8 мин.

Замира Рахманова: «Как боролась, так и буду бороться, и, надеюсь, все получится»

Прошедший недавно в Турции чемпионат мира по вольной борьбе (несмотря на очень неудачные выступления представителей дагестанской школы борьбы) дал Дагестану новый повод для гордости – впервые за девять лет наша страна получила борцовское «золото» среди женщин. Обладательницей чемпионского титула стала наша землячка Замира Рахманова. Сейчас Замира заслуженно отдыхает в кругу семьи в родном Каспийске. Там она и рассказала корреспонденту РИА «Дагестан» не только о стамбульском чемпионате, но и о себе, о прошлой и будущей олимпиадах и, конечно же, о борьбе.

– Замира, начнем с самого последнего события в Вашей жизни – вчера, когда мы созванивались, Вы сказали, что собираетесь за правами. Решили сесть за руль?

– Ну, я и раньше уже планировала приобрести автомобиль – просто устаешь, когда едешь на тренировки, а особенно, когда возвращаешься после них, ждать транспорт. Иногда и простуживалась во время таких ожиданий. А тут еще Сагид Муртазалиев (олимпийский чемпион Сиднея, глава отделения Пенсионного фонда России по РД – прим. РИА «Дагестан») обещал подарить машину за успех на чемпионате.

– Водить машину увлекательнее, чем бороться на ковре?

– Нет, конечно. Автомобиль необходимость, а бороться на ковре – это совершенно другое. Конечно, бороться намного увлекательнее, интереснее.

– Ваша дорога на чемпионате мира до встречи с представительницей Монголии в финале была сложной?

– Когда я узнала расклад своего пула, мне показалось, что будет очень сложно, потому что девочки все были хорошие, все сильные спортсменки. Но до финала все схватки прошли на порядок легче, чем ожидала, а вот поединок с Давасух дался тяжелее – может, и подустала уже, выкладывалась ведь на предыдущих поединках по полной. К тому же, в чисто эмоциональном плане, финал совершенно другое дело – борешься на одном ковре, все внимание на тебя.

– Это давит или, наоборот, мотивирует?

– Знаю, что многим это мешает, отвлекает, но для меня это большой стимул. Когда я слышу, что болеют за меня, меня это, наоборот, заводит, поддерживает – настрой совершенно другой.

– А как объясните такое сочетание – девушка-дагестанка и борьба?

– Если честно, когда я начинала заниматься борьбой, секций по другим видам спорта особо-то и не было тут у нас, в Каспийске, для девушек тем более, а спортом заниматься хотелось. Начинала я у ныне покойного Гаджи Хаваева – он был моим первым тренером. В данный момент моим личным тренером является Эльмира Магомедова.

– И как на такое увлечение смотрели родные? Вы ведь младшая в семье. Брат и сестра не возмущались?

– Возмущались, конечно (смеется), были против, запрещали. Потом в какой-то момент, видимо, поняли, что это мое, что мне именно это интересно. Сейчас все уже по-другому – всячески поддерживают, когда я на турнирах – скучают, ждут, потом первыми поздравляют с успехами.

– Вы оканчивали местную каспийскую школу. Связь со своими одноклассниками поддерживаете?

– Очень мало. Так сложилось: я постоянно на турнирах или сборах, а кто-то куда-то уехал, занят совершенно другими делами. Правда, недавно одноклассница нашла меня в сети и написала, что видела по телевизору, читала обо мне, что старается следить за выступлениями. Что скрывать, было очень приятно.

– Вот выкладываешься, соблюдаешь режим, ограничиваешь себя во многом, в то время как сверстницы проводят время на студенческой скамье, отдыхают, общаются и т.д. Не чувствуете какую-то несправедливость?

– Когда сильно устаешь, конечно, думаешь: «Как же хорошо тем, кто отдыхает сейчас», но сразу же успокаиваешь себя тем, что после спорта будет время для отдыха, а сейчас любимое дело дает результат. Пока получается, пока идет, настраиваешь себя на спорт, а на соблазны жизни стараешься не обращать внимание, просто делаешь свое дело, стараешься вовремя лечь, вовремя встать, собраться. А не соблюдать режим в любом случае не получается, так как приходишь домой после тренировок уже уставшая, – только и думаешь, как бы побыстрее поесть и лечь спать. Так что никуда выходить и не хочется, зная, что утром опять рано вставать.

– Тренировок много?

– На сборах три тренировки в день, когда тренируюсь дома – два раза в течение дня.

– Кроме борьбы чем-нибудь интересуетесь, увлекаетесь?

– Кроме борьбы пока всерьез ничем. Времени особо нет. Пользуюсь интернетом, но главным образом, чтобы общаться с близкими, подругами, друзьями, а так почти ни на что больше не хватает времени.

– Чем планируете заняться после завершения спортивной карьеры?

– По правде говоря, я еще особо и не думала над этим вопросом. Когда ты еще в спорте, даже и думать не хочется на эту тему, такое ощущение, что ничего и не смогу, кроме борьбы. Но в тренеры, думаю, тоже не пойду. И труд тяжелый, и сама хотела бы немного отойти от всего. Если уж решу завершить карьеру на борцовском ковре, я хотела бы какое-то время отдохнуть от борьбы, тренировок, сборов, а потом уже решить, что да как делать.

– Личная жизнь…

– Закрытая тема. Пока только спорт.

– Хорошо. Что Вы цените в мужском поле?

(Задумалась): Хм… Если честно, я никогда не думала об этом, хотя как-нибудь и надо бы (смеется). Чтобы мужчина всегда оставался мужчиной, отвечал за свои слова и поступки, был настоящим главой семьи, порядочным – главное, наверное, это.

– А сколько бы хотели иметь детей?

– Сколько Всевышний даст, на столько и согласна. У меня совершенно нет каких-то планов на определенное количество.

– Лучший отдых?

– С семьей. Я по-настоящему расслабляюсь, отключаюсь, восстанавливаюсь, находясь дома, поэтому, когда приезжаю в Дагестан, без необходимости лишний раз никуда не выхожу – стараюсь подольше быть с близкими, общаться, в том числе бегаю, играю с племянниками и племянницами.

– Вы сказали, что увлекаетесь интернетом. Отслеживаете ту информацию, что появляется про Вас? После чемпионата Вас, Замира, много хвалили. И часто использовалась фраза: «Заслужила!».

– Сама целенаправленно не ищу, времени не бывает, но если кто-то скажет, даст ссылку, я могу зайти посмотреть, почитать.

Что касается «заслужила»… Эти слова, наверное, сказаны к тому, что у нас, например, если надо ехать на какой турнир, кто-то может отказаться отправиться туда, куда говорят тренеры. Я же всегда молча делаю то, что мне говорят, всегда стараюсь максимально выложиться и на сборах, и на турнирах. Возможно, видя трудолюбие и исполнительность, тебя и начинают ценить, хвалить.

– Чей стиль в борьбе является для Вас образцовым на сегодня?

– Если честно, не могу выделить кого-то конкретно – мне очень нравится вся наша дагестанская школа вольников, то, как борются все наши ребята.

– Но ведь есть еще осетинская…

(Не дав договорить): Все равно наши лучшие!

– После победы на чемпионате Европы в 2007 году у Вас образовалась своеобразная пауза в плане завоевания больших титулов. Это связано с травмами или чем-то еще?

– Были и травмы – то плечо беспокоило, то колено, то какие-то мелкие повреждения, то простой удачи где-то не хватало. Что касается травм, то мне вообще кажется, что ни у одного, по крайней мере, спортсмена-борца, не бывает такого, чтобы выступал абсолютно здоровым – все равно в какой-то момент даже мелкие или давнишние травмы могут о себе напомнить. Для меня чемпионат мира тоже не был исключением.

– На чемпионате мира в Стамбуле Вы стали чемпионкой в весовой категории до 51 кг. Но данный вес не олимпийский. Четыре года назад Вам пришлось переходить на олимпийский – 48 кг, из-за чего возник ряд трудностей, оттого итог – не самое удачное выступление. Теперь снова спуск на 48?

– Нет, в этот раз не буду «сгонять» вес, а, наоборот, буду набирать. Планирую выступить уже в категории до 55 килограммов. На 48 кг в прошлый раз было тяжело, и результата, увы, не было. К тому же лицензия на 55 кг у нашей сборной уже есть – завоевала ее Мария Гурова на чемпионате мира, но эта лицензия не именная. Сейчас будут идти определенные турниры, например, скоро вот в Италии, потом Ярыгинский и т.д. Думаю, на международных турнирах нас будут больше проверять. У нас главный тренер больше обращает внимание, когда мы показываем хорошие результаты в международных турнирах, проверяет наш психологический настрой на соперников из других стран. Через недели две у нас будет турнир в Италии. С меня там в первую очередь требуется прочувствовать новый вес, узнать соперниц. То есть я уже на этом турнире буду выступать в новой весовой категории.

Ошибкой при подготовке к прошлой Олимпиаде было, в том числе, и то, что я только в год Олимпиады перешла на 48 кг – не успела ни перебороться в категории, ни узнать соперниц. В этот раз решили иначе выстроить подготовку.

– Шансы свои как оцениваете?

– Пока сложно сказать – хороших девочек у нас в этом весе тоже предостаточно. Сейчас главная цель попасть на Олимпиаду – буду стремиться сначала ее достичь, а дальше видно будет. Посмотрим.

– Замира, Вы стали первой спустя девять лет российской чемпионкой по вольной борьбе. Естественно, спрос с Вас на Олимпиаде, на которую Вы, надеюсь, попадете, тоже будет уже другим.

– Честно говоря, я даже не думала во время соревнований, что моя победа будет первой за последние девять лет. Я просто не знала об этом. Если бы я, например, знала в финале, что на мне такая ответственность, возможно, это и психологически давило бы. А вообще, чем больше вокруг спортсмена создают ажиотаж, выдают ему авансы, тем быстрее спортсмен «сгорает». А когда на тебя не делают ставку, не давят, ты чувствуешь себя свободно, раскрепощено и борешься лучше. Когда мне просто говорят: «Борись так, как борешься», то и результаты бывают гораздо лучше. Поэтому сейчас я для себя решила, что не буду слушать весь этот шум вокруг себя, ориентироваться на надежды, которые на меня возлагают. Как боролась, так и буду бороться, и, надеюсь, все получится.