10 мин.

Петр Долгих: «Саша Третьяков — человек-феномен, такой раз в сто лет бывает»

Нас приветливо встречает директор спортивной школы по санным видам спорта Пётр Долгих. Становление этого направления в Красноярске проходило на его глазах. Причём не только в переносном смысле: кабинет Петра Ивановича выходит окнами на жёлоб, и можно наблюдать, как катаются спортсмены, прямо с рабочего места. Пока мы общались, свою тренировку проводили юные саночники — более взрослых ребят нет на месте. “Они на сборах вместе с тренерами. Календарь насыщенный, плотный. Пермь, Братск, Сочи — вот наши основные точки притяжения. А здесь только начальная группа осталась”, — поясняет Долгих.

Лучшая трасса в Союзе

Корни красноярского санного спорта берут своё начало в 1974 году. Тогда двум известным активистам Виктору Кайгородову и Анатолию Ферапонтову пришла разнарядка из крайспорткомитета — нужно собрать команду и подготовить её к Спартакиаде профсоюзов СССР. В Красноярске на санях тогда никто не ездил, да и вообще об этом спорте мало кто знал. Пришлось набирать всех желающих: приходили альпинисты, горнолыжники...

Поскольку своей трассы не было, начинающие саночники катались в Чусовом и Братске. Пробовали даже спускаться по склонам Бобрового лога, но не всем эта идея нравилась. Есть легенда, что тогдашний директор горнолыжной школы Валентин Махов грозился отстреливать саночников, которые путались под ногами его воспитанников. Но до таких мер, к счастью, не дошло, а спартанские условия тренировок дали плоды: на Спартакиаде красноярская команда завоевала несколько медалей.

Санный спорт стал стремительно развиваться и спустя несколько лет после зарождения получил свою базу. К Спартакиаде народов СССР 1982 года было принято решение построить трассу в районе Торгашинского хребта. К тому времени на берегах Енисея уже появились первые мастера спорта Пётр Долгих и Елена Евтушенко.

— Трасса, которую строили к Спартакиаде, тогда считалась одной из лучших в стране, — говорит Долгих. — Но ещё до этого была небольшая трасса в Мокром логу для детишек. Её тренеры строили, общественники... Всё ради того, чтобы можно было заниматься.

Оба объекта исправно функционировали до начала девяностых годов. После распада Союза санный комплекс пришёл в запустенье, и его пришлось переводить из профсоюзного подчинения в краевое. Только благодаря этому решению основную трассу удалось сохранить. Сейчас она исправно служит школе, хоть и нуждается в глобальной реконструкции.

— Здесь, в Красноярске, взрослые не соревнуются, и чемпионатов с кубками у нас нет. Только юниоры приезжают на первенства, — рассказывает Долгих. — Мы тут больше резервом занимаемся, чем соревнованиями. Понятно, что наша трасса для Третьякова, Денисьева и Антонова — прошлый век. Здесь их техника даже не проедет!

На одном крестце

Вся трасса разделена на две части. Верхний участок отдан скелетонистам, нижний — саночникам. Бобслеисты по ней не ездят из-за большого веса. “Масса боба — 200–300 килограммов. Там рама металлическая, подвеска, плюс ещё вес спортсменов нужно учесть. Ничего лёгкого там нет, это только по телевизору кажется”, — улыбается Пётр Долгих. Поэтому бобслеисты в Красноярске получают физическую и методическую подготовку, а накатываются уже в других городах.

Скелетонисты имеют одну точку старта, саночники — три. Стартовые городки расположены на высоте 450, 550 и 650 метров. Чем выше, тем, соответственно, больше скорость и сложнее управление санями. Здесь важен каждый метр, поскольку трасса идёт с уклоном и спортсмен разгоняется практически моментально.

Средняя скорость проката — 120–130 километров в час. От старта до финиша спортсмен практически пролетает за 50 секунд. Понятно, что такие показатели возможны только при длительных тренировках.

— Мы как-то подсчитали, что для воспитания хорошего саночника требуется примерно десять лет, — говорит Пётр Долгих. — На скелетониста уходит пять лет, на разгоняющего в бобслее — год-два, а саночника десять лет растим! Это высший пилотаж. Там же сложнейшее управление и прохождение. Положение саночника полностью горизонтальное, голова и ноги висят, и всё тело держится фактически на крестце. А ведь ещё и думать надо, куда рулить!

Каждый заезд тщательно прорабатывается, и нет разницы, тренировочный он или соревновательный. Перед стартами спортсмен изучает трассу, или проходит её, если говорить профессиональным языком. Сейчас в распоряжении тренеров есть схемы всех желобов и виражей вместе с видеоматериалом. Подготовка очень важна: реакция человека идёт на доли секунды, и малейшая неточность может привести к потере скорости. Поэтому саночник оттачивает некоторые моменты до автоматизма, и во время заезда действует на подсознательном уровне.

Равнение на 11-й вираж

Подготовка трассы к зиме — целая наука. Хотя, казалось бы, что может быть проще: бросаешь шланг в жёлоб, включаешь воду и ждёшь. Но даже в таких моментах есть свои нюансы и хитрости.

В первую очередь нужно дождаться, когда выпадет снег. Затем рабочие собирают его в небольшие кучки и раскидывают по поверхности трассы. После этого снег заливается водой, образуя кашу. В конце процесса весь “строительный материал” ровняется и разбрасывается. Получается хороший естественный лёд, на котором можно кататься.

Вся подготовка занимает чуть больше двух недель. Обычно она начинается в конце ноября или начале декабря. Причём важно, чтобы на улице стоял мороз не ниже определённых отметок.

— Самая хорошая погода для заливки — когда на градуснике до 10–15 градусов со знаком минус, — рассказывает Долгих. — Тогда и каша эластичной получается, и к лопате не прилипает, когда раскидываешь. В сильный мороз работать плохо: и холодно, и хорошего льда не будет.

Но одно дело — залить трассу, и другое — за ней ухаживать. Чистка жёлоба начинается в семь утра: сначала рабочие его подметают, а затем проливают водой. Все процедуры нужно завершить до девяти часов, когда на лёд выходят первые саночники и скелетонисты. И так каждый день: подмести — пролить, подмести — пролить...

В школе есть свой способ определения весны. В начале марта часть трассы закрывают тентом, чтобы она не таяла раньше времени. Но с каждым днём солнце встаёт всё выше, и в один прекрасный момент начинает “плыть” 11-й вираж. После этого можно отчищать жёлоб ото льда и закрывать его до июня на косметический ремонт.

— Летом трасса не консервируется, на ней идёт роликовая подготовка, — рассказывает директор школы. — Те же сани, только с роликами вместо полозьев. По 11 штук на каждой стороне. Скорость как зимой, но риск травмы выше. Помню, когда ездил на сборы в грузинский Бакуриани, и у меня на одном из прокатов заклинило ролик — так я спиной весь жёлоб пропахал, а потом только на животе спал! Но без летней подготовки никуда. Это как с машиной: если долго не садиться за руль, то можно все навыки потерять. В СССР сборники за лето накатывали по 400–500 километров.

В Красноярске трасса намораживается вручную. На более крупных объектах используется искусственный лёд, создаваемый хладогенами. Но тут есть свои тонкости. “Вот у нас трасса — её пролили, почистили, и она стоит себе, кушать не просит. А искусственную нужно чистить постоянно, иначе через два часа иней попрёт. Как в морозилке, — эмоционально рассказывает Долгих. — За рубежом заливщики по восемь часов в день чистят жёлоб. В Сочи люди вообще не слезают со скребка! Если не угадать с хладогеном, то трасса сразу куржавеет. Из-за этого там работы непочатый край”.

Быстрая езда и красивые девчонки

В санный спорт обычно приходят намеренно. Это раньше им занимались альпинисты и горнолыжники. Сейчас школа старается сразу набирать ребятишек на данное направление. Яркий пример — призёры Сочи-2014 Александр Денисьев и Владислав Антонов, которые пришли в санный спорт в раннем возрасте.

— Наши замечательные тренеры Сан Саныч Осипенко и Жанна Викторовна Жеман в своё время нашли Денисьева с Антоновым в обычной школе. Не знаю, что такого они им сказали, но парни пришли к ним заниматься, — смеётся Долгих. — Сейчас у них прекрасные отношения: ребята вместе с тренерами проводят время, отмечают дни рождения и дружат семьями. Это только по молодости ощущается разница в возрасте — потом такое чувство исчезает.

Скелетонисты зачастую приходят из лёгкой атлетики. Яркий пример — Александр Третьяков и Евгений Рукосуев. Бывают интересные исключения: например, призёр Пхенчхана-2018 Никита Трегубов до 15 лет играл в футбол. Но всех их объединяет умение быстро бегать — очень важное качество для скелетона.

А вот бобслеисты делают упор на силовую подготовку. В основном они практикуют тяжёлую атлетику — выражаясь фигурально, тягают железо тоннами. Иначе боб не сдвинуть с места. Но и бег тоже имеет значение: без хорошего старта бобслеисту не видать высокой скорости.

Сами спортсмены говорят, что меняют направление из-за интереса или любопытства. Мол, надоело бегать — решил попробовать покататься. А там уже и азарт включается, и адреналин...

— Какой же русский не любит быстрой езды? — смеётся Пётр Долгих. — К тому же мальчишки возятся с техникой, настраивают сани или скелетоны под себя. Девчонки здесь красивые. Ну и азарт: сначала ты на 300-метровой отметке стартуешь, потом на 400-метровой... А это за один день не происходит, надо долго тренироваться. Кто-то привыкает, кто-то отпадает — в принципе, как и в любом спорте. Когда доходишь до верхней точки, уже другие задачи ставятся — там надо пробиваться в сборную России. Очень мотивирует!

Раз в сто лет

Особенная гордость для спортшколы — скелетон. По сути, своё российское зарождение он начинал в Красноярске. Его культиватором был тренер Сергей Смирнов, одним из первых учеников которого стал олимпийский чемпион Сочи-2014 Александр Третьяков.

— Благодаря Сергею Владимировичу первая сборная России на 80 процентов состояла из красноярцев, — отмечает Долгих. — Сейчас уже наработан серьёзный опыт работы, и наши ребята находятся на ведущих позициях в мире. А Саша Третьяков — человек-феномен, такой раз в сто лет бывает. Есть два Александра в российской истории — Пушкин и Третьяков. Уникальные люди!

В последнее время шли активные разговоры, что легендарный олимпионик завершит карьеру. Определённую почву они под собой имели — всё же в 36 лет уже тяжело гоняться за молодыми. Однако Третьяков пока не собирается на пенсию и сейчас готовится к мартовскому чемпионату России. Говорить об Олимпиаде 2026 года в Италии сейчас рано, но вряд ли кто-либо удивится, если Александр отберётся и туда.

Если Третьяков — значимая величина в мировом спорте, то Евгений Рукосуев пока только делает первые серьёзные шаги. В прошедшем сезоне парень разгромил всех в Интерконтинентальном кубке и неплохо дебютировал на Олимпиаде, заняв шестое место. Тем удивительнее, что в основной команде он числится запасным, а в Пекин поехал в последний момент, заменив заболевшего Трегубова.

— Есть определённые моменты, связанные с работой сборной и всероссийской федерации, — поясняет Пётр Иванович. — В команду стараются брать хотя бы одного москвича. А так бы у нас на Кубке мира гоняли все красноярцы — Третьяков, Трегубов и Рукосуев. Я не хочу сказать, что Влад Семёнов плохо катается, это очень хороший скелетонист из Подмосковья, но Женя может спокойно с ним конкурировать. Тем более он показал себя на Олимпиаде и в следующем году, уверен, ещё поборется за место в первой команде. Потенциал у парня огромен.

ЦИФРЫ

1 300 метров — длина красноярской санной трассы

112 метров — перепад высот на санной трассе

130 км/час — средняя скорость саночника на дистанции

27 килограммов — максимально разрешённый вес саней

ДОСТИЖЕНИЯ

Самые громкие победы воспитанников СШОР по санным видам спорта

1 — олимпийское золото (Александр Третьяков — Сочи-2014)

2 — олимпийское серебро (Александр Денисьев и Владислав Антонов (Сочи-2014), Никита Трегубов (Пхенчхан-2018)

1 — олимпийская бронза (Александр Третьяков — Ванкувер-2010)