Первый полет в НФЛ
Вы знаете, что Грин-Бэй Пэкерз были первой командой в истории НФЛ, которая воспользовалась услугами авиакомпании и воздушного транспорта? 14 ноября 1940 года Упаковщики осуществили авиаперелёт, чтобы добраться в Нью-Йорк на выездную игру регулярного чемпионата. До этого все команды Лиги путешествовали с помощью автомобильного или железнодорожного транспорта. Сегодня чартерный рейс надёжным и просторным воздушным лайнером является обычным делом для всех команд, но в те далёкие годы полёты были целым приключением.
Грин-Бэй Пэкерз у трапа Дуглас ДC-3. 14 ноября 1940 года. Фото: Green Bay Press-Gazette
Когда и почему Кёрли Лэмбо пришла в голову идея авиаперелётов, а по воспоминаниям многих очевидцев именно он был инициатором, история умалчивает. Известно, что Пэкерз уже пользовались услугами авиакомпаний за два года до исторического полёта. Вот только летала команда не полным составом и уже по завершению сезона, в основном на Западное побережье для участия в коммерческих матчах.
Легендарный гард и член Зала славы Майк Михалске вспоминал: «1938 год был первым, когда мы летали. Мы совершили несколько рейсов по воздуху ... Помню, что мы летали в Калифорнию. Это было большое изменение для всех, включая меня. Ведь я впервые приехал в Грин-Бэй на автобусе».
Карл "Бад" Йоргенсен, который в течение 47 лет занимал должность помощника тренера и менеджера по экипировке (11 чемпионатов НФЛ с Пэкерз!) подтверждал: «Тогда мы летали на ДС-3. Первая авиакомпания, с которой мы работали, называлась Пенсильвания Централ. Позже мы летали на Кэпитал Эйрлайн, которые в итоге влились в Юнайтед».
Расписание сезона 1940 года было составлено таким образом, что первые шесть из одиннадцати матчей Пэкерз проводили дома (две серии из двух игр в Грин-Бэй и одной в Милуоки, разделённые байвиком), а последние пять – в гостях. Упаковщикам предстоял изнурительный график: два подряд выезда в Чикаго, потом путешествие в Нью-Йорк и выезды в Детройт и Кливленд. Выезд в Нью-Йорк, который выделялся в этой последовательности набольшей протяжённостью маршрута, находился как раз посредине выездного графика.
Впервые, как мне удалось установить, о вероятном полете команды на выездную игру сообщила Милуоки Джорнал 30 октября, как раз перед началом серии выездных поединков: «Упаковщики … 17 ноября отправятся на восток, чтобы встретиться с Нью-Йоркскими Гигантами. Они полетят. Два самолёта зафрахтованы для поездки. Грин-Бэй – первый профессиональный клуб Лиги, путешествующий по воздуху». В той же заметке сообщалось, что бэк Дон Хатсон и тэкл Билл Ли собираются уехать в Нью-Йорк днём ранее на поезде.
На следующий день на собрании «Квотербэк Клуба» в Отеле Моррисон в Чикаго Кёрли Лэмбо прокомментировал заявление газеты: «Мы ещё не определились, сделаем ли этот шаг… Возможность привлекательная, поскольку есть подозрение, что три с половиной часа полёта от Чикаго в Нью-Йорк гораздо благотворнее скажутся на игроках, чем 44-часовая поездка на поезде. Мы никогда не выглядели свежими на первой тренировке после долгой поездки. Наши администраторы были в восторге от тарифов авиакомпании, но заявка ещё рассматривается».
Вероятно, что окончательное решение Лэмбо принял после второго в сезоне поражения от Медведей. К тому времени Пэкерз шли с результатом 4-3, занимая второе место в Западном дивизионе и отставая от своего главного конкурента на две победы. Шансы на первенство в дивизионе и выход в титульную игру были очень низкими.
8 ноября Кёрли Лэмбо заявил для Грин-Бэй Пресс-Газетт, что Пэкерз отправятся в Нью-Йорк на самолёте. Главный тренер отметил, что окончательных договорённостей ещё не достигли – команда рассматривает предложения двух авиакомпаний, но в общих чертах очертил планы предполагаемого путешествия. Кроме того, Лэмбо особо отметил преимущества, которые, по его мнению, получает команда, используя авиаперелёт: краткое время в пути и увеличение времени на отдых, возможность запланировать и провести больше тренировок на месте. Интересную аналогию привёл Кёрли, объясняя своё решение. Он считал, что победа Джина Тунни над Джеком Демпси в знаменитом боксёрском поединке 1926 года была добыта в том числе и потому, что Тунни сократил время в дороге, проделав путь из Филадельфии в Чикаго на самолёте. Как отметила газета: «…Лэмбо стремится получить преимущество из всего, чего только может…».
Планировалось, что делегация из игроков, тренеров и официальных лиц Пэкерз на поезде достигнут Чикаго, далее в полдень на двух самолётах, рассчитанных на 21 пассажира каждый, отправятся в Нью-Йорк с дозаправкой в Кливленде. Команда должна была разместится в отеле «Нью-Йоркер» и провести как минимум две тренировки в пятницу и в субботу утром в Центральном парке. Точное расписание обратного полёта не было разработано: в зависимости от обстоятельств планировалось покинуть «Большое яблоко» либо в ранним утром, либо ближе к обеду понедельника, чтобы вечером того же дня быть уже в Грин-Бэй (до Чикаго – самолётом, оттуда – поездом).
Накануне вылета, казалось, рейс не состоится из-за ухудшения погоды. Пресс-Газетт писала (оцените поэтичность фраз): «Дикие ветры, которые разразились на Среднем Западе на этой неделе, породили морщины над бровями Упаковщиков, воздушный опыт которых был ограничен защитой паса, но улучшение атмосферных условий сегодня показали, что запланированный на четверг полет состоится. Если этого не произойдёт, Пэкерз отправятся в Нью-Йорк на поезде...»
В четверг, 14 ноября, команда покинула Грин-Бэй на поезде «Милуоки-Роуд» в 7 часов утра и направились в Чикаго, где игроков перевезли на лимузинах от железнодорожного вокзала к Муниципальному аэропорту (ныне – Мидуэй). Там их ждали два самолёта Дуглас ДС-3 авиакомпании Юнайтед Эйрлайнс.
Воздушные пассажирские перевозки в то время только начали развиваться. Разработка Дуглас Эйркрафт Компани самолёта ДC-3, представленного в 1936 года, произвела революцию в воздушном транспорте в 1930-х и 1940-х годах. Самолёт получился надёжным, простым в обслуживании, имел хорошую дальность полёта (около 2160 км) и мог работать с коротких взлётно-посадочных полос и грунтовых аэродромов. ДC-3 стал одним из самых массовых самолётов в истории мировой авиации и активно эксплуатировался вплоть до 70-х годов прошлого века. Самолёт, обслуживаемый двумя членами экипажа, мог вместить от 18 до 32 пассажиров, в зависимости от класса и предназначения борта.
Компания Юнайтед Эйрлайнс, которая и сейчас остаётся одним из мировых лидеров, стала одним из разработчиков стандарта пассажирских авиаперевозок. Например, она стала первой в мире авиакомпанией, которая начала предлагать пассажирам коммерческих рейсов питание, для чего, также впервые, ввела на своих самолётах должность стюардессы.
Сесил Исбелл, Дон Хатсон и Роберта Шильбах на фоне Дуглас ДC-3. 14 ноября 1940 года. Фото: Green Bay Press-Gazette
Вылет немного задержали, поскольку на взлётной полосе появились фотографы, заставившие игроков Пэкерз позировать на фоне самолётов, на борту которых красовалась надпись: «Green Bay Packer Football Special». Один из фотографов очень хотел сделать снимок Сесила Исбелла, бросающего передачу на Дона Хатсона на фоте самолёта, но под рукой не оказалось мяча. Тогда игроки сымпровизировали и появилось фото, на котором квотербэк Пэкерз бросает стюардессу Роберту Шильбах на звёздного принимающего Упаковщиков. Когда мяч принесли, позировала уже Роберта для серии рекламных снимков авиакомпании.
(Роберта Шильбах-Росс сама по себе очень интересный персонаж. Дипломированная медсестра, которая начала работать на Юнайтед Эйрлайнс в 1939 году, была достаточно медийной персоной. В какой-то степени, её можно даже назвать лицом авиакомпании. Поскольку, кроме этого фото с игроками Пэкерз, Роберта неоднократно появлялась в газетных репортажах о рекламных акциях Юнайтед Эйрлайнс. С началом войны она стала добровольцем в Армии США и в декабре 1943 года в звании первого лейтенант была отправлена в Индию. Служила лётной медсестрой, совершив более 300 часов полётов над Гималаями и по всему театру военных действий Китай-Бирма-Индия, на невооружённом транспортном самолёте с целью эвакуации раненных. Третья женщина (из около 20 за всю историю), получившая «Выдающийся Летающий Крест» (Distinguished Flying Cross), медаль США, присуждаемую тем, кто демонстрирует «героизм или выдающиеся достижения во время участия в воздушном полёте».)
За перелётом пристально наблюдали заинтересованные лица. Пресс-Газетт писала: «Если эксперимент окажется благоприятным … весьма вероятно, что в следующем году авиарейсами будут пользоваться не только Упаковщики, но и команды-соперники». После некоторых рассуждений о новаторстве Пэкерз, автор заметки саркастически прибавил: «Мы очень сомневаемся, что игра будет развиваться до такой степени, что в неё будут играть целиком в небе».
Кстати, именно функционеры НФЛ настояли на том, чтобы команда отправилась в полёт двумя бортами. Лига старалась минимизировать риски потери целой франшизы в случае авиакатастрофы. Это довольно странно, поскольку больших авиакатастроф с участием спортивных команд ещё не произошло. И Суперга, и Мюнхен, и крушение борта со студенческой командой Университета Маршалла будет ещё впереди. В отличие от катастроф на автомобильном и железнодорожном транспорте (Например, 31 октября 1903 года погибли 14 членов футбольной команды Университета Пардью из-за крушения поезда в Индиане, а 22 января 1927 года в Техасе погибли 10 человек из баскетбольной программы Университета Бейлора в результате аварии автобуса).
Возможно, что функционеры Лиги помнили авиакатастрофу тримотора Фоккер Ф-10 авиакомпании Трансконтиненталь энд Вестерн Эйр 31 марта 1931 года, в которой погиб знаменитый тренер Нотр Дама Кнут Рокне.
Рокне летел в Калифорнию на съёмки фильма «Дух Нотр-Дама», но сделал остановку в Канзас-Сити, чтобы навестить двух своих сыновей (Билла и Кнута, которые учились в школе Пемброк-Кантри). Через час после взлёта из Канзас-Сити одно из крыльев самолёта просто разлетелось в воздухе (причина – фанерная обшивка самолёта крепилась к каркасу с помощью клея из алифатической смолы на водной основе, который намокнув под дождём больше не мог удерживать обшивку). Тримотор врезался в пшеничное поле возле местечка Баазар, а Рокне и ещё семь человек на борту погибли мгновенно.
На месте крушения и гибели Кнута Рокне (сверху) и оторванное крыло Фоккер Ф-10 (внизу). Фото: Kansas Historical Society / Aircraft Accidents Archives
Неожиданная смерть Рокне поразила нацию – трагедию ставили в один ряд со смертью президентов. Более 100 000 человек провожали знаменитого тренера в последний путь. После похорон общественность потребовала провести расследование причин и обстоятельств крушения, которое в итоге вызвало радикальные изменения в дизайне и производстве авиалайнеров, их эксплуатации и техническом обслуживании. Повторимся, что, видимо, память о той трагедии была ещё свежа и именно этим было вызвано требование Лиги лететь двумя самолётами.
Стоит отметить, что если для профессиональной футбольной команды воздушное путешествие Грин-Бэй Пэкерз было первым в истории, то университетские команды уже освоили этот способ передвижения. Правда, тогда ещё он не стал подавляющим и повсеместным (как, кстати, и сейчас – не многие программы могут себе позволить летать на все выездные матчи). Насколько мне удалось выяснить, первый полет в истории американского футбола совершили тринадцать игроков команды Нью-Мексико Лобос и три функционера (помощник тренера Гарри В. Блисс, менеджер Том Л. Попхой и студент-менеджер Чарльз Хикман), которые 10 октября 1929 года вылетели в Лос-Анджелес на двух самолётах (А-7 и T.A.T. Плэйн) авиакомпании Трансконтиненталь Эйр Транспорт. Лобос предстояла игра с командой Оксидентал Колледж на стадионе Роуз Боул.
Как сообщала газета Винслоу Дэйли Мейл, один из игроков Нью-Мехико после приземления отметил: «Хорошо путешествовать», – но с ним были не согласны трое его товарищей, которые страдали от «воздушной болезни».
Интересно, что вторая часть команды Университета Нью-Мехико в количестве тринадцати игроков вместе с главным тренером Роем У. Джонсоном отправились в Калифорнию на поезде. А вот на обратном пути те, кто летел в Калифорнию, сели на поезд в Альбукерке, а те, кто приехал в Лос-Анджелес по железной дороге, совершили обратный рейс по воздуху. По-видимому, причина такого расклада была довольно проста – нехватка воздушных судов и их небольшая вместительность.
После фотосессии возле трапа, самолёты поднялись в небо и направились над облаками на высоте 9000 футов через Индиану на восток, чтобы встретиться с Гигантами. Но все пошло не так, как планировалось – погода внесла свои коррективы.
Полет до Кливленда прошёл беспроблемно. Но во время дозаправки пришло известие об ухудшении погодный условий над Нью-Йорком. Сильный туман над Ла-Гуардией задерживал посадку многих рейсов, и существовала большая вероятность, что, совершив перелёт, ДС-3 с делегацией Пэкерз не смогут приземлится и придётся все равно вернутся в Кливленд. Представители Юнайтед Эйрлайнс около часа советовались с Кёрли Лэмбо прежде чем отметить перелёт. Игроков Пэкерз доставили на такси в отель в центре Кливленда, где они поужинали, посмотрели часовое музыкальное представление и скоротали в вестибюле время до отправки поезда на Нью-Йорк. Лэмбо и компания прибыли в около 8:30 утра в пятницу на вокзал Гранд-Сентрал и направились в Центральный парк на тренировку.
В аэропорту Нью-Йорка собралась группа болельщиков Пэкерз. Бывший житель Грин-Бэй Луис Кук, морской пехотинец и уроженец Грин-Бэй Орвилл Томас, проходивший службу в Кейп-Код, Отто Кристоф, который специально прилетел из Аргентины, и другие так и не смогли поприветствовать команду.
На следующий день в Пресс-Газетт появились подробности полёта от корреспондента, который следовал с командой. Журналист отметил, что 90% игроков ранее не имели опыта полёта на самолёте. В аэропорту Чикаго особенно нервничал фуллбэк Кларк Хинкл, который получил львиную долю насмешек от товарищей по команде. Хинклу не понравилась даже надпись на самолётах. «Ну и кто её увидит, там в небесах?», – вопрошал он. Гард Тини Энгебретсен пошутил, что Кларку всю неделю становится плохо, когда он видит птицу. Не в восторге от полёта был и квотербэк Арни Хербер, который говорил, что если бы ему суждено было летать, то у него были бы крылья. «Не о чём беспокоиться», – успокаивал себя и других гард Расс Летлоу, и сразу же спросил: «Черт, мы застрахованы, не так ли?». Как свидетельствует корреспондент, после этого замечания в салоне наступила задумчивая тишина.
Игроки Пэкерз в самолёте во время исторического полёта. Фото: Green Bay Press-Gazette
Все изменилось во время самого полёта. Юнайтед Эйрлайнс предложила игрокам специальное меню, которое включало: ростбиф, масленую фасоль, картофель с петрушкой, горячие роллы, сердечки салата с нарезанными помидорами, соус «Тысяча островов», коктейли из свежих фруктов, кофе или молоко, вафли и шоколадное мороженное в форме футбольных мячей. На самом бланке меню красовалась надпись: «Юнайтед Эйрлайнс приветствует Упаковщиков и рада привилегии подарить им полёты».
Новичок Пэкерз, халфбэк Хэл Ван Эвери, выбранный в первом раунде драфта, который через два года сам станет пилотом бомбардировщика и уйдёт на фронт, заигрывал со стюардессой Робертой Шильбах. Энд Карл Муллено пытался шутить. А Кларк Хинкл уже обсуждал будущее коммерческих перелётов. Как резюмировал корреспондент: «Самая опасная часть поездки на самолёте – это то время, когда наземный лимузин везёт вас в траффике по главной транспортной магистрали в аэропорт, решили в четверг Упаковщики … не было ни одного игрока, который не хотел бы подняться в воздух снова».
Пэкерз так и не смогли победить Джайантс на Поло Граунд. Казалось, что идея экономии времени для лучшей подготовки к матчу не сработала. Поражение со счётом 7:3 подпортило впечатление от путешествия. Как ни странно, Пэкерз, не распрощались с надеждой на титул, поскольку Чикаго проиграли в Вашингтоне.
Момент игры Грин-Бэй Пэкерз – Нью Йорк Джайантс 17 ноября 1940 года. Фото: Associated Press Archives
«Мы будем бороться в этих двух последних играх … и мы не считаем себя выбывшими из гонки чемпионата», – сказал Лэмбо прессе. Но, та победа Краснокожих над Чикаго никак не помогла Грин-Бэй, поскольку Медведи выиграли два свои следующие матчи, а Пэкерз оступились в Кливленде, сыграв вничью. В итоге Чикаго станет чемпионом, отомстив в титульном матче Вашингтон Редскинс 73:0.
18 ноября, рано утром позавтракав в Нью-Йоркере, делегация Пэкерз вылетела из Ла-Гуардии в 8:30 на борту двух Юнайтед Эйрлайнс. Интересно, что журналист Пресс-Газетт для своих читателей подробно описывает картину Нью-Йорка (Манхэттен и Статую Свободы) и Атлантического океана, которую наблюдали игроки во время взлёта самолётов. Погода благоприятствовала и полёт прошёл без единой заминки. После дозаправки в Кливленде игрокам на борту был подан горячий обед и каждому в качестве подарка был представлен дорожный набор от авиакомпании. Двум игрокам (к сожалению, они не названы по фамилии) позволили отправится в кабину самолёта, где они смогли понаблюдать за работой пилотов и даже прослушать радиоразговоры между бортами в воздухе. Капитан Х.К. Уортингтон обсудил с игроками авиационную подготовку: «В этом бизнесе нельзя ошибиться. Одна ошибка может быть слишком серьёзной», – наставлял он футболистов.
Правда, Карл "Бад" Йоргенсен по-другому вспоминает обратный полет: «…Затем, возвращаясь, мы … оказались в Питтсбурге из-за шторма. Мы наконец-то смогли вылететь из Питтсбурга поздно вечером и добрались до Милуоки около 2 или 3 часов утра в понедельник и сели на автобус до Грин-Бэй. В то время нам приходилось летать в Милуоки и обратно, потому что в нашем аэропорту не могли разместиться самолёты, на которые мы летали. Мы ездили на автобусах в Милуоки или Чикаго и обратно, чтобы поймать чартеры». Но, похоже, Бад в своём интервью в средине 60-х просто спутал первый полет с другим рейсом. Человеческой памяти свойственно ошибаться и в этом случае газетным отчётам больше доверия.
Как отметил журналист Пресс-Газетт: «Когда Упаковщики вылетели в Кливленд в прошлый четверг, не более четырёх или пяти из них с энтузиазмом и нетерпением ожидали полёта. Когда они приземлились вчера в Чикаго, то возможно, не более четырёх или пяти из них не пребывали в восторге от сервиса и не испытывали желания повторить полет». Однако, один игрок все же оставался непримиримым противником такого способа перемещения – Арни Херберт. Журналист даже назвал его «диссидентом» воздушных перелётов.
После приземления в аэропорту Чикаго игроки Пэкерз снова на лимузинах отправились на станцию Юнион, и на поезде добрались до Милуоки. А оттуда, отужинав, вернулись в Грин-Бэй. Таким был первый полет команды НФЛ, который вошёл в историю.
На две заключительные игры в Детройт и Кливленд команда также отправилась самолётом. Однако, планы не были определены заранее. Ещё 20 ноября Пресс-Газетт сомневалась в следующем полете Пэкерз. Рассматривались два варианта путешествия в Детройт – поездом и самолётом. Но уже через два дня (в пятницу, за два дня до матча) газета объявила о воздушном перелёте в Детройт. Маршрут был известен: утром в субботу команда выехала на поезде до Чикаго, а уже оттуда совершила полет, вскоре после полудня приземлившись в Городе моторов. Назад Пэкерз проследовали в обратном порядке. Правда, чтобы успеть на поезд «Милуоки-Роуд», команда должна была сразу же после игры быстро переодеться (не возвращаясь в отель) и отправиться на аэродром, находящийся в четырёх милях от стадиона, где их уже ожидали самолёты с прогретыми моторами. Даже не смотря на довольно трудную логистику Пэкерз все равно экономили практически двое суток.
Пресс-Газетт рассказывает довольно милую историю. Тэкл Гарфилд "Бэби" Рэй заметил, что на рейсе в Нью-Йорк стюардессы подавали обед, начиная с кормы самолёта и сидящие впереди, получали пищу последними. Поэтому на рейсе в Детройт он занял место в хвосте и был очень разочарован, поскольку в этот раз стюардессы начали обслуживать пассажиров с носа самолёта. Как выяснилось, это Кёрли Лэмбо попросил персонал авиакомпании изменить порядок раздачи пищи (журналист пишет, что "Малыш" Рэй стал «жертвой ужасного заговора», но из контекста все же не понятно, имела ли просьба главного тренера намерение подшутить над своим игроком). Поэтому Рэй, на обратном пути, занял место посреди салона.
Пресс-Газетт отметила: «Никакой нервозности, которая сопровождала первый полёт. Игроки уже опытные авиапассажиры, и практически все они считают перелёты отличной идеей. Они откидываются на свои кресла и лениво рассматривают облака или пейзажи, мудро рассуждают о высотах, скорости полёта и воздушных масс, метеорологических условиях». По-видимому, в салоне царила полная раскрепощенность, поскольку на обратном пути Кларк Хинкл и Чарльз "Бэкитс" Гольденберг проявили себя в роли «изысканной пары стюардесс, обслуживая ужин», как говорилось в репортаже.
Полет в Кливленд на последнюю игру прошёл по схожему сценарию, за исключением одного обстоятельства. Команда, судя по всему, летела не двумя самолётами, а одним. По крайней мере об этом было заявлено накануне полёта. К сожалению, Пресс-Газетт не нашла уместным расписывать подробно перелёты в Кливленд на последнюю игру, поэтому у меня нет подтверждения этому факту.
Вместо этого 3 декабря в газете была размещена довольно значительная по объёму заметка с рассуждениями о новшестве, внедрённом Пэкерз в концовке сезона. Позволю привести её почти полностью с незначительными купюрами: «…Упаковщики распустили крылья. Они пролетели полпути в Нью-Йорк и обратно, а также совершили перелёты в Детройт и Кливленд, проведя в общей сложности около 16 часов в воздухе. Они начали эксперимент, чувствуя себя нервным и испуганными, но стали петь хвалу воздушным путешествиям для футбольных команд. Почему Упаковщики испытал воздушные линии в этом сезоне? Разве просто из-за безумной спешки оказаться быстрее на сцене битвы? Было ли это для рекламы, или сделано, чтобы хвастаться? Нет, были определённые, веские причины, и любая критика по поводу впечатляющей программы не меняет того факта, что она принесла команде большую пользу. Следует помнить, что Грин-Бэй находится далеко от проторённых дорог городов НФЛ. Мы не расположены удобно для Филадельфии, Детройта, Кливленда, Нью-Йорка, Вашингтона и остальных, за исключением Чикаго. Следовательно, Упаковщики должны путешествовать намного дальше, чем любой другой клуб, чтобы добраться до игровых площадок за нашим городом. И путешествие утомляет профессионального спортсмена. Например, Дон Хатсон обычно ощущает последствия 24-часовой поездки на поезде в течение двух дней. … Мужчины, весом в двести фунтов плюс, плохо вписываются в спальные отсеки в поездах, и много раз Упаковщики падали со своих мест с широко раскрытыми глазами и беспокойными после плохого сна. Затем, график Грин-Бей специально составлен с целью уклонения от сильных снегопадов, которые вероятны на севере в конце ноября и декабре. Мы путешествуем во второй половине сезона … и каждые выходные Упаковщики находятся в дороге в ту часть сезона, когда больше всего нужен отдых и сон. Быстрые движения самолётов Пэкерз устранили большую часть неудобств, с которыми часто сталкивалась команда. Полёты позволили Упаковщикам провести дополнительные дни практики дома или в городе посещения. Кроме того, это позволило женатым мужчинам оставаться дома дольше, а более половины игроков Пэкерз – это семейные мужчины. Наконец, перелёты на самолёте более экономичны, чем длительный поезд на восток от Чикаго. Меньше счетов за отель, меньше расходов на питание. Авиакомпании подают пищу в пути без каких-либо дополнительных затрат, и, как правило, она является хорошей едой, которая ценится и нравится мужчинам, когда они преодолевают тысячи футов над землёй. В течение нескольких лет все футбольные команды, которые смогут себе это позволить, будут использовать в своих целях эти транспортные средства, в тех случаях, когда требуются длинные перемещения. И Упаковщики могут взять на себя инициативу среди профессиональных команд».
Кроме прочих преимуществ для отдельной команды, с разным акцентом упомянутых в данной заметке, отметим значимую возможность, которая открылась для Лиги. В Золотом штате развивались как студенческие программы, так и полупрофессиональные команды. Да, матчи за Роуз Буол проводились с 1902 года, райвалри Стенфорда и Ю. Калифорнии против Нотр Дам с 1925 и 1926 года соответственно, но все же это были единичные игры, к которым проводилась специальная подготовка.
Проект франшизы из Лос-Анджелеса был актуальным для Лиги на протяжении всей её начальной истории. Но расстояния и невозможность создать удобное расписание всегда стояли на пути членства команды из Калифорнии. Прежде всего это было не выгодно другим членам Лиги, постольку увеличивало их транспортные расходы (Поэтому рассмотрения заявок Лос-Анджелеса обычно заканчивались голосованием "против". Например, в 1936 году была отклонена Лос-Анджелес Бульдогс).
В 1926 году, правда, в Лиге играла команда Лос-Анджелес Баккэнирз (однако, почти все газеты того времени называли команду иначе, чаще всего просто – калифорнийцы). Её появление – это ответ НФЛ на создание АФЛ, новой противоборствующей Лигой, профессиональной футбольной команды в Городе Ангелов. Интересно, что Баккэнирз сыграли в Калифорнии только выставочные матчи (два в начале сезона в Лос-Анджелесе и несколько после завершения сезона, в том числе и в Сан-Франциско). Обосновавшись в Чикаго и Нью-Йорке, Баккэнирз все свои матчи в регулярном сезоне провели в гостях, в качестве «дорожной», или как ещё говорили «гастролирующей» команды. При этом они показали довольно неплохой результат для новичка 6-3-1. Но в следующем сезоне, после распада АФЛ, необходимость в этой франшизе исчезла, и команда была расформирована Лигой.
Те же проблемы преследовали и другие франшизы из городов, расположенных к западу от Миссисипи – Сент-Луиса и Канзас-Сити. В Сент-Луисе было две попытки организовать команду НФЛ: Олл-Старз в 1923 и Ганнерс в 1934 годах. Но обе команды прекратили своё существование после первого же сезона, сыграв на домашнем поле шесть из десяти матчей на двоих. Канзас-Сити Блюз/Каубойс играли в сезонах 1924-26 годов. Но из 33 матчей, проведённых в Лиге, лишь шесть команда сыграла на домашнем стадионе Мюлебах Филд (причём две из них против таких же дорожных команд из Лос-Анджелеса и Дулута). А в сезоне 1925 года все свои игры Каубойс провели на выезде. Интересно, что Грин-Бэй Пэкерз умудрились сыграть с каждой из этих трёх команд в гостях.
Не удивительно, что после успешных полётов Пэкерз, НФЛ начала смотреть на Запад. Но этим планам помешала война. Новые франшизы появятся в Калифорнии уже в 1946 году, причём сразу три. Две команды, Сан-Франциско 49ерс и Лос-Анджелес Донс, стали новыми организациями Всеамериканской футбольной конференции, основанной Арчем Уордом, спортивным редактором Чикаго Трибьюн, и группой американских магнатов (кстати, ААФК первой опробовала и новый рынок, основав франшизу во Флориде). НФЛ решила переместить Кливленд Рэмс в Лос-Анджелес, поскольку, несмотря на титул 1945 года, команда теряла в Огайо деньги и не могла конкурировать с новой франшизой ААФК Кливленд Браунс, возглавляемой местным любимцем – Полом Брауном. Через четыре сезона Донс и Рэмс объединятся, а Найнерс станут новым членом НФЛ. Кстати, в том же 1950 году существовал и проект переезда в Калифорнию Пэкерз, но это уже другая история.
Возможно, Кёрли Лэмбо и не был одним лучших игроков в истории Лиги… Возможно, Кёрли Лэмбо и не был одним из лучших тренеров в истории Лиги, несмотря на шесть его титулов… Возможно, Кёрли Лэмбо и не был одним из лучших владельцев и генеральных менеджеров команды в истории НФЛ… Но Кёрли Лэмбо, как и многие любящие футбол люди той эпохи, был новатором, который привнёс в профессиональный футбол подготовку к сопернику посредством просмотра видео (о чём я уже писал), авиаперелёты (о чем вы читаете в этой публикации) и внедрил постоянный треннинг-кэмп и командную базу (о чём, я надеюсь, ещё напишу).
«В те дни мне было страшно летать, я буду совершенно честен с тобой», – беззаботно признавался в интервью Карл "Бад" Йоргенсен, – «И я был не один такой. Единственным, кто имел полное доверие к авиаперелётам, был Лэмбо. Он говорил: "В этом нет ничего такого, Джорджи! Это весело, не правда ли? Подумай, где бы мы были, если бы ехали на поезде? К этому времени мы едва ли бы выползли из Де Пера. А сейчас мы практически уже там, куда направлялись"».
Проект "Историческая справка о Green Bay Packers" создана специально для новостного канала русскоязычных болельщиков Грин Бей Пэкерз «Eastern Tundra» в Телеграмме – «Packers News». Аудиоверсия публикуется еженедельно в подкасте Green19.