«Макларен» взлетел в топ-3 «Ф-1» и забрал $245 млн в один день. Теперь ждет нового гонщика-лидера и переходит на лучший мотор
Возрождение легендарной команды.
Концовка сезона оказалась без преуменьшения знаменательной для «Макларена»: именно в последний день чемпионата английская команда с 12 личными титулами чемпионов «Ф-1» и 8 Кубками конструкторов оформила мощнейшее притязание на светлое и успешное будущее после семи лет стагнации, кризиса и перестройки. Сперва компания из Уокинга объявила о продаже трети акций гоночного подразделения за 245 миллионов долларов, а затем в тяжелейшей схватке с «Рейсинг Пойнт» вырвала третье место в зачете команд – оформив лучший результат в «Ф-1» с 2012-го (тех самых пор, когда в «Макларене» отжигали Льюис Хэмилтон и Дженсон Баттон).
Хоть «оранжевые» закончили сезон всего с двумя подиумами (что не так уж и много относительно других успешных сезонов в истории команды), 2020-й реально выглядит настоящим прорывом по сравнению с предыдущими годами мучений и кризиса. Позади остались страдания с «Хондой», последствия разрыва, болезненная перестройка, громкий скандал с копеечными шоколадками в виде платы за внеурочную работу и угрозой забастовки, переход на «Рено», подписание двух пилотов без подиумов вместо звезд-чемпионов и два предпоследних места в Кубках конструкторов.
Теперь «Макларен», похоже, преодолел внутренние проблемы и реально движется к полноценному возрождению – больше никому не удастся оспорить их прогресс. Правда, на пути осталось еще много препятствий – и как раз дополнительные деньги за третье место и акции помогут их преодолеть.
Машина «Макларена» – только седьмая по скорости, зато команда взяла стабильностью пилотов
Третье место в Кубке конструкторов досталось «оранжевым» в напряженнейшей борьбе: у англичан меньше подиумов, чем у конкурентов (у «Рейсинг Пойнт» – 4, у «Рено» – 3, даже у «Феррари» – 3). Более того, после победы Серхио Переса на Гран-при Сахира казалось, будто битва окончена и лишний десяток миллионов долларов призовых достанется именно «розовым» – но все же «Макларену» повезло. Двигатель на болиде №11 сгорел во второй раз за 3 гонки, и вся ответственность за успех «Рейсинг Пойнт» упала на Ланса Стролла – он не справился.
Успех «оранжевых» приобретает еще более знаменательные нотки после изучения рейтинга скорости болидов: даже в конце сезона у Сайнса и Норриса оказалась лишь седьмая по темпу машина (по официальным данным от «Ф-1»).
В начале чемпионата ситуация обстояла не сильно лучше: чистого третьего места у англичан не было никогда.
Фактически «Макларен» реально оказывался в топе лишь на редких моторных трассах, не требующих большой прижимной силы: настраивать болиды под минимальное лобовое сопротивление у инженеров из Уокинга выходило мастерски. Именно поэтому то Норрис, то Сайнс влетали в топ-3 и топ-4 в Австрии, Италии и Абу-Даби и еще в топ-5 – в Великобритании. На тех же трассах (и в Бахрейне) «Макларен» и показал лучше результаты.
Но главной фишкой «оранжевых» оказалась стабильность: и Карлос, и Ландо чаще остальных выжимали максимум из машин, сошли лишь трижды на двоих и практически не промахивались мимо топ-10 (стабильнее их – только Серхио Перес, но его подкосил коронавирус на две гонки). Именно так «Макларен» и выбил лишние 8 миллионов долларов призовых – по крайней мере, именно столько по результатам прошлого сезона получила третья команда по сравнению с четвертой. В 2020-м бизнес «Ф-1» серьезно подкосил коронавирус – так что, скорее всего, бонус за выступления окажется меньше.
«Получить прибавку, очевидно, хорошо, но здесь дело в спортивном престиже, – резюмировал шеф всего «Макларена» Зак Браун. – Когда мы на пит-уолл – рассуждаем обо всем исключительно со спортивной точки зрения. Только по возвращении в офис в понедельник речь заходит о финансовой стороне».
Вряд ли американский менеджер, пришедший в команду как мастер заключения спонсорских сделок, просто бравировал перед журналистами: третье место в Кубке конструкторов точно привлечет рекламодателей и партнеров на большую сумму, чем любые бонусы от «Формулы-1». И организации из Уокинга любая помощь еще пригодится: финансовые проблемы преследовали англичан весь год, и лишь в последний день сезона ситуацию удалось поправить ценой продажи команды.
«Макларен» тонул в долгах и собирался продать базу. Новые инвестиции и деньги за топ-3 спасут ситуацию
Легендарная команда начала год с огромными амбициями: руководство планировало расширять линейку авто, инвестировать в реконструкцию базы и параллельно вложить огромные деньги в создание болида для нового регламента – его планировали на 2021-й. Специально под грандиозный план развития вся компания привлекла инвестиции на 389 миллионов долларов – на них предполагалось расширить бюджеты всех подразделений.
А потом грянул коронакризис с локдаунами, переносом старта сезона на неопределенный срок и закрытием баз и экономик. Продажи машин обвалились, а общее сокращение выручки всего «Макларена» составило 70 процентов. Привлеченные инвестиции сгорели моментально, большую часть персонала отправили в вынужденный отпуск, а четверть работников сократили (1200 человек из 4000, из них 70 человек – из команды «Ф-1»).
Уже к маю ситуация приняла критический оборот: организация обратилась за госкредитом на 187 миллионов – но получила отказ. Затем «Макларен» попытался выпустить облигации на 311 миллионов под залог базы и коллекции исторических болидов – но столкнулся с протестами держателей бондов, проданных еще в 2017-м для привлечения денег (710 миллилонов долларов!) на выкуп акций бывшего босса Рона Денниса и выплаты отступных «Хонде» при разрыве. Оказывается, держателям долга уже пообещали базу и машины в качестве обеспечения – и они не дали добро на процедуру повторного залога.
«С кризисом было трудно справиться, – признал шеф спортивного подразделения Андреас Зайдль. – Особенно когда когда не можешь поговорить с людьми лицом к лицу. Видеозвонки не очень-то подходят для сообщения некомфортных новостей.
Мы просили людей о чрезвычайно многом. Отправляли в неоплачиваемые отпуска, просили о сокращении зарплат и так далее – брутально и жестко. Но это был единственный способ выйти из кризиса».
Временным решением предстал кредит на 203 миллиона от Национального банка Бахрейна – аффилированной организации с крупнейшим акционером «Макларена» государственным фондом Mumtalakat. Но деньги арабов лишь обеспечили недавнему лидеру «Ф-1» временную передышку: поиск дополнительных вливаний и инвестиций все равно продолжился. По сути, руководство больше занималось работой с капиталом, чем развитием машины – к примеру, попыталось вновь продать базу и взять ее аренду.
«Потенциальная продажа и обратная аренда нашей штаб-квартиры, реструктуризация долгов и привлечение капитала являются составляющими стратегии рефинансирования, – признавал Браун. – Предположительная продажа с обратной арендой – обычная практика среди ведущих компаний, которая не окажет никакого влияния на повседневную деятельность. Кампус, технологический центр и центры производства и идейного лидерства «Макларена» – это культовые сооружения, которые останутся нашим домом в будущем».
Скорее всего, к идее сделки по MTC («Технологический центр «Макларена») вернутся чуть позже, после выплат основных долгов – сейчас же в Уокинге радуются новым 245 миллионам инвестиций от американского фонда MSP Sports Capital. В результате сделки 15 процентов акций гоночной команды перейдут новому владельцу, а к концу 2022-го их доля достигнет 33 процентов – итого все гоночное подразделение оценили в 740 миллионов. Производственную и инженерную ветки сделка не затронет – они остаются в собственности фонда из Бахрейна.
«Все деньги пойдут только гоночной команде, – подтвердил босс управляющей компании McLaren Group Пол Уолш. – Теперь нам больше не придется оплачивать ее убытки. Ей должно хватить денег».
На что же «Макларен» пустит новую волну инвестиций? Скорее всего, на расширение представительства в «Индикаре» (англичане уже объявили о сделке с Хуаном-Пабло Монтойей на «Инди-500»), а также на возможную экспансию в «Формулу Е» – такой вариант тоже рассматривается весьма серьезно.
Но прежде всего инвестиции пойдут в улучшение инфраструктуры для команды «Ф-1» – потому как нынешние, судя по отзывам Зайдля, уже совсем никуда не годятся.
«В сравнении с крупными командами вроде «Феррари», «Ред Булл», «Мерседеса» и в определенной степени «Рено» мы в первую очередь уступаем конкурентам в вопросе инфраструктуры, – признавался Андреас в середине сезона. – Я говорю об аэродинамической трубе, которой у нас нет на базе «Макларена». О гоночном симуляторе, конструкция которого сильно устарела, об инфраструктуре для использования вычислительной гидродинамики, которая тоже устарела, об инфраструктуре для производства деталей».
Но даже при таких условиях англичане обогнали и «Рено», и «Феррари». Потенциал у команды – колоссальный.
Продажа состоялась бы и без пандемии: «Макларен» признал провал бизнес-модели, выстроенной в 90-х
Организация из Уокинга стартовала как частная команда для новозеландского гоночного чемпионата Tasman Series еще в 1963-м и перешла в «Ф-1» три года спустя. После дебюта в Гран-при она развивалась фактически по пути «Феррари»: готовила машины для полдюжины чемпионатов и продавала клиентские болиды вместе с обслуживанием. В 70-е «Макларен» выбрал концентрацию на «Ф-1» вместе со спонсорской моделью существования: ее операционную деятельность оплачивали мотористы и генеральные партнеры.
Все изменилось в 1992-м с выпуском первого дорожного авто – «Макларен» F1. Тогда-то компания и разделилась на несколько веток, в точности повторив модель Скудерии. С тех пор команда в «Ф-1» финансировалась не только за счет призовых, спонсорства и генеральных партнеров, но и благодаря продажам элитных суперкаров – и в случае убытков или нехватки бюджета сестринские подразделения приходили на помощь. Однако в 2000-е с ростом трат из-за конкуренции с автоконцернами все изменилось – пришло время признать несостоятельность подобной бизнес-модели.
«Она была фундаментально хрупкой, поскольку денежный поток в команду вливался только при заработках автоветки, – пояснил Уолш. – Вот почему разделение владения машинного подразделения и команды «Ф-1» – лучший способ двигаться дальше.
У этих двух веток цели на возврат инвестиций и критерии успеха просто разные. Отдел машин должен генерировать нужную выручку в пересчете на акцию, а гоночная команда вращается вокруг капитальных вложений. Следовательно, здесь две фундаментально различные модели функционирования.
Думаю, это [разделение и продажа] произошло бы в любом случае. Однако без вопросов, как и в любых других компаниях, пандемия ударила точно в уязвимость и раздула ее. Вот почему возникла такая острая необходимость в закрытии сделки.
Из-за пандемии мы закрыли заводы и перестали выпускать машины. Когда ты не выпускаешь машины – не можешь их продать. И, соответственно, не можешь получить выручку. При этом в то же время у нас оставалась гоночная команда, продолжавшая тратить деньги в точности, как она и должна. Так создалось напряжение, которое заставило всех остро осознать фундаментальную слабость и необходимость в корректировке. Мы могли бы просто сократить наши вливания. Позвонить Заку Брауну и сказать, что мы не можем тратить. Но тогда нам следовало бы и посмотреть правде в глаза – и сократить наши амбиции. И нам это не понравилось.
В итоге мы попытались решить вставший вопрос поиска фискально подходящей модели существования всей группы одновременно с предоставлением возможности для развития команде. Думаю, мы выполнили миссию».
Дальше будет только прогресс: «Макларен» перейдет на лучшие моторы пелотона, ждет топ-пилота и идеально впишется в потолок расходов
В 2021-м «оранжевых» ждет сразу несколько значительных изменений: команда переходит с моторов «Рено» на сильнейшие в «Ф-1» агрегаты «Мерседеса», а также готовится принять победителя семи Гран-при Даниэля Риккардо в обмен на ушедшего в «Феррари» Карлоса Сайнса. Смена поставщика силовой установки точно обещает прибавку в мощности (по замерам GPS – в районе 30 л.с.), да и Дэн котируется выше Карлоса: новичку отдали третье место в рейтинге лучших при голосовании среди пилотов, (Сайнс – 9-й) и четвертое место – по версии шефов команд (Сайнс – 8-й). По версии экспертов «Ф-1» они примерно наравне (4-5-е места с минимальным разрывом). Поэтому болельщики уже ожидают дальнейшего прогресса от «Макларена» и в 2021-м.
Однако фактор потолка расходов, внедренного с нового сезона, станет еще важнее. Правила теперь ограничат траты на болиды и команду в 145 миллионов долларов – с учетом исключений и зарплат пилотов (а Риккардо, по слухам, выбил 18-20 миллионов) «Макларену» на год потребуется сумма в районе 200 миллионов. В предыдущие сезоны «оранжевые» тратили больше – вплоть до 250 миллионов, так что благодаря американским инвестициям финансовые проблемы на ближайший чемпионат организации больше не угрожают (особенно при условии сокращения затрат из-за заморозки шасси и поступлений от спонсоров в районе 90 миллионов). «Макларен» идеально вписывается под потолок и готов с первых же дней нового года инвестировать в базу и машину для 2022-го.
Также новые инвесторы помогут решить любые возможные финансовые проблемы в будущем – причем не за счет дополнительных вливаний, а благодаря огромному накопленному опыту работы в спорте и переговорах со спонсорами. Фонд MSP Sports Capital ранее работал в МЛБ, НБА, NASCAR и даже с ESPN – главной и первоочередной задачей в «Макларене» американцы называют помощь в погашении долгов через поиск новых стратегических партнеров.
Тем самым новый владелец еще дальше двигает «оранжевых» к точке безубыточности и даже прибыльности. За пределами «большой тройки» («Ред Булл», «Феррари» и «Мерседес») англичане все предыдущие сезоны генерировали наибольший объем маркетинговой выручки в «Ф-1» – теперь к их компетенциям добавятся знания специализирующихся на спонсорстве менеджеров. Пожалуй, теперь у «Макларена» явно не будет проблем с деньгами.
«Новые инвестиции демонстрируют план по возвращению команды в битву за победы и титулы в «Ф-1» и «Индикаре», – заявил глава фонда. – И усилят позитивный нынешний позитивный импульс. Мы верим в бизнес-план «Ф-1»: благодаря потолку бюджетов у команд «Ф-1» появится стоимость как у франшиз. Мы видим траекторию выхода в прибыль».
Однако для возвращения вложений, роста стоимости команды («Мерседес», к примеру, при последней сделке оценили в 1,2 миллиарда) и повышения заработка всем в новом альянсе нужно прежде всего добиться стабильного попадания на подиум – и в идеале новых побед. Путь к спортивному успеху тоже начерчен – прогресс в 2020-м по сравнению с 2019-м доказал перспективу «Макларена».
«Самое главное – построение очень конкурентоспособной машины, – заявил Зайдль. – Это шаг вперед по отношению к прошлому году. Здорово было видеть, как команда старается, несмотря на все вызовы из-за пандемии, постоянно привозит обновления и улучшает болид.
Отставание от «Мерседеса» в смысле общей эффективности есть, и мы не закроем его к следующему году. Мы уже значительно сократили отставание на одном быстром круге. Есть разрыв, который касается организации команды, инфраструктуры, и сначала нужно устранить его. Но у нас есть четкий план по сокращению этого отставания. Он требует времени, однако за несколько лет мы сможем закрыть разрыв».
Хоть подобные заявления тот же «Ред Булл» и «Рено» издают чуть ли не каждый год, но с нынешними темпами прогресса в способности «Макларена» вернуться в битвы за победы запросто можно поверить. Кажется, «оранжевые» знают, что делают.
Фото: East News/HOCH ZWEI/Pool/Steven Tee ; globallookpress.com/HOCH ZWEI/imago sportfotodienst, Hoch Zwei/Keystone Press Agency, HOCH ZWEI via www.imago-images.d/www.imago-images.de; REUTERS/Hamad I Mohammed; mclaren.com
Болел, болею и буду болеть за Маки!!!
Первыми пока они не будут, но парочка Норисс-Риккиардо будет однозначно уделывать весь пелотон по атмосфере в команде ну и юмору, конечно
По хорошему должны были быть 5-6
В 2021 кроме Риккардо других плюсов пока не вижу - машину придется переделывать под новую СУ, при этом оборудование для тестирования и обратной связи хуже, чем у конкурентов.
У РП и Рено при этом тоже усиливается состав гонщиков, а Феррари имеет целое межсезонье на работу над ошибками, а не несколько недель.
Так что болеем за Макларен, при этом умом понимаем что окажемся где-то в середине таблицы и скорее всего в нижней её части, благодаря Риккардо, надеюсь, зацепим подиум какой-нибудь...
Но Алонсо, думаю, только по возрасту хуже него...
Про РП - хз, может, я подпал под обаяние Феттеля, но все же он мне кажется посильнее Переса
Норрис весьма хорош, просто пока не мог целый год стабильно на одном уровне продержаться, на третий год уже вполне заматереет. В остальном в статье тоже разложено нормально по полочкам всё. И про финансовые вливания особенно.
Спорткары они делали самостоятельно лишь по части шасси. Движки же им всегда поставлялись со стороны: сперва БМВ, затем Мерседес... Да и после развода с Мерсами несмотря на формально маркировку движка МакЛарен это был фактически аутсорс - разработку и производство движков осуществляет компания Ricardo, которая двигателями и трансмиссиями более 100 лет занимается...
Так что именно потому и не сподобились, потому что хорошо понимают сложность и дороговизну этой затеи, самостоятельно движки делать, равно как и то что гарантий хорошего результата нет никаких - та же Хонда это прекрасно доказала, при всем своем опыте работы с двигателями только в последнее время доведя свой движок до приличного уровня, притянув к работе над ним даже инженеров авиационного подразделения. До этого было несколько лет откровенного позора, при том что работали достаточно долго и угрохали кучу денег.
Макларену надо этот геморрой???