Александр Сёмин: «Пока молчим, но это не значит, что ничего не делаем»
Прошлым летом Александр Сёмин громко завершил игровую в карьеру. На его прощальный матч съехалось множество звёзд прошлого и настоящего во главе с партнёром по “Вашингтону” и сборной России Александром Овечкиным. А дальше Сёмин совершенно неожиданно стал президентом “Сокола”, именно он пригласил в Красноярск генерального менеджера с богатейшим опытом Алексея Яшкина. При новом тандеме руководителей “Сокол” впервые в истории взлетел на немыслимую ранее высоту — вышел в финал Кубка Петрова.
Общение — это жизнь
— В карьере было множество сезонов на самых разных уровнях, но этот — первый в качестве президента клуба, а не игрока. В чём отличие в эмоциональном плане?
— Когда играешь, то фокусируешься на своей игре — всё зависит от тебя, от рук, от головы. На площадке вообще волнения не чувствуется, там всё по-другому видится. На трибуне же ситуация кардинально отличается. Смотришь, очень переживаешь, но фактически, когда идёт матч, помочь ребятам уже ничем не можешь. Поначалу совсем тяжело приходилось от нервов, но с каждой игрой становилось всё легче и легче. Постепенно пришло понимание, что ты уже не там на льду, а здесь.
— Что входит в должность президента “Сокола”? Контроль всех моментов жизни команды? Или есть области, за которые именно ты ответственен?
— Я много лет провёл с одной стороны, и мне всегда было интересно, как всё обстоит в другой жизни хоккейного клуба, ведь сами игры — это только вершина всего процесса. И с самого первого дня работы в “Соколе” стараюсь погружаться во всё, чтобы понимать происходящее и учиться. На льду все мысли о том, как создать гол, а здесь вроде бы менее сложные, но при этом очень важные моменты. Каждый день поднимаются новые организационные вопросы, и в то же время нужно мыслить стратегически и не только о текущем сезоне, а на несколько лет вперёд.
— То есть окунулся в хоккейную бытовуху?
— Можно сказать и так.
— Это интересно по сравнению с карьерой игрока?
— Да. Прежде всего это общение, а общение — это жизнь. Когда без дела сидишь и занимаешься сугубо семейными вопросами, нет никакой профессиональной стимуляции, а когда ты в работе, то постоянно с кем-то контактируешь, решаешь вопросы, узнаёшь что-то новое.
— Год назад ты говорил, что закончил играть в том числе и потому, что хотел больше времени проводить дома с семьёй. Работа президентом менее энергозатратная?
— Когда ты играешь, ты регулярно в длительных поездках, а когда дома — готовишься к играм, много времени уделяешь тренировкам. Несмотря на то, что я на работе с утра и часто допоздна, вечером все вместе встречаемся и я могу отключиться от дел. В принципе, нормально, всё успеваю.
За сезон — отлично
— Второе место “Сокола” — оглушительная сенсация. Согласен?
— Да, впервые в истории красноярского хоккея такое произошло. Когда с Алексеем Михайловичем Яшкиным начали работу в “Соколе”, то хотели, чтобы команда стала успешной и прошла по сезону как можно стабильнее. Изначально состав не мы набирали, и сделать какие-то существенные изменения в нём было невозможно. Поэтому мы поставили перед собой задачу организовать игру, улучшить качество каждого хоккеиста и внести точечные усиления по ходу сезона. Всё это помогло в достижении результата. Цели занять какое-то конкретное место не ставили, главной задачей было — показывать зрелищный хоккей, чтобы зрители получали удовольствие и заполняли трибуны. В итоге получилось и играть красиво, и в финал выйти.
— Но ведь подобные задачи про зрелищный хоккей и зрителей звучат едва ли не в любом клубе перед каждым сезоном, в том числе и в “Соколе” во все годы его игры в ВХЛ, но впервые всё сложилось именно так.
— Была проделана огромная работа всеми в клубе, была заряженность одной целью. В результате многие наши игроки провели едва ли не лучший сезон в своей карьере. Тяжёлая работа привела к успеху, и звёзды сошлись. Вот из всех этих слагаемых и многих других получился такой итог.
— Вы проделали такой сумасшедший путь по плей-офф — две семиматчевые серии, много выигранных овертаймов, казалось, что именно так и выглядит путь к чемпионству. Горечь от поражения в финале осталась?
— Нисколько. Не хочу прямо конкретно вдаваться, почему так вышло и как. Бились достойно, и счёт 0:4 не отражает истинного расклада сил. Зацепи одну игру, а шансы были, неизвестно, как всё ещё обернулось бы. Ребятам можно поставить оценку отлично. Сезон получился прекрасным, на радость и болельщикам, и хоккеистам, и работникам клуба.
Не стоит переживать
— Сейчас вокруг “Сокола” образовался вакуум. Объявили официально об уходе главного тренера Павла Десяткова и капитана Константина Майорова, а после тишина.
— Команда — это живущий организм. Изменения постоянно происходят, особенно в межсезонье. Тишина только в прессе. Мы работаем, но торопиться нельзя, иначе можно потерять стратегическую нить.
— Но можно дать хоть какую-то информацию. Насколько удастся сохранить состав, какие позиции будут усилены, кто будет главным тренером, болельщики пребывают в неведении и переживают.
— Сейчас ничего не могу сказать публично, кроме того, что работа идёт и мы приближаемся к формированию тренерского штаба и состава. Понимаю, что люди быстро привыкли к хорошему и не хотят, чтобы это всё закончилось. Мы на следующий сезон смотрим точно так же, как и на предыдущий. Планку опускать не собираемся, но нужно понимать, что хоккей — это всё-таки игра, на лёд выходят люди и с одной, и с другой стороны, и как оно получится в конце, заранее предсказать невозможно. Я сам играл и знаю, что одинаковых турниров и сезонов не бывает. Травмы, потеря формы, другие ни от кого не зависящие факторы влияют на результат. То, что мы публично не обсуждаем свою работу, не означает, что нет продвижений. В ближайшее время вся информация будет обнародована. Это касается и главного тренера.
— “Сокол” остановился в шаге от вершины ВХЛ. Результат потрясающий и ранее неведомый, однако надежды большого количества болельщиков после твоего прихода на пост президента были связаны в том числе и с тем, что с Сёминым “Сокол” точно должен будет играть в КХЛ. Это реально?
— Всё возможно, но заявлять преждевременно и кого-то обнадёживать пока не буду, когда появится конкретика, скажу по факту.
— Во сколько раз придётся увеличить бюджет для игры в КХЛ?
— Во много раз. И вообще многое нужно поменять, в КХЛ иные требования, другой регламент.
Зрелище и победы
— Если Красноярск до этой весны и можно было назвать хоккейным городом, то в первую очередь применительно к бенди и победам “Енисея”. Но благодаря вашим результатам за считаные дни город полюбил “шайбу”, и она стала спортом номер один. Удивило, насколько быстро это произошло?
— Всё логично на самом деле. Народ любит зрелище и победы. Если и дальше будем красиво играть, побеждать, зритель ответит заполненными трибунами.
— А если не будете? Болельщики, особенно те, кто пришли на победы, скоры на расправу.
— Наш болельщик всё равно будет рядом с командой, какие бы времена она ни переживала. А вот тех, кто узнал о “Соколе” только сейчас, действительно можно удержать только победами. Многие из моих знакомых раньше даже не слышали ничего про “Сокол”, а на плей-офф ходили целыми семьями. Мы всё старались организовать на высоком уровне, чтобы на трибунах не было скучно. Всех объединила общая цель, ожидание успеха, переживания за команду. Благодаря этому в “Платинум Арене” возникли особая аура и потрясающая атмосфера. Дети, пусть они и совсем ещё мало понимают в хоккее, как и некоторые взрослые, попавшие на трибуны впервые, ей проникались. Без болельщиков не было бы такого результата. По сезону ходили около двух с половиной тысяч. На плей-офф посещаемость увеличилась, но не в разы. И когда мы играли в первом раунде решающий седьмой матч с “Молотом”, ребята вышли и обалдели, столько зрителей они в Красноярске ещё не видели. И ведь та серия была абсолютно равной, седьмой поединок мог в любую сторону повернуться. Однако при такой сумасшедшей поддержке мы просто не могли проиграть. И с “Торосом” в седьмом матче трибуны внесли огромный вклад, такого сильного соперника разгромили 6:1, вряд ли подобный результат стал бы возможен без наших болельщиков.
— Когда ты видел всё это прекрасное безумие на трибунах, не возникло желания вернуться на лёд?
— Когда такая атмосфера сумасшедшая, может, и хочется в неё окунуться поглубже в качестве игрока. Но невозможно просто взять и вернуться. Играть в хоккей — это колоссальный труд. Не бывает такого, что пару лет отдохнул, потом вернулся и ничего не потерял, всех объехал на одном коньке. Поэтому эта страница для меня закрыта.
Пусть эксперты говорят
— Ты следил за плей-офф в КХЛ?
— По возможности смотрел матчи, а так следил за результатами регулярно.
— Что скажешь?
— Всё закономерно. У ЦСКА сыгранный коллектив, уже с чемпионским опытом. Там играют ребята, которые знают свою работу от и до. Не могу сказать, что “Ак Барс” другой. Там тоже собраны отличные хоккеисты, и они не меньше москвичей стремились к чемпионству. Даже были очень близки к нему, но характер армейцев оказался крепче. В финале сыграли семь матчей, и нельзя говорить, что кто-то был лучше, а кто-то хуже. Обе команды достойны чемпионства. Но побеждает всегда кто-то один.
— Главного тренера ЦСКА Сергея Фёдорова поздравил лично?
— Конечно.
— Вы вместе играли в “Вашингтоне” и сборной страны. Предполагал, что он станет таким успешным тренером?
— Вообще не думал, что Сергей станет тренером. Он же сначала работал на руководящих должностях в клубе и только потом достаточно неожиданно стал тренировать.
— О некоторых тренерах в КХЛ говорят гораздо больше, чем о Фёдорове. В прошлом сезоне вообще его всерьёз никто не воспринимал: дескать, понятно, что игрок великий, но это совершенно другая работа. А по факту у него два сезона и два чемпионства. Получается, Фёдоров — лучший тренер страны.
— Разного рода эксперты оценивают, и я понимаю, что это их работа. Сергей был суперигроком, для него в хоккее нет секретов, и мы все видим, каким он стал тренером. Поэтому пусть говорят, что хотят, но результаты Фёдорова дают ответы всем и на всё.
— В КХЛ полуфинальные пары за редким исключением можно предсказать в начале сезона, а в НХЛ в этом плей-офф едва ли не все фавориты вылетели уже в первом раунде, а в полуфинал пробились несколько команд, которых там вообще никто не ждал. Тебе что больше по нраву, наша стабильность или их сумасшедшая непредсказуемость?
— В НХЛ вообще такая закономерность, что команда за явным преимуществом выигравшая регулярку, зачастую проваливается в плей-офф. Вот и “Бостон” стал подтверждением этого правила, хотя победа “Флориды” над ним далеко не случайна, что она и доказала дальше, будучи уже в финале. Для меня интереснее, конечно, когда каждая из стартующих в плей-офф команд может претендовать на победу. Вот смотри, как в ВХЛ получилось. Победитель регулярки “Югра” вылетела сразу же, мы стали третьими и с 14-й командой играли семь матчей, да и вообще сенсаций хватало.
— В КХЛ возможно сделать так же?
— В КХЛ тоже не так всё ясно. ЦСКА с “Северсталью” семь матчей сыграл, и там тоже всё на волоске висело. Но в принципе соглашусь, что есть пять-шесть команд, возвышающихся над остальными. Почему так, как это изменить и надо ли что-то менять, не могу сказать. КХЛ руководят компетентные и профессиональные люди. Им решать, в каком направлении лиге развиваться, а не мне.
Без пропасти
— Согласен с главным тренером питерского СКА Романом Ротенбергом, что матчи полуфинала и финала Кубка Гагарина по уровню не уступают плей-офф НХЛ?
— Я согласен с Романом, что по накалу на самом деле игры в плей-оффе КХЛ мало чем отличаются от НХЛ. Надо понимать, что НХЛ существует более ста лет, а КХЛ практически только сформировалась. У нас в лиге много хороших ребят, способных играть в хоккей на высоком уровне. Понятно, что в НХЛ именно мастеров больше, в этом отношении это самая сильная лига в мире, и все сильнейшие хоккеисты стремятся туда, но КХЛ идёт следом, и пропасти между ними нет. С каждым годом молодые российские игроки получают больше шансов играть, и от этого лига становится быстрее и зрелищнее.
— Болельщики “Вашингтона” очень тепло тебя встретили. Что почувствовал в этот момент?
— Было безумно приятно. Раз болельщики помнят, значит, провёл в “Вашингтоне” хорошие годы.
— Год назад спрашивал тебя о погоне Овечкина за рекордом Уэйна Гретцки. Ты ответил, что многое покажет этот сезон. Александр забросил 42 шайбы, осталось 72 гола. Догонит Гретцки или нет?
— Вроде бы уже близко рекорд, но эти 72 шайбы и станут самыми сложными. Поэтому ничего нового не скажу. Новый сезон всё и покажет. Если Саша забьёт 40 голов опять, то точно догонит и перегонит. Главное — без травм. Овечкин — уникальный хоккеист и мой друг, мне бы очень хотелось, чтобы он установил этот рекорд.
— В чём его секрет?
— Порой рождаются такие люди, идеально созданные для какого-то дела, один раз в десятилетия.
— Перед Новым годом общался с генменеджером “Сокола” Алексеем Яшкиным. Он отметил, что для него одним из решающих факторов для прихода в “Сокол” стал разговор с тобой, а также ему очень хотелось отдать долг родному городу. Почему ты здесь, в Красноярске, в “Соколе”, а не где-то ещё, учитывая твоё имя и огромный игровой опыт?
— Я не отдаю городу долги, в таком плане не думаю об этом. Почему я здесь? Всё просто. Красноярск — моя родина, мне здесь очень нравится. Это всегда было и всегда будет. А ещё я люблю хоккей. И добиться с “Соколом” результата, и, возможно, когда-нибудь сыграть с ним в КХЛ, что может быть лучше?
Досье
Александр СЁМИН, заслуженный мастер спорта по хоккею.
Дата и место рождения: 3 марта 1984 года, Красноярск.
Карьера: выступал за “Трактор” (Челябинск), “Ладу” (Тольятти), “Вашингтон Кэпиталз” (НХЛ), “Портленд Пайретс” (АХЛ), “Химик” (Мытищи), “Каролину Харрикейнз” (НХЛ), “Сокол” (Красноярск), “Торпедо” (Нижний Новгород), “Монреаль Канадиенс” (НХЛ), “Металлург” (Магнитогорск) и “Витязь” (Подольск).
В 2022 году стал президентом “Сокола”.
Достижения: дважды выигрывал чемпионат мира в составе сборной России, по разу становился серебряным и бронзовым призёром. Участник Олимпийских игр 2010 и 2014 годов. Обладатель Кубка Гагарина в составе “Металлурга”.