7 мин.

Высшая справедливость

Новость о том, что Марио Гётце пропустит остаток сезона вследствие «проблем с метаболизмом» вызвало волну сочувствия как среди футбольных болельщиков, так и среди непосредственно связанных с этим видом спорта людей. В выражении сожаления и беспокойства по поводу здоровья немца и его переспектив продолжения карьеры общественность оказалась по большей части единодушной. Даже фанаты, не перестававшие презирать «десятку» дортмундцев по моральным соображениям, немного сжалились, и их пассивный гнев сменился на некоторое сопереживание серьезности сложившейся ситуации. Пожелание скорейшего выздоровления в данном случае возникает естественным образом, их уместность, пожалуй, бесспорна. Но сейчас мне бы хотелось взглянуть на происходящее с супер-Марио под другим углом в контексте всей его клубной карьеры.

Звезда Марио Гётце блеснула на богатом немецком небосклоне в 18-летнем возрасте в дортмундской «Боруссии» под руководством энергичного адепта контрпрессинга Юргена Клоппа. «Шмели» в блестящем стиле сенсационно победили в чемпионате Германии в сезоне 2010/2011, а затем повторили успех в сезоне 2011/2012. Атакующий полузащитник Боруссии сыграл ключевую роль во взятии первой из вышеперечисленных тарелок.

К сезону 2012/2013 клуб покинули новоиспеченные звезды Нури Шахин и Синдзи Кагава, они переехали в Мадрид (а затем Ливерпуль) и Манчестер соответственно. Как известно, неудачно. Шахин так и вовсе вернулся в январе 2013 года в клуб, где он стал по-футбольному известным. Но Юргену удалось сохранить мощь команды, чему поспособствовал трансфер Марко Ройса из Мёнхенгладбаха. Образовалась смертельная группа атаки, наводившая ужас на всю Европу в том сезоне: атакующее трио слева направо составляли Ройс, Гетце и Блащиковски, а роль классического центрфорварда по-прежнему принадлежала Роберту Левандовскому. Яркий созидательный футбол «шмелей» влюбил в себя тогда множество людей из разных стран (еще подобное явление называют глорством).

Бундеслига была отодвинута клубом на второй план: основной упор сделали на Лигу Чемпионов. Думаю, многие вспомнят лихо пройденную групповую стадию, где были оставлены позади мадридский «Реал» и «Манчестер Сити» . Далее под укусы черно-желтых попал донецкий Шахтер, в четвертьфинале же удалось вырвать победу в драматичном противостоянии с Малагой не без помощи офсайда.

Однако перед полуфиналом с мадридским «Реалом» как гром среди ясного неба стала известна новость о том, что Бавария покупает плеймейкера «Боруссии» за 37 миллионов евро, используя опцию выкупа в контракте. Сам игрок мотивировал свое решение о переходе возможностью поработать с лучшим тренером в мире Гвардиолой и безусловным карьерным ростом. На момент обнародования информации о трансфере еще не было известно, что мюнхенцы встретятся в финале с немецкими соотечественниками (ну и не только немцами). Такую покупку можно считать самой удачной в истории клуба, причем парадокс заключается в том, что трансфер окупил себя не только и не столько игрой перешедшего футболиста. Он окупил себя как раз еще в период  до трансфера…

Первый полуфинальный матч против сливочных смело можно называть игрой жизни Роберта Левандовского, оформившего покер на «Сигнал Идуна Парк». Домашняя победа со счетом 4-1 позволила пропустить на «Сантьягу Бернабео» дважды и все равно выйти в финал ЛЧ.

Но ответный полуфинал был омрачен травмой Марио Гетце, полученной в начале поединка. Травма подколенного сухожилия и подозрение (!!!) на разрыв или растяжение бедра. Дортмунд прошел в финал, но участие одного из лидера команды оставалось под вопросом. По крайней мере для общественности. Главный тренер команды не терял оптимизма и надеялся на участие пока еще его подопечного в битве на «Уэмбли». Для Гетце похоже все уже было решено заранее. Во вторник 22 мая 2013 года он объявил, что не сможет сыграть против своей будущей команды. Он вышел на тренировку, поработал на протяжении часа в общей группе, и, сославшись на боль в бедре, завершил занятие. Понимаете ли, болевые ощущения – это вещь субъективная, проверке подлинности не подлежит. А если бы Марио вдруг отыграл финал против будущей команды, а там к тому же еще забил бы гол или сделал ассист, что привело бы к победе дортмундцев? Как бы он потом играл в «Баварии»? Что-то невозможное. Поэтому у него и не оставалось другого выбора, кроме как пропустить судьбоносный матч, сославшись на травму. Эфемерную, симулируемую. «Бавария Мюнхен» по сути неосознанно выкупила за 37 миллионов трофей Лиги Чемпионов, причем без какого-либо желания черно-желтых (опцию выкупа заблокировать не представляется возможным, а уж проигрывать в финале Лиги Чемпионов… даже пояснять не хочется столь очевидное).

Вместо «десятки» Клопп выпустил в стартовом составе очень трудолюбивого, но довольно бесталанного Кевина Гросскройца, который вышел на поле «Уэмбли» слева в атакующей тройке, а Ройс передвинулся в центр "под Левандовского". Кевин показал лучший процент точности передач в составе своей команды, однако в сущности он представлял собой пустое место, никак не помогавшее созидать. Вообще первые минут 20-25 Роберт и Марко комбинировали на уровне богов. Все-таки Якуб Блащиковский по сравнению с партнерами по основной (то есть с Гетце) атакующей четверке более прямолинейный и не такой креативный. Но поляк был идеальным дополнением в плане баланса игры. Для того чтобы по-настоящему возить оборону Мюнхена, не хватало третьего важного винтика механизма – Гётце. Вдвоем поляк и немец хоть и взаимодействовали гениально, но этого было недостаточно, моменты хоть и возникали, но забить так и не удалось.

После стартового штурма великолепный дуэт устал, и «Бавария» перехватила инициативу уже до конца встречи. На два гола в ворота Романа Вайденфеллера "Боруссия" ответила  лишь голом Гюндогана с пенальти. Бавария после двух проигранных финалов за три сезона сумела-таки завоевать главный европейский трофей.

Ведь ненависть к Гетце сильнее, чем к тому же Левандовскому или Хуммельсу не потому, что переходы последних к главному сопернику на более высокие зарплаты после трансфера Гетце стали уже более привычными, обыденными и, как следствие, вызывающими не столь ярко выраженные эмоции, как в случае с первопроходцем-перебежчиком. Нет, просто Гетце предал «Боруссию», находясь еще в дортмундском клубе, сознательно не выйдя на поле в финальной встрече. Никто не утверждает, что если бы, мол, он вышел против баварцев, то обязательно «шмели» взяли бы "ушастого". Но шансы на успех баварцев он таким образом значительно увеличил.

Пребывание Гетце в стане хэдлайнера немецкой Бундеслиги принято считать неудачным, так как Гвардиола не увидел в нем игрока основы, чаще немец выходил со скамейки запасных, а то и вовсе мариновался на лавке безвылазно. Да, для игрока, часто выходящего по ходу матча у героя статьи шикарная:  более 0,5 результативных действия за матч. Но для мастера, обладающим подобным талантом, этого недостаточно. За время выступлений в Мюнхене бывший вундеркинд три раза вместе с командой выиграл Бундеслигу (всего в общей сложности у него уже пять титулов чемпиона Германии), два раза взял Кубок Германии, один раз Суперкубок УЕФА и Клубный чемпионат мира. Шикарно же! Но Лигу Чемпионов он так и не взял нигде: ни в Дортмунде, ни в Мюнхене. Национальные тарелки – это круто, и чем их больше, тем лучше. Думаю, Буффон променял бы три титула чемпиона страны на один кубок Чемпионов. Конечно, можно отметить, что в этот период карьеры вошел также победный гол в финале ЧМ 2014 года, но все-таки это совсем другая история, и клубные достижения следует рассматривать в контексте, кхе-кмх, кармы отдельно от результатов сборной.

Таким образом, происходящее с клубной карьерой Марио Гетце после обнародования перехода в «Баварию» абсолютно заслуженно с точки зрения некоей кармы. Действия Марио Гетце весной 2013 года – самое большое и нетривиальное предательство в истории футбола ever вне всяких сомнений, переплюнуть которое даже при огромном желании практически не представляется возможным просто из-за немыслимости стечения многочисленных обстоятельств.  В некотором смысле он пожинает плоды своего предательства до сих пор, а возвращение в «Боруссию» ничего кроме удивления лично у меня не вызвало: как фанаты могут простить ему это? Сейчас уже похоже сам организм Марио, извините за иронию, сопротивляется выступать в черно-желтой футболке.

В мире насчитывается свыше 7,3 миллиардов людей, мировоззрение их различно. Кто-то еще не способен говорить и думать, кто-то верующий, кто-то атеист, кто-то агностик. Кто-то мыслит категориями добро-зло и хорошо-плохо, а кто-то нет. Но даже самому категоричному человеку, отвергающему существование какой бы то ни было морали, норм, хоть в течение одной секундочки пусть даже и глубоко в сознании под панцирем непоколебимости мнений хотелось бы верить в существование хоть какой-то вышей справедливости.

Если не история Гетце есть проявление высшей справедливости, то что тогда?