Ибрагим Лабазанов: «На новый цикл я иду ещё мощнее. Скажу своим соперникам: не расслабляться»
Путь Лабазанова на олимпийский ковёр был нелёгким и тернистым. В разгар боевых действий в Чечне он вместе с семьёй перебрался в слободу Большая Мартыновка, что в Ростовской области. Вместе с братом Чингизом записался в секцию греко-римской борьбы. Глава семейства Лабазановых хотел видеть сыновей вольниками, но в Большой Мартыновке этот вид не практиковался. Затем пришли первые успехи на ковре, и братьев пригласили в ростовское училище олимпийского резерва.
Неизвестно, где положил глаз на братьев Лабазановых тренер Рустем Мамбетов, но именно он предложил Ибрагиму и Чингизу переехать в Санкт-Петербург. Об этом спортсмены ни разу не пожалели и уже давно стали полноценными жителями многонационального города.
Где-то за полгода до игр Федерация спортивной борьбы Петербурга организовала встречу журналистов с кандидатами на поездку в Рио. Стопроцентной считалась только олимпийская чемпионка Лондона Наталья Воробьёва. А Валентине Исламовой и Ибрагиму Лабазанову ещё предстояло отбираться в олимпийскую сборную. Конкуренция в сборной России в весовой категории до 59 кг очень велика - есть призёр чемпионатов Мира и Европы Иван Куйлаков, призёр Олимпиады в Лондоне Мингиян Семенов, молодой и очень перспективный борец Степан Марянян, выигравший Европейские Игры в Баку. До последнего дня тренеры сомневались, кому же доверить право выступить в Рио, проводя бесконечные спарринги на сборе в Сочи. Лабазанов выдержал конкуренцию и был включён в состав олимпийской сборной.
И тут выяснилось, что у него нет необходимого количества допинг-проб, сданных в зарубежных лабораториях. А без этого, по мнению чиновников МОК, российские спортсмены не могут выступать в Рио. Представители других стран могут, а наши — нет. В спешном порядке руководители олимпийской делегации России оформили документы на Маряняна, но, на всякий случай, купили билет в Рио и Лабазанову.
Нужно отдать должное и спортивным юристам, которые представляли интересы борца в Международном спортивном арбитраже, и президенту Объединённого мира борьбы Ненаду Лаловичу. Питерский борец всё же вышел на ковер в Рио, и это уже его большая победа. Ибрагим не оправившись после нервных стрессов летит в Рио и на следующий день выходит на ковер. О какой-либо акклиматизации в Бразилии, которая находится на другом конце географии, речь вообще не идет. В такой ситуации завоевание олимпийской медали было бы подвигом, достойным любых героев. Но, увы, чудеса бывают только в сказках и снах.
Да, олимпийский дебют Ибрагима был омрачён поражением. В первом же поединке он уступил казаху Алмату Кебиспаеву-0:4. После этого шанс побороться за бронзу Лабазанов мог получить только в случае, если его обидчик дошёл бы до финала. Этого не случилось (Кебиспаев проиграл свою схватку в 1/8 финала). И всё же порой величайшего уважения заслуживают и те спортсмены, которые остались без наград. С Олимпиады мы и начали беседу.
Как сейчас оцениваешь своё выступление на ОИ?
- Оцениваю как полный провал! И у меня нет никаких оправданий. Хоть я и был очень хорошо готов, был уверен в себе, но у меня почему-то не пошло! А больше всего переживал за людей, которые верили в меня, что не оправдал их надежд!!!
Изменил бы что-нибудь в своей подготовке, если бы была такая возможность?
- Может быть в психологическом плане что-нибудь подправил. В остальном - наверное нет. Всё-таки рядом со мной всегда специалисты, которые отлично знают свою работу.
Сильно ли давило психологически, что чуть ли не до самого начала борцовского турнира Игр не было известно кто будет бороться в 59 кг: ты или Степан Маранян?
- Да, неприятно было. Редко когда бывает легко. Но ты должен быть готов ко всему! Даже если о своём участии ты узнаёшь сегодня вечером, а завтра вылетаешь в Рио.
Какие планы строишь на новый олимпийский цикл?
- На новый цикл я иду ещё мощнее. Скажу своим соперникам: не расслабляться (улыбается).
Удалось ли тебе залечить все свои травмы?
- Да, травмы меня больше не тревожат. Кстати, за это хочу отдельное спасибо сказать братьям Гасымовым, они сделали все, чтобы я был здоров!
Можешь сравнить стили борьбы твоих основных конкурентов внутри страны: Мингияна Семёнова и Степана Мараняна?
- Не могу (смеётся).
А на кого стоит обратить внимание из молодых ребят твоего веса?
- Обратите внимание на Стёпу, Джамбулата, Миню!
В своих интервью твой брат очень уважительно о тебе отзывается. А что ты можешь сказать о Чингизе?
- То же самое и я могу сказать про своего брата.
Ты тоже, как и он, считаешь его лучшим бильярдистом в сборной?
- Наверное, нет. В сборной сильная конкуренция: Ислам, Мовсар и Чингиз. Но, мне кажется, Мовсар им поддаётся!
Следишь за другими видами спорта? Может быть бокс или ММА? Есть спортсмены, за которых переживаешь?
- Переживаю за Малютина Мишу, Тайсумова Маирбека, Тухугова Зубайру. Ещё Исмаилова Абдула Асадулаевича.
А можешь представить себя в другом виде спорта? Т.е. не займись ты борьбой, где, как тебе кажется, ты мог бы преуспеть?
- Если честно, в последнее время у меня появилось желание участвовать в боях. Бывает, занимаюсь в зале и этим.
Что можешь сказать всем, кто за тебя болел и будет болеть?
- Спасибо всем, кто за меня болел. Всех их я хочу искренне поблагодарить! И ещё хочу сказать спасибо Дугучиевым, Гасымовым, Адаму Делимханову, Бувайсару Сайтиеву, Омару Бекаеву, Рустему Мамбетову, Алексею Широких, Юрию Николаевичу Неробееву. И, конечно же, благодарю своих родителей!!!
Материал подготовил Кауненко Евгений, Федерация Спортивной Борьбы Санкт-Петербурга.