идея Курта Рисса и Джима Кроули о популяризации футбола в Европе скончалась, не успев выйти из младенческого возраста.
Почему же все закончилось пшиком?
Неудачный год – в 1938-м Гитлер уже провернул аншлюс с Австрией и захватил Чехословакию. Европа, буквально, жила на пороховой бочке. Неудачное время – холодная зима. Уже этих двух причин было бы достаточно. Но, вдобавок к этому, Рисс и Кроули сами допустили две серьезные ошибки и сами же подписали приговор своему начинанию.
Вот эти ошибки, я специально их вынес в отдельный абзац, потому что их будут повторять снова и снова другие люди в другие времена:
Игнорирование местных спорсменов, желание все сделать силами американцев;
Упущение из виду того, что правила футбола неизвестны в Европе, а культура футбола чужда европейским болельщикам.
В следующий раз футбол вернется в Европу уже после войны. Но иногда даже мирное время оказывается недостаточно мирным для спорта.
уже на книгу скоро материала наберется.
По мне главным припятсвием амфута являеться дорогая экиперовка
супербоул это событие года на тв
все ужавающие себя корпорации снимают рекламные ролики, которые будут показаны только в этот день
ничего другое не может сравниться с этим
а к сокеру тут отношение из серии в него лучше играть, чем смотреть
Видимо про эту Мировую Лигу будет написано в одном из следующих постов. Буду ждать. С тех пор я американским футболом не интересовался...