17 мин.

Сильва Батута – звезда бразильского футбола, которая была унижена и обманута президентом «Барселоны»

Вальтер Мачадо да Сильва, он же Вальтер Сильва, он же Сильва Батута, или просто Сильва. Даже знатокам футбола, вполне вероятно, это имя не говорит ровным счётом ничего, но в Южной Америке Батута считался звездой.

 Ранние годы

Вальтер родился в муниципалитете Рибейран-Прету, штат Сан-Паулу, 02 января 1940 года. Отец работал на рынке, а мать – на сигаретной фабрике. Уже в возрасте 7 лет Сильва потерял отца, поэтому с ранних лет был вынужден помогать матери зарабатывать деньги – был доставщиком у мясника, сапожником и красильщиком. Когда у Вальтера оставалось немного денег, он их тратил на «Поезд-призрак» в знаменитом «Шанхайском парке развлечений».

«Шанхайский парк развлечений», Сан-Паулу, 1958 год

Мачадо не был фанатом футбола и не мечтал стать игроком (по другим данным – очень даже фанател). Он играл за детскую команду «Надир Фигейредо Индустрия» и за клуб «Аристократа». А в возрасте 15 лет его взяли на просмотр в «Сан-Паулу». Там он и остался. Это был 1955 год.

В июле 1957 года, в возрасте 17 лет, Сильва сыграл восемь матчей в качестве нападающего в составе «трёхцветных», которые в том году завоевали титул чемпиона Паулисты. Однако мальчику, только что перешедшему из молодёжного состава, было трудно играть в команде, полной талантливых и очень опытных футболистов, таких как Дино Сани, Джино, Мауриньо, Каньотейро и Зизиньо.

«Никогда не совершайте глупость, продавая этого игрока», – Бела Гуттманн, тренер «Сан-Паулу»

В результате, несмотря на настойчивую просьбу тренера, в марте 1958 года Сильва был отдан в аренду в «Бататайс» из второго дивизиона Сан-Паулу, куда он перешёл против своего желания и под предлогом «набраться опыта». А в мае 1959 и вовсе продан в «Ботафого» из Рибейрау-Прету.

 

«Ботафого»

После хорошего первого сезона в составе «пантер» Сильва был вынужден проходить военную службу в Пирасунунге, в 17-м кавалерийском полку армии, сыграв лишь несколько матчей за «Ботафого» в первой половине 1960 года. Затем он вернулся в строй и забивал важные мячи.

Его звёздный час наступил в начале 1962, когда команда отправилась в 14-матчевое турне по Аргентине, встречаясь с такими соперниками, как «Эстудиантес», «Ньюэллс Олд Бойз», «Колон», «Бока Хуниорс» и прочими. Хороший футбол, демонстрируемый некоторыми игроками, в том числе и Сильвой, привлёк внимание аргентинских клубов к бразильцам. В итоге, нападающий остался в Сан-Паулу, но ненадолго.

 

«Коринтианс»

В 1961 «Коринтианс» переживал катастрофический год, в котором он потерпел 7 поражений в 11 матчах чемпионата Сан-Паулу. Команда даже получила прозвище «Faz-me rir» («Рассмеши меня»), что являлось отсылкой к хиту певицы Эдит Вейга:

«Мне смешно от того, что ты говоришь, что любишь меня и умрёшь за меня»

И вот, в разгар великой перестройки и борьбы за титул чемпиона Паулисты, который они не выигрывали 7 лет, в команду приходит Сильва. Вальтер тут же помог завоевать Кубок Сан-Паулу, в котором он забил шесть голов. По ходу турнира были обыграны бывший клуб «Сан-Паулу» и «Сантос».

В том же 1962 году, благодаря голам дуэта Сильва - Ней, «Коринтианс» провёл хорошую кампанию в Паулисте, временами даже имея реальные шансы побороться за титул с «Сантосом». Однако несколько неудачных поединков позволили занять лишь второе место, с отставанием от чемпионов на 11 очков. Однако, получилось опередить «Сан-Паулу» и «Палмейрас».

Сильва, в свою очередь, показал отличные индивидуальные результаты, забив 28 голов в 28 матчах чемпионата (за год – 40 голов в 46 матчах). Пресса Сан-Паулу отмечала его точные удары головой, силу ударов с обеих ног и агрессивность, которую он привнёс в атаку «Коринтианса». Вальтер был назван кандидатом в сборную Бразилии на Чемпионат мира 1966 года, если сохранит высокий уровень своих выступлений.

В 1963 году «Коринтианс» продемонстрировал неожиданный спад в Паулисте, после того как Флейтас Солич покинул команду в мае, перед началом турнира. «Всемогущие» финишировали лишь девятыми, потерпев 11 поражений в 30 матчах. В то время как Ней подвергался нападкам со стороны болельщиков, статус Сильвы оставался нетронутым: с 16 голами он стал лучшим бомбардиром команды, что всего на шесть меньше, чем у Пеле, лучшего бомбардира чемпионата.

«Ему 23 года, и он знает секрет, как прорвать оборону соперника. Он храбр, неутомим, обладает хорошим ударом головой и умеет с умом противостоять сопернику. Его ценность очень высока», – Газета Revista do Esporte.

Однако, дальнейшая карьера в «Коринтиансе» у Мачадо не задалась – команда демонстрировала плохие результаты и меняла тренеров. Последний из них, Брандао, известный своим скандальным характером, сделал из Сильвы козла отпущения, а в прессе поползли сплетни о том, что игрок заразился «звёздной» болезнью. Хотя, есть основания полагать, что газетчиков на игрока натравил сам Брандао, чтобы оправдать его исключение из состава. После того, как однажды они чуть не подрались, стало понятно, что нападающему пора искать новый клуб. Вальтер ушёл арендой во «Фламенго», оставив после себя 90 голов в 141 поединке (по другой версии – 89 голов в 143 играх).

«Фламенго» и сборная Бразилии

«Красно-чёрные» недавно потеряли Диду и Жерсона, и нуждались в новых лидерах. Сильва вместе с Пернамбукиньо составил ударный дуэт, который начал блистать в Лиге Кариоки, в итоге приведя команду к чемпионству в 1965. Вальтер стал лучшим бомбардиром «Фламенго» с семью мячами в 14 играх и попал в символическую сборную турнира в качестве главной звезды.

Сильва был одним из восьми кандидатов на роль партнёра Пеле в сборной, а мест всего было три. Вальтер был вызван на товарищеские игры, и смог забить по голу Польше (2:1) и Уэльсу (3:1), а шведскому «Атвидабергу» (8:2) положил сразу три. Это произвело нужный эффект, и нападающего взяли на Чемпионат мира.

К сожалению, тот Мундиаль обернулся для Бразилии полной катастрофой – травма Пеле и невыход из группы. Сильва появился на поле в заключительном матче с Португалией (3:1), но получил лишь возможность увидеть, как Эусебио своим дублем похоронил «Селесао». В сборную Вальтер больше не привлекался.

Вернувшись во «Фламенго» Сильва сыграл ещё ряд важных матчей, в том числе отметился голом в поединке против сборной «Аргентины» (1:1). Но пришла пора окончания аренды, а у «красно-чёрных» не было денег, чтобы выкупить его контракт. И тут на арену вышла «Барселона», которая приобрела игрока в зимнее трансферное окно 1967 года, за 600 млн. реалов (ок. 72 тыс. евро, если верить Transfermarkt).

 «Барселона»

Льоде: «Подписание Сильвы не означает конфронтацию с Национальной делегацией по физической культуре и спорту»

Увы, но президент «блауграны», Энрик Льоде, провернул этот трансфер из политических соображений, от чего и пострадал игрок. Дело в том, что в те времена в Испании было запрещено играть иностранным футболистам. Все легионеры имели двойное гражданство, иного выхода не было. Прочие же иностранцы успели приехать в страну до введения лимита, и обратно их никто не выгонял, конечно.

Такие ограничения приняли за 5 лет до этого, в 1962 году, когда Испания провалилась на Чемпионате мира, заняв последнее место в группе с Мексикой, Чехословакией и Бразилией. Испанцы приехали в статусе сборной суперзвёзд, но всё пошло прахом. Тогда крайними сделали натурализованных игроков – Ференца Пушкаша (венгр), Эулохио Мартинеса (парагваец) и Хосе Сантамарию (уругваец). Ещё был аргентинец Ди Стефано, но он получил травму перед началом турнира. Кстати, за это команду прозвали «сборная ООН».

«Мадрид» и «Барселона» всегда были против лимита на легионеров, но после победы сборной Испании на Чемпионате Европы 1964 года, это правило только укрепило свои позиции. Однако в 1966 Испания опять не вышла из группы на ЧМ, и «Реал» с «Барсой» снова начали выражать своё недовольство лимитом. Каталонцам он был особенно невыгоден, ведь в то время команда была не в лучших кондициях, а у «сливочных», как на зло, выросло своё хорошее поколение испанцев.

Льоде решил пригласить именитого игрока из-за рубежа, чтобы надавить на Федерацию, и она пересмотрела свои правила. Энрик уже потирал руки, думая о том, что он сделал великолепное дело, подписав такого солидного футболиста как Мачадо, задолго до того, как это смогла сделать любая другая испанская команда. Изначально, хотели взять самого Пеле, но за него выставили непомерный ценник. Дальше в списке был аргентинец Оскар Мас из «Ривера», но и тут не сложилось. Сильва теперь стал первым выбором.

«Барса» во времена Льоде была далеко не самым благополучным клубом, ни в финансовом, ни в спортивном плане, поскольку его президентство совпало с уходом Кубалы и продажей Луиса Суареса в «Интер», а также с довольно заметной засухой в плане титулов. В этой ситуации подписание Мачадо да Сильвы рассматривалось как знаковое событие, которое вернёт «Барсу» в центр внимания, как это было в первые послевоенные годы.

И вот, в канун Рождества 1966 года с большой помпой было объявлено о прибытии да Сильвы из «Фламенго», в попытке отвлечь внимание от того факта, что нападающий не имел права играть в Испании.

"Бразилец был куплен как звёздный игрок для международных матчей «Барселоны»", – Энрик Льоде, президент клуба

Президент публично отрицал, что собирается нарушать правила Национальной делегации по физической культуре и спорту, хотя в это верилось с большим трудом. Крайне сомнительно, чтобы такой серьёзный трансфер был проведён просто ради того, чтобы «блауграна» развлекла своих болельщиков в нескольких товарищеских играх, пускай «сине-гранатовые» рано вылетели из Кубка Ярмарок и нужно было каким-то шоу заполнить пустоту в игровом календаре.

Более того, Льоде умудрился угодить в скандал, заявив, что если Сильва не сможет играть в Испании, в конце концов, он может побыть его личным шофёром, поскольку Энрик «всегда хотел иметь чёрного шофёра». После всеобщего возмущения, президент оправдывался, что это была шутка и он «испытывает большую симпатию к чернокожим, и в случае необходимости он и сам побудет шофёром у Мачадо». Нехорошо как-то вышло, даже по меркам 60-х годов.

Но это были далеко не все проблемы. Для начала Вальтер просто отказался приезжать в «Барсу», пока у него не родится второй сын. Каталонцы решили обернуть ситуацию в свою пользу и собирались поехать на Малый Кубок мира в Венесуэлу, надеясь заявить Сильву хоть на этот турнир, раз уж он не покидал Южную Америку. Но нападающий объявился только через четыре дня после окончания соревнования, оправдываясь тем, что не мог вовремя получить визу. От Испании тогда поехал «Атлетик» и выиграл трофей.

Тем не менее, бразилец наконец-то был готов прибыть в Испанию. Прилёт Сильвы вызвал большой ажиотаж – игрока ждали журналисты и фотографы прямо у трапа. Это была вторая половина февраля 1967 года. Его тут же заявили на товарищескую игру с «Фейеноордом» (28 февраля). Вальтер показал не лучший свой футбол на «Камп Ноу», что, в принципе и неудивительно – так быстро адаптироваться крайне сложно.

«Я признаю, что мое выступление могло быть более ярким», – Сильва Батута

Несмотря на всеобщий скепсис касательно его перехода, сам Вальтер был настроен оптимистично. Вот что он сказал в коротком интервью MD 23 марта 1967:

– В Рио говорят, что вы вернётесь в Бразилию в июле, если «Барселона» не решит проблему с вашей регистрацией. Это правда?

Это всё злые языки. Привёз бы я сюда всю свою семью, если бы у меня было такое намерение?

– У вас уже есть квартира?

Да, всё улажено. У меня хорошая квартира рядом со стадионом.

– Как вы себя чувствуете физически?

Несколько дней я практически не мог тренироваться, потому что большую часть времени тратил на свои личные дела.

– Будете ли вы в хорошей форме к среде, чтобы сыграть против «Кальяри»?

Да.

Как вы понимаете, ничего из этого не вышло. Бразилец принял участие в 15 товарищеских играх (9 голов) и летом ушёл в аренду в «Сантос», где снова воссоединился с Пеле. В 1967 году они стали чемпионами штата Сан-Паулу.

Сильва и Пеле в «Сантосе», 1967 год

«Барса» надеялась, что через год лимит могут снять, особенно в свете смены главы Федерации футбола, но не тут-то было. Лимит всё же упразднили, но спустя аж 6 лет. «Блауграна» сразу приобрела Кройффа и Сотиля.

Возвращение во «Фламенго»

По окончанию аренды, «Барселона» едва не отправила игрока в «Бангу», но в итоге договорилась с «Фламенго», но на сумму вдвое меньшую, чем его недавняя покупка. Возвращение получилось триумфальным – разгром «Крузейро» 5:1 при 90-тысячных родных трибунах, а сам Сильва оформил дубль.

В целом, «Фламенго» переживал не самые лучшие времена, но Сильва провёл ещё несколько памятных поединков за них, среди которых особняком идёт Кубок Гампера. Мачадо сначала принёс победу над «Атлетиком Бильбао» (1:0), а потом забил последний гол в финале против «Барселоны», пускай каталонцы и выиграли поединок 5:4.

«Барселона»: Рейна (Садурни); Франк (Фусте), Гальего, Эладио, Торрес, Сабальса, Оливерос, Палау, Мендонса, Пельисер (Переда), Решак.

«Фламенго»: Марко Аурелио, Мурильо, Гильерме, Ока, Пабло Энрике, Карлиньо, Зелио, Лиминья, Фио (Невитон), Сильва, Родригес-Нето.

Голы: Палау (13´, 30´), Мендонcа (52´, 68´), Фусте (65´) – Фио (22´), Зелио (41´), Невитон (58´), Сильва (79)

В 1969 году «Фламенго» пребывал в состоянии финансового кризиса и Мачадо отправился покорять Аргентину, где его ждали ещё с того самого 1962 года. За «красно-чёрных» Вальтер провёл 132 матча и забил 68 голов.

 

«Расинг»

Второй заграничный вояж тоже оказался коротким, зато каким. В «Расинге» Сильва установил вечный рекорд – стал лучшим бразильским бомбардиром чемпионата Аргентины – 14 голов, многие из которых были решающими. К сожалению, чемпионами стать не удалось, проиграв в плей-офф сенсационной «Чакарите Хуниорс» (1:0).

В 2011 году аргентинский журнал El Gráfico включил Мачадо в список 100 величайших игроков «Расинга» в истории. Только за тот самый легендарный сезон 1969 года.

 «Его игра восхищала: он прекрасно контролировал мяч, обладал блестящим дриблингом, цепкостью, как никто другой, и превосходно бил головой», –El Gráfico.

 

«Васко да Гама»

Несмотря на всеобщую любовь в Аргентине, игрока тянуло на родину, и в 1970 он очутился в «Васко да Гаме». Команда уже 12 лет не выигрывала чемпионат штата и считалась середняком, хотя и обладала неплохим составом. Приход Сильвы всё изменил – его 9 голов сделали «Васко» чемпионами Кариоки. Болельщики носили Вальтера на руках.

К сожалению, дальше клуб ждали непростые времена. Из-за проблем с финансами (задержка зарплат и премий) и ухода из руководства Хосе Бонетти, «крестоносцы» посыпались и финишировали последними в Кубке Роберто Гомеса Педрозы, прообразе нынешнего чемпионата Бразилии. Душу грела лишь разгромная победа над «Сантосом» Пеле на «Маракане» (5:1). Сильва тогда отличился дважды. В Кариоке тоже было лишь седьмое место, и Вальтер ушёл в «Ботафого».

 

Окончание карьеры

В стане «победоносных» он ничем особо не отличился и вскоре приехал обратно в «Васко». В 1972 Вальтер второй раз возвращается на «Камп Ноу», снова в рамках Кубка Гампера. Однако, в этот раз менее успешно: Сильва голов не забивал, а команда снова проиграла «Барселоне», но уже в матче за третье место, в серии пенальти (0:0 в основное время).

«Барселона»: Рейна, Рифе, Гальего, Кортес, Торрес, Хуан Карлос, Хуанито (Решак), Марти Филосия, Барриос (Альфонседа), Асенси, Перес.

«Васко да Гама»: Андрада, Жоэль, Рено, Арольдо, Эдисон (Бугле), Альфинете, Жоржиньо, Суинге, Сильва (Адемир), Тостао (Жаилсон), Жильсон.

Васко да Гама (1972). Слева направо, сверху вниз: Андрада, Пауло Сезар, Мойзес, Альсир, Мигель, Альфинете; Жоржиньо, Суинге, Тостао, Сильва и Жильсон

Команда неплохо шла и в чемпионате страны, и в чемпионате штата, но в итоге оказалась без трофеев. Мачадо снова решил попутешествовать – в этот раз в колумбийский «Атлетико Хуниор», однако уже через полгода, летом 1973, опять вернулся на родину. Теперь уже в «Рио Негро». Здесь ветеран бразильского футбола поиграл ещё полсезона и снова решил попытать счастья за границей – в венесуэльском «Тикире Флорес». Разочарованный отсутствием здесь внятной футбольной инфраструктуры, он тихо повесил бутсы на гвоздь в возрасте 34 лет, летом 1974.

После этого даже некоторое время проработав в молодёжной команде «Фламенго», Сильва в итоге стал служащим в администрации района Гавеа, Рио-де-Жанейро

Что же касается его прозвища «Батута» («палочка дирижёра»), то считается, что это дело рук Хорхе Кури с радио Рио-де-Жанейро. Тот однажды увидел, что Сильва размахивает руками будто дирижёр, управляя со скамейки партнёрами по «Фламенго» в игре против «Васко». Хотя есть и другая версия – это просто признание его лидерских качеств и высокого уровня понимания футбола.

У Вальтера было и другое прозвище – «Тони Торнадо» (бразильский актёр и певец) за то, что очень тщательно следил за своей густой шевелюрой.

 В сентябре 2020, в возрасте 80 лет, Сильва Батута умер в Рио-де-Жанейро.

 

Статья написана по материалам Trivela, Tardesdepacaembu, Curiosidadesdelfutbol, Elpais.

«Барса» и Кубок Ярмарок. 50 лет назад каталонцы стали вечным обладателем канувшего в лету трофея, который завоевывали чаще всех.

Намного больше, чем гол. История бразильца Эваристо, который любил забивать в Эль Класико, а потом перешел в «Реал Мадрид».

Луис Суарес Мирамонтес. От сына мясника до архитектора. Луис Суарес из Ла-Корунья, выступавший под руководством Эленио Эрреры в «Барселоне» и «Интере», — единственный испанец, получивший «Золотой Мяч».