7 мин.

Насколько «легкая» победа на «Дакаре-2023» в грузовиках у Януса Ван Кастерена? (Продолжение)

Часть 2.

Мы уже рассказали, как непросто складывалась первые этапы для пилота Boss Machinery De Rooy Iveco под номером 502 Януса ван Кастерена. После неудач, преследовавших его каждый день, первая победа пришла лишь на седьмом спецучастке.

Читайте первую часть: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/crosscountryrally/3109530.html

После эйфории от победы накануне, Януса ван Кастерена ждали новые испытания на восьмом этапе. На первых 70 км этапа он пробил два колеса и остался без запасок.

Я.в.К.: «Много камней было в начале спецучастка. Мы думали, что у нас спускает передняя правая покрышка, мы не могли поддерживать в ней давление воздуха и в какой-то момент решили поменять, так как температура выросла с 90 до 100 градусов. Проще менять колесо, когда шина еще в целости и не полностью разрушена. Когда мы остановились, то увидели, что и с левой передней шиной проблемы. А еще через двадцать км такая же история с левой задней, механику Дареку пришлось всю дорогу использовать систему непрерывной подкачки шин.

Несмотря на все приключения первой недели, Янус ван Кастерен поднялся на третью позицию в генеральной классификации по итогам первой половины «Дакара», на первой позиции закрепился Алеш Лопрайс, всего в 16 минутах от него расположился Мартин ван ден Бринк, а ван Кастерен отстал на 38 минут. А Мартин Мацик был всего в 37 секундах от Януса и места на подиуме. Достаточно плотная борьба для грузовиков, где любая остановка стоила такого долгожданного места на подиуме.

Первый же день после дня отдыха Янус ван Кастерен провел на позитивной ноте, выиграв спецучасток, сократив отрыв от Алеша Лопрайса на 7 минут, а из-за застрявшего в грязи и воде Мартина ван ден Бринка, Янус вышел на второе место после девяти этапов «Дакара».

Я.в.К.: «День на самом деле начался драматично. Уже на 10 км в дюнах у нас покрышка слетела с диска, поэтому пришлось заменить колесо. Это было очень обидно, я был просто ужасно разочарован. Примерно через 100 километров была очень большая река, возможно около 800 метров в ширину. Дарек сразу же понизил давление в шинах. Держась правее, я прошел полным ходом ничего не видя все эти 800 метров, просто жал педаль по максимуму. Повернув налево мы увидели Мартина ван ден Бринка и Мартина Мацика, застрявших в воде. Мы вернулись, чтобы попробовать помочь Мартину, но чуть не застряли сами. Поняли, что это не вариант и решили ехать дальше. Но приключения продолжились, мы погнули рулевую тягу на камнях, руль был вывернут под углом 90 градусов, но мы смогли все-таки доехать до финиша и наградой стало первое место.  Я этого просто не ожидал, особенно после прокола на старте, что мы сможем так высоко финишировать».

А ночью пришла новость, которая потрясла всех участников грузового зачета. Алеш Лопрайс, у которого в этот день был день рождения, который был лидером классификации, был разбужен и вызван к стюардам, потому что он, сам того не зная, совершил наезд на зрителя, который скончался в вертолете по пути в госпиталь. Алеш не был допущен на следующий день до старта. Но суровая реальность такова, что гонка продолжилась, но уже без чешского лидера грузового зачета, а Янус автоматически вышел на первое место, но не так, как ему бы хотелось. Янус завершил десятый этап на 3 позиции, отстав от победителя этапа Паскаля де Баара на 1 минуту.

Следующий этап был марафонским в знаменитой пустыне «Пустая четверть» с самыми большими дюнами. Янус стартовал третьим, согласно принятой командной тактике пропустил Мартина ван ден Бринка и Мартина Мацика, а стартовавший вторым Митч ван ден Бринк также дождался своего отца, чтобы выполнять роль быстрой технички для двух экипажей. Мацик потерял достаточно много времени на третей контрольной точке и все шло к тому, что три грузовика команды De Rooy займут по итогу дня займут 1-2-3 места. Но Янус ван Кастерен застревает на дюне, к счастью быстрая техничка Митч был недалеко и помог выбраться. Янус потерял 21 минуту, но сохранил первое место в генеральной классификации, а его напарник Мартин ван ден Бринк, выигравший этап, подтянулся к сопернику-однокоманднику, сократив отрыв до 1 минуты 12 секунд!

Я.в.К.: Боже, какой день! Я не представлял, что организаторы сделают такой сложный день на марафон! Какие были дюны! Много грузовиков сегодня застряли. Мы спустились вниз по одному гребню дюны, а затем нырнули носом в другую дюну. Когда мы пытались разгребать песок лопатами, в это место насыпалось еще больше песка. К счастью, Митч вытащил нас. Я сейчас на первом месте. Всё или ничего в оставшиеся три дня. Нам надо делать, все, что мы можем, лишь бы не было непрухи».

Пятница-13, такой день мог принести кучу неприятностей. Второй марафонский этап пролегал опять среди больших и сложных дюн, но удача улыбнулась Янусу ван Кастерену, он выигрывает этот день, а его напарники по команде Митч и Мартин приезжают вторым и третьим. По сути, в этот день закончилась интрига в грузовом зачете в борьбе за первое место. Мартин ван ден Бринк из-за проблем с коробкой потерял 31 минуту и его отрыв от Януса возрос до 32 минут. Их чешский соперник на Iveco Мартин Мацик финишировал четвертым, потеряв 32 минуты, увеличив отставание от лидера на 1 час 20 минут.

Я.в.К.: «Великолепный день! Мы ехали вместе с Мартином примерно 20 километров, потом были действительно жесткие дюны с тяжелыми подъемами. В какой-то момент мы проехали мимо Мацика, а Жерар де Рой, стоявший на дюне и наблюдавший за нами даже махал и давал сигналы, которые помогли нам достичь вершины дюны. Просто супер день! Думаю, мы сделали хороший шаг к победе на «Дакаре». Мне очень помогает наш механик Дарек, все-таки у него уже 16-летний опыт выступлений на «Дакаре». У нас отличная команда! Это наш лучший день на «Дакаре», особенно, когда мы пересекали дюны на полном газу».

Уже на 13 этапе экипаж Януса ван Кастерена почувствовал вкус победы. Победу на этапе праздновал Мартин Мацик, а Янус отстал от него на 3 минуты 25 секунд. А вот экипаж Мартина ван ден Бринка в этот день потерял второе место, финишировав на 19 позиции и потеряв 2 часа 13 минут из-за проблем с коробкой передач. Им пришлось доливать масло в коробку и последние 100 км ехать без задней передачи, что достаточно тяжело в дюнах.

Я.в.К.: «Мы будем радоваться только после того, как пересечем финишную черту. Сегодня весь день были только дюны и мы их все проехали на полном газу. Песок был рыхлым, еще один непростой день. В какой-то момент мы подзастряли, Мацик прошел нас, но мы выбрались и смогли его догнать благодаря хорошим навигационным навыкам моего штурмана Марселя. Вплоть до финиша мы держались за Мациком».

Из 55 стартовавших 31 декабря грузовиков к финальному этапу осталось только 15, кто не нахватал штрафов за незавершение спецучастов. На финальном 14 этапе длиной 138 км, пролегавшему по берегу Персидского залива на севере от Даммама, Янусу уже не надо было атаковать в полную силу, так как его отрыв в генеральной классификации был огромным. Он показал седьмое время в грузовиках, отстав от литовского пилота на Татре на 6 минут и 1 секунду.

Янус ван Кастерен выиграл свой первый «Дакар», это пятый нидерландский титул в грузовиках (первый у Яна Де Роя, второй у Ханса Стейси и два у Жерара де Роя). Второе место занял Мартин Мацик, а третье Мартин ван ден Бринк. Его сын Митч ван ден Бринк занял четвертую строчку в итоговом протоколе.

Я.в.К. «Финальный этап был очень скользким, но мы сохраняли спокойствие, а на финише нас ждало супер-пати с механиками. Конечно, это для меня это новое чувство. Оглядываясь назад, я могу сказать, что это была замечательная гонка. Вначале у меня были проблемы, но вторую половину я мог ехать очень быстро. У меня просто неописуемый восторг».