12 мин.

Запоминается последнее. Что означает этот сезон для Тони Ромо

В 2016 году у квотербека «Далласа» может быть последний шанс для того, чтобы войти в историю так, как он этого заслуживает – в роли победителя.

alt

«Давай-ка, Мо! Надерем твою задницу!»

Тони Ромо хочет прекратить непрестанное гоготанье Морриса Клейборна. Очередным жарким днем в тренировочном лагере в Окснарде, штат Калифорния, Тони Ромо наслаждается возможностью расшевелить свою команду, подкалывая одноклубников, вставая в линию и назначая розыгрыши. Раньше он утолял соревновательную жажду, играя в межсезонье в баскетбол, гольф и соккер, но из-за проблем со спиной теперь ему все это запрещено.

Мгновения спустя, Ромо выдает высокую точную передачу на фланг на принимающего Терренса Уильямса, который вылавливает мяч в борьбе с Клэйборном. Ромо улыбается, а защитники «Далласа» ворчат. Они такое уже увидели. Они знают, что подобное не будет продолжаться вечно.

Ромо начинает 14-й сезон своей парадоксальной карьеры. Сложно найти другого игрока его эпохи, которого так бы чересчур рекламировали или же так сильно недооценивали. У него есть основания надеяться на попадание в Зал славы, и эти основания упрочились бы, проведи он последний классный сезон. Нет сюжета лучше, чем история о Ромо, который заканчивает Супербоулом в Хьюстоне. Тогда мы наконец признаем, как здорово играл Ромо на протяжении последних 10 лет.

Из грязи в князи

Тони Ромо в 2006 году. Фото: Insidethestar.com

Тони Ромо в 2006 году. Фото: Insidethestar.com

Тони с самого начала был тем, кто он есть. Изменилась наша оценка по отношению к нему.

Большая часть Америки увидела Ромо, когда он заменил стартового квотербека «Далласа» Дрю Бледсо после перерыва в матче с «Джайентс» 23 октября 2006 года. Первый пас Ромо в тот вечер был перехвачен. Дальше он бросил еще два перехвата. Но в то же время он растормошил безжизненное нападение, набрав 227 ярдов и сделав 2 тачдауна за одну половину игры. Идеальным то выступление и близко не назовешь, но это было зрелищнее любого из восьми посредственных вариантов, которые клуб пробовал после того, как Трой Эйкман в 2001 году завершил карьеру. (Кто-нибудь помнит в «Далласе» Чеда Хатчинсона, Энтони Райта или Райана Лифа?)

Нас зацепило, как и тогдашнего тренера «Каубойс» Билла Парселлса. Бледсо больше не играл. Как будто Футбольные боги почувствовали, что нам требуется противоядие от выдающихся, но пресных квотербеков того времени: Тома Брэди, Пейтона Мэннинга и Карсона Палмера. Первый матч Ромо в стартовом составе в НФЛ состоялся через 6 дней, и он отыграл дефицит в два владения против «Каролины» в четвертой четверти, набрав в ней 25 очков. На тот момент это было рекордом для «Каубойс».

Это был Sunday Night Football на NBC, их первый сезон с вынесенной игрой в расписании. И на телеканале влюбились в увиденное. С тех пор ни одна команда не появлялась в Sunday Night Football так часто – 34 раза. В десяти из 15 самых рейтинговых игр SNF участвовали «Каубойс». Такого достижения не добьешься с Куинси Картером.

Ровно через год Тони подписал контракт, по которому он получил гарантированных денег больше, чем Пейтон Мэннинг. К тому моменту его отношения с певицей в стиле кантри Кэрри Андервуд уже завершились. Он был первым любимым футболистом моей жены. Он управлял нападением лучшей футбольной команды. Он в одно мгновение стал суперзвездой.

За десятилетие на глазах у всего мира Ромо от аутсайдера прошел путь к величию и обратно. Он был героем и был жертвой жестоких концовок. Он стал символом совершения ошибки в самый важный момент, несмотря на то, что он регулярно покрывал организационные ошибки своего клуба.

По части набора суммарных ярдов за попытку Ромо уступает только Мэннингу. С 2006 года, в золотой век квотербеков, Ромо четырежды финишировал в топ-5 рейтинга квотербеков от ESPN (для сравнения, Илай Мэннинг попадал туда дважды за 10 лет). При этом, Ромо так давно находится в центре нашего внимания, что мы привыкли воспринимать его игру как нечто само собой разумеющееся, не отдавая себе отчет в том, что он один из лучших игроков своего времени.

Ромо – 36 лет, в прошлом году он дважды ломал ключицу. В то же время он возглавляет самое богатое нападение «Далласа» с 2007 года, когда у них был Террелл Оэунс и они завершили сезон 13-3.

Он как некогда популярный сериал, который утратил свою актуальность и потерял часть фанатов со временем. Настал черед Ромо совершить сентиментальный и триумфальный забег, который заставит всех оценить его карьеру заново.

Судьбоносная ошибка

Давайте вспомним розыгрыш, из-за которого Ромо обрел репутацию хронического неудачника. После регулярного сезона-2006 в матче раунда уайлд-кард против «Сиэтла» квотербек запорол снэп, и этот эпизод стал не только губительным для надежд «Каубойс» на тот плей-офф, но и навредил всей карьере Тони. Парселлс говорил, что завершил карьеру из-за того, что не смог пережить результат того розыгрыша, и хватает болельщиков, которые до сих пор за это таят обиду на Ромо. Хотя есть несколько очевидных моментов:

Парселлс не должен был ставить своего стартового квотербека в качестве холдера на филд-гол.

«Ковбои» попали в плей-офф только благодаря Ромо. В свой первый сезон в качестве игрока стартового состава он лидировал в лиге по числу набранных ярдов за попытку. И шанс пробить филд-гол они получили только благодаря тому, что Ромо провел классный драйв после того, как защита «Далласа» дала возможность сопернику повести в счете.

И «Сиэтл» и «Даллас» были проблемными командами, завершившими сезон с результатом 9-7. Перед плей-офф «Ковбои» проиграли три матча из четырех. А Парселлс говорит так, как будто его команда была главным кандидатом на победу в Супербоуле.

Самый любопытный эпизод из этой истории произошел через месяц. Пока на него обрушивался весь мир НФЛ, Ромо настоял на том, чтобы быть холдером во время исполнения филд-голов в Пробоуле. Но не для того, чтобы найти способ еще сильнее себя наказать, скорее, он слишком хорошо понимал, чем приходится жертвовать ради роли стартового квотербека в НФЛ.

«Я и правда не считаю, что он беспокоится о том, как его воспринимают люди. Он озабочен тем, как ему стать лучше», – рассказал мне Джейсон Уиттен, играющий бок о бок с Ромо много лет.

Однако тот розыгрыш дал «Далласу» установку на долгие годы: не принимать во внимание всю картину дел и обвинять Ромо во всех грехах. Ромо вынужден был постоянно отыгрываться за неконкурентоспособную защиту команды. В половине проведенных им сезонов в качестве стартового квотербека нападение «Каубойс» финишировало в топ-5 по результативности. А защита «Далласа» за тот же период лишь раз финишировала в топ-12 по пропущенным очкам. (Это было в сезоне-2009, когда Ромо одержал одну из своих немногочисленных побед в плей-офф)

Тот запоротый снэп подготовил почву для создания трагического образа Ромо, и некоторые поражения, губившие сезон, были действительно очень болезненными. Но перегруженная структура состава «Далласа» вредила клубу больше, чем любая ошибка Ромо на поле. «Ковбои» знают, как за счет громких имен продать билеты на матчи, но они так и не научились пополнять состав средним классом игроков. Это одна из главных причин, почему «Даллас» одержал 78 побед при 49 поражениях с Ромо за центром и 7 побед при 20 поражениях без него.

Отягощенная дисквалификациями защита может потопить Ромо и в этом сезоне. Но его партнеры в нападении настолько хороши, что могут компенсировать что угодно.

Нападение, созданное для триумфа

Ресивер «Далласа» Дез Брайант. Фото: Matthew Emmons-USA TODAY Sports

Ресивер «Далласа» Дез Брайант. Фото: Matthew Emmons-USA TODAY Sports

Правление Джерри Джонса часто критикуют за выданные игрокам контракты размером в штат Техас. Но руководству клуба стоит отдать должное за то, что они собрали лучший блок нападения в футболе. Тэкл Тайрон Смит, центр Трэвис Фредерик и гард Зак Мартин – ключевые фигуры. Они одинаково хорошо умеют защищать Ромо и создавать коридоры для бегущих. Любая группа игроков, которая может сделать так, что Даррен Макфадден выглядит как Тони Дорсетт, а квотербеком в это время является Мэтт Каселл, заслуживает самых громких комплиментов.

Возвращение Деза Брайанта после омраченного травмами сезона-2015 дарит Ромо ресивера калибра топ-10. Раннинбек-первогодка Эзекиэль Эллиотт – один из самых совершенных бегущих, попадавших в лигу со времен Адриана Питерсона. Кол Бизли хорошо смотрится в роли слот-ресивера, а тайт-энд Уиттен попадет в Кантон благодаря своей связи с квотербеком.

«Всякий раз, когда он на поле, ты получаешь кайф. Особенно по части общения. Невербального общения», – сказал мне Уиттен.

Все нападение «Каубойс» может общаться чуть ли не телепатически, настолько давно они играют вместе. Блок нападения обходится без потерь. Тэклы Смит и Даг Фри играют вместе уже пять лет. Мартин играет с Фредериком с 2014 года, когда он пришел в лигу. Брайант, Бизли и Уильямс начинают вместе свой четвертый сезон. Даже дублер Уиттена Гэвин Эскобар в клубе с 2013-го.

Так долго удерживать вместе талантливых футболистов – редкость для команды НФЛ. В «Далласе» знают, что это не может продолжаться вечно, тем более учитывая возраст Ромо.

«Возвращение в футбол начинаешь ценить больше. Я просто люблю соревноваться. Мне нравится узнавать, насколько я могу быть хорош в своем деле», – сказал Ромо журналистам в начале августа.

Последняя попытка попасть в Зал славы

Тони Ромо на тренировке «Далласа» в Окснарде. Фото: Max Faulkner / Star-Telegram

Тони Ромо на тренировке «Далласа» в Окснарде. Фото: Max Faulkner / Star-Telegram

«Мы чувствуем, что время поджимает. Но Тони и [тренер] Джейсон [Гарретт] чувствуют это еще лучше», – сказал ресивер Брайс Батлер после тренировки.

Карьеру Ромо можно разделить на четыре части. С 2003-го по 2006-й он пробирался вверх в иерархии квотербеков клуба. С 2006-го по 2010-й, когда он впервые сломал ключицу, Ромо был топ-5 квотербеком, которому крупно не везло в важнейших матчах. После травмы Ромо играл по-разному, но защита «Каубойс» играла всегда одинаково плохо.

Сейчас мы наблюдаем закат карьеры Ромо. Нет гарантии, что у него получится так же красиво стареть на поле, как у Тома Брэди. У этих двоих есть что-то общее на карьерном пути (оба побеждали Дрю Хенсона и отбирали место в составе у Дрю Бледсо), но Ромо кажется более человечным. В отличие от Брэди, он не похож на человека, чей любимый рецепт в поваренной книге – это мороженое из авокадо.

«Не знаю, сколько он еще будет играть, но он все еще выдает максимальный уровень. Так что, мы просто пытаемся соответствовать, пока он тут», – добавил Батлер.

Ромо вырос в роли стартового квотербека «Далласа». Сейчас у него двое детей, он больше не тусуется с поп-звездами и не попадает на обложки газет из-за приключений вне поля. Его часто можно увидеть долго беседующим с Джерри Джонсом на бровке даже во время тренировок. Он – король «Каубойс».

Но он всегда вовлечен в тренировочный процесс. Даже когда на поле работает третий квотербек Джамеилл  Шауэрс, Ромо наблюдает за всем словно помощник тренера, подбадривает и подсказывает одноклубнику. Искренняя любовь к футболу – это то, что подкупило болельщиков сразу же по отношении к Ромо.

«Тони обожает играть. Вот так его можно обрисовать двумя словами. Он потрясающий спортсмен. Он любит тренироваться. Он любит, когда даже во время тренировок на поле возникает сложная ситуация», – сказал Гарретт.

Многие из ресиверов и тренеров Ромо утверждают, что его энергетика на тренировочном поле остается его лучшим качеством.

«Здорово, что Ромо с нами. Нам приходится прикладывать все силы по части прикрытия, иначе он просто разберет нас на части», – отметил координатор защиты Род Маринелли.

За минувшее десятилетие Ромо стал таким же символом «Далласа», как и звезда на логотипе, но все знают, что конец близок. В команде даже есть разрекламированный молодой квотербек Дак Прескотт, который рано или поздно станет слишком популярен среди болельщиков «Далласа».

Не жалеющее никого время наполняет грядущий сезон горечью. Долгий забег по плей-офф и взрывная игра в нападении изменят многое. Это будет лучшей отметкой в резюме для попадания в Зал славы. Однако, если же четвертая фаза карьеры Ромо будет отмечена регрессом или травмой, то он рискует запомниться теми матчами, которые не выиграл. Каждый сэк на Ромо хоть на секунду, но заставит людей задуматься, а поднимется ли он сейчас.

Конечно, «Ковбоев» не стоит считать андердогами. Они все еще Команда Америки, пусть это и означает, что пол-Америки болеет против них. Но и в этом Ромо подходит команде как нельзя лучше.

Мы отпустили немало грубых шуток в твиттере и наблюдали немало тяжелых поражений. Так было бы здорово увидеть, как один из лучших квотербеков своего времени вычеркивает тот неудачный снэп и завершает невероятно кинематографическую карьеру в стиле Джона Элвея. Ромо не сдается:

«Рано или поздно наступит день, когда ты станешь тем, кем всегда хотел стать. Вот этого мы и пытаемся добиться».

Другие материалы на сайте:

alt

Перед началом сезона First & Goal анализирует, какой дивизион НФЛ является самым сильным.

.

alt

Антонио Браун станет MVP, «Цинциннати» не выйдет в плей-офф, а Форте наберет 1800 ярдов – аналитик NFL Media Эллиот Харрисон не любит скучные и невыразительные прогнозы на сезон-2016.

alt

«Грин-Бэй» выйдет в Супербоул, Гэбберт проведет весь сезон в старте «Сан-Франциско», а Тредуэлл будет признан новичком года в нападении – аналитик NFL Media Эллиот Харрисон не любит скучные и невыразительные прогнозы на сезон-2016.

alt

Ведущие журналисты ESPN дали свой прогноз на стартующий в НСАА сезон.

.

alt

First & Goal, изучив свой фотобанк, решил, что игроки и тренеры ЛАФ (и не только) вполне могли бы стать прототипами для новой версии популярных эмодзи. И вот тому доказательство.