11 мин.

«NBC никогда не отменит трансляцию кубка имени самого себя». Как в США показывают спортивные события

После демарша Первого Канала, отказавшегося транслировать Кубок имени себя с участием национальной хоккейной сборной, спортивная редакция «БИЗНЕС Online» анализирует, как спорт показывают главные американские телекомпании, и объясняет, почему спортивные турниры в России остаются невостребованными аудиторией.

КОНКУРЕНЦИЯ КАК ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА

Самым скандальным за последние несколько лет стал московский этап хоккейного Евротура, который в воскресенье завершился в Москве. Сборная России, ведомая Олегом Знарком, закончила домашний турнир, по распространенному выражению, на мажорной ноте, обыграв в последнем матче Финляндию (4:3). Однако, итоговую победу на турнире праздновали шведы, а их лидер, нападающий уфимского «Салавата Юлаева» Линус Умарк допустил неосторожную шутку , что в его команде «довольны подпорченным праздником русских» – которые отмечали 70-летие отечественного хоккея.

Умарк чуть позже извинился за свое высказывание, вызвавшее бурное негодование всех хэдлайнеров российского хоккея, в собственном аккаунте в одной из социальных сетей. Но, стоит уточнить, инцидент с Умарком – лишь «контрольный выстрел» в голову московского турнира. В прошлую пятницу стало известно о том, что главный федеральный ТВ-рупор – Первый канал – отказывается от трансляции турнира имени самого себя. Причина проста – низкие рейтинги, показанные трансляцией стартового матча россиян против тех самых шведов (Знарок и Ко были биты со счетом 1:3). Бизнес есть бизнес. И вместо матча Россия – Чехия любителям хоккея предложили многотысячный по счету выпуск развлекательного шоу «Давай поженимся», где три дамы постбальзаковского возраста в течении часа по далеко неоригинальному сценарию выбирают жениха даме или наоборот.

Парадоксальность ситуации в том, что во всем мире матч национальной сборной по одному из главных (и популярных) в стране видов спорта вызвал бы невероятный интерес. Так, основная аудитория телезрителей США рассредоточена на четырех крупнейших каналах: CBS, NBC, ABC и FOX. Спрос рождает предложение, и поэтому каналам приходится конкурировать между собою за телезрителя, предоставляя массовой аудитории лучшее, что могут предложить. При этом, если в нашей стране спорт традиционно считается далеко не самой привлекательной афишей для телезрителя, то в Северной Америке спортивные состязания традиционно забирают миллионы у телеэкранов.

 

   

 

В США каждую неделю на первых местах в рейтинге оказываются матчи по американскому футболу. Почему же матчи этого вида спорта так интересны телевизионным компаниям? Главной причиной является максимальное число рекламных вставок за столь короткий телевизионный период. Средняя продолжительность матчей НФЛ составляет около 3,5 часа, в некоторых случаях гораздо больше. При этом сама суть американского футбола подразумевает огромное количество остановок во время матча. И каждая из этих пауз набивается под завязку рекламой. Причем, если сериалы или прочие шоу имеют строго регламентированные рекламные слоты (например, каждый 10 или 15 минут), то число пауз в футболе зависит от хода игры.

Например, бывают случаи, когда атакующая команда проводит сверхдлительный драйв к очковой зоне соперника. Каждой команде даются 4 попытки для преодоления 10 ярдов. И на обдумывание комбинации регламентированы сорок секунд. Нередко случается так, что один драйв (то есть владение мячом командой) занимает более 7 - 8 минут. А иногда команда теряет мяч уже после 2 минут владения. Рекламу же пускают по каналам во время смены владения мячом, после тачдаунов, после получения травм и во время, так называемого, двухминутного предупреждения. Так что от качества игры также зависит, сколько рекламы будет показано во время матча.

   

В 2006 году NBC начала показ самого просматриваемого шоу на территории США – Sunday Night Football. Средняя аудитория матчей у телеэкранов превышает 20-миллионную отметку. Десять лет назад медиакорпорация Comcast, которая владеет NBC, и NFL подписали контракт на сумму 650 млн. долларов за право транслировать футбол по воскресеньям, нескольких матчей плей-офф и одну игру во время Дня благодарения. Эта сделка получилась столь успешной, что уже через несколько лет этот контракт был переподписан на 950 млн. долларов в год. Кроме этого, согласно условию договора, медиаконцерн отчисляет в пользу лиги по 500 тыс. долларов за каждый рекламный ролик, который был показан во время матча. С 2015 года медиаконцерн также транслирует четверговые футбольные матчи, совместно с CBS.

NBC никогда не поступит как Первый канал – не откажется от трансляции спортивных событий. Они просто приносит им прибыль. Если бы в нашей стране был популярен американский футбол, то он давно бы уже оккупировал «первую кнопку». Просто рекламных слотов на хоккее максимум выходит на 25 минут при средней продолжительности трансляции в 2 часа 40 минут. За это время можно показать три шоу Андрея Малахова и продать те же 25 минут дороже. Чистый бизнес – и ничего личного.

ФУТБОЛ НА NBC: 30 КАМЕР НА СТАДИОНЕ И ЧАСТЬ МНОГОМИЛЛИАРДНОГО «ПИРОГА»

   

Матчи SNF и TNF начинаются в 20:30 по нью-йоркскому времени, а заканчиваются соответственно после полуночи. Перед каждой игрой один час выделяется на «разогрев», во время которого в студии обсуждаются прошедшие встречи, а также подробно рассказываются все нюансы предстоящей игры. Во время перерыва между второй и третьей четвертью опять же ведется трансляция из студии, в которой за 7 минут разбирается все то, что произошло в игре. (7 минут + 5 минут рекламного времени). Матчи же комментируют по два комментатора и журналист, который передает информацию непосредственно от бровки.

   

Матчи по американскому футболу традиционно обслуживают более 30 камер непосредственно на стадионе, а также несколько расположенных в городе, в котором проходит игра. В основном камеры расположены в таких местах, чтобы добавить аутентичности и атмосферы к встрече. Например, матчи из Сиэтла дополняются видами города и местными достопримечательностями, такими как Pike Place Market. Главной особенностью SNF – это даже не сама игра, а передача на всю страну духа города, в котором проходит встреча. Именно это и отличает это шоу ото всех остальных. Тому же «Матч ТВ» стоит поучиться у американских коллег – кроме камеры с квадрокоптера, летающего у стадиона, и вставок подготовленных к ЧМ-2018, в эфире отечественного телеканала практически нет «интерактива», который бы презентовал место проведения матчей. Да, игры Лиги чемпионов так показывать нельзя, ибо запрещено регламентом, но почему же нельзя сделать такую же аналогию для РФПЛ? Каждая мелочь выверена в американском ТВ.

На момент написания статьи NBC показал на своих двух каналах (NBC, соответственно, и испаноязычный Telemundo) 19 матчей, однако канал довольно заметно потерял свою аудиторию. Как заверяет руководства медиаконцерна, причинами столь резкого падения является конкуренция со стороны приложений для просмотра футбола (NFL зарабатывает миллиарды на приложений для смартфонов), а также со стороны политических дебатов. Многие телезрители предпочли противостояние Клинтон - Трамп американскому футболу, которое шло в прайм-тайм по другим каналам.

Руководители канала отмечают, что проигрывают борьбу за молодое поколение. И это тревожный звоночек для всей NFL. До 2022 года общая стоимость проданных прав на трансляцию составляет 38,9 млрд. долларов. Но вот потом эта сумма может резко сократиться.

Кроме этого, сильно мешает собирать аудиторию расписание, составленное НФЛ. Если же условные НБА и НХЛ можно назвать аналогами КХЛ, где основная аудитория и фанбаза сосредоточена в региона базирующих команд (то есть, в условном Омске лишь единицы болеют за СКА), то НФЛ близка к РФПЛ. Если ряд «всеамериканских команд», таких как «Даллас», «Питтсбург», «Нью-Ингленд», число болельщиков которых явно доминирует надо всеми остальными. Что уж говорить – прозвище «ковбоев» из Далласа именуется как American Team. Прямая аналогия со «Спартаком», а учитывая то, как выступает команда, так страшно становится от таких совпадений.

   

Впервые за очень долгое время матчи SNF не лидируют в таких рейтингах. Из 10 самых просматриваемых игр, лишь 1 проходит по воскресеньям на NBC. Если дать возможность медиаконцерну выбирать те встречи, которые он будет транслировать, то в большинстве своем это будут все 16 встреч «Далласа». Однако, таким образом канал будет зарабатывать меньше, как ни странно. Большое количество рекламных блоков покупаются теми организациями, которые имеют большое количество филиалах в рынках, в которых проходят матчи SNF. Так что с точки зрения ТВ, не всегда хорошо, если будут показывать исключительно тех, кто очень популярен.

К сожалению, в нашей стране пока такое невозможно. Наибольшая спортивная аудитория собирается на матчах «Спартака» и «Зенита», а покупательные возможности жителей российской провинции куда ниже, чем у жителей условного Денвера. Поэтому для «Матч ТВ» куда выгоднее будет вносить в программу передач как можно больше игр «народных команд». И именно поэтому хоккей в стране никогда не будет столь же популярен, как футбол. Точнее, как футбол будет. Не будет столь популярен, как «Спартак» и «Зенит».

 

   

Матчи «всеамериканской команды» традиционно считаются самыми рейтинговыми в США. «Джек-пот» в этом году сорвал FOX, которые транслировали аж 7 встреч.

ПРАВА НА ТРАНСЛЯЦИЮ МАТЧЕЙ НХЛ ОБХОДЯТСЯ В 200 МЛН ДОЛЛАРОВ В ГОД

Однако не одним американским футболом живет канал. NBC и его дочерний NBCSN до 2022 транслируют матчи коменд английской премьер-лиги. Ежегодно медиаконцерн платит за показ соккера 950 млн. долларов в год – столько же, сколько и НФЛ. Но если американский футбол транслируют также и другие концерны, то с АПЛ NBC монополисты. Прежний контракт от 2013 года предусматривал плату в размере 250 млн. долларов за год и отсутствие матчей на центральном телевидение.Матчи АПЛ показываются в основном утром и днем по выходным – из-за разницы во времени. Так, в этот уик-энд по NBC в 12:30 прошла трансляция игр «Вест Бромвич» – «Манчестер Юнайтед». Причем не по NBCSN, который является кабельным, а по основному NBC. То есть, все жители США могут совершенно бесплатно смотреть некоторые игры соккера в прямом эфире. В среднем, аудитория матчей АПЛ по NBCSN составляет чуть менее 500 тыс. человек. Практически, как и у нас в стране, вот только в США это на платном телевидении и далеко не в прайм-тайм.

Кроме НФЛ и АПЛ, медиакорпорация Comcast показывает и матчи национальной хоккейной лиги. Права на трансляцию обходятся компании в 200 млн. долларов в год. Согласно условию договора, в сезоне 2016/17 на телеканалах корпорации будет показано 106 игр регулярного сезона – из них 14 будут транслироваться на федеральном NBC, а оставшиеся 92 на платном NBCSN.

NBC распределяет календарь матчей НХЛ по определенным параметрам. Так, каждую среду по NBCSN транслируется по одному матчу серии NHL Wednesday Night Rivalry. В прошлом сезоне, средняя аудитория таких матчей равнялась около 350 тыс. зрителей. Аудитория КХЛ на «Матч ТВ» несколько больше, даже аудитория матчей «Салавата Юлаева» по БСТ куда шире. Столь низкие показатели объясняются тем, что хоккейный болельщик перстный, условный житель Монреаля никогда не будет смотреть игру «Торонто» – «Бостон». В течение всего сезона к этим «райвалри» добавляются еще 6 матчей в рамках Wednesday Nightcap. Эти игры транслируются сразу после «принципиальных» игр. Таким образом NBC планирует оставить зрителя смотреть хоккей по вечерам. Эти шесть встреч проходят в основном на Западном побережье США.

 

   

Четырнадцать встреч регулярного сезона показываются по федеральному ТВ. В основном это игры «Зимних Классик» и Stadiums Series. То есть, это те встречи, на которых телеаудитория может словить «хайп».

 

   

А кроме хоккея и соккера NBCSN показывает автогонки, матчи студенческих команд, покер по ночам и многое другое. Кроме этого, NBC подписало контракт на показ Олимпийских Игр аж до 2032 года. Так что если Олимпиада 2024 пройдет в США, то это будет лебединой песней для медиаконцерна.

Так в чем же секрет успеха NBC? Все очень просто: народ смотрит американский футбол – американский футбол удобен для рекламодателей – народу показывается больше американского футбола. Европейский соккер никогда не соберет столько же средств по телевидению.

Изничтожить Первый канал из-за отсутствия гимнов перед футбольными матчами национальной футбольной сборной? С точки зрения морали – да, но не с точки зрения бизнеса. У канала, который не получает прямой государственной поддержки, банально не остается времени на рекламу: единственный 15-минутный перерыв между таймами не самый весомый повод для радости. И все это в 2-х часах телевизионного слота. Как это ни печально, но руководителям канала действительно лучше показывать «Давай поженимся». Там и аудитория выше, да и рекламного времени больше.

Виктор Майоров /  «БИЗНЕС Online»