7 мин.

😇 Самый недооцененный тренер в лиге. Привыкайте, Марк Дэйгнолт тут надолго

От редакции: вы читаете пользовательский блог Никиты Белоголовцева, который рассказывает о нетвердых шагах юной «Оклахомы». Не забывайте о плюсах – и тогда станет теплее даже болельщикам «Тандер».

Как вообще оценивать тренера в НБА? Особенно в регулярке, где команды решают абсолютно разные задачи? Как привести к общему знаменателю Стива Керра, который сделал «Голден Стейт» great again, Би Джея Бикерстаффа, которые стоит очень интересный «Кливленд», несмотря ни на что, и, например, Монти Уильямса, который просто спокойно продолжает побеждать с «Финиксом»?

В плей-офф, понятно, нужно просто побеждать. А вот в регулярке предлагаю оценивать тренера по тому, насколько его команда превосходит ожидания. Берем сумму ожиданий (от ростера, выступления в прошлом сезоне, естественного прогресса игроков, травм и прочих вводных) и смотрим, насколько команда выше или ниже по уровню игры и результатам.

Если максимально упростить, то именно эта разница между консенсусным уровнем ожиданий и реальным уровнем команды — и есть вклад тренера.

Если руководствоваться этой формулой (а это мой блог, чем хочу — тем и руководствуюсь), то в лиге есть невоспетый герой, которого не особо обсуждают даже фанаты собственной команды. Да, из заголовка ты уже понял, что это Марк Дэйгнолт из «Оклахомы».

Когда его назначили, все казалось очевидным. 35 лет, шесть из них в системе «Оклахомы», от и до человек Сэма Прести, который будет делать все, что попросит менеджер, да и еще и на копеечном контракте. И вообще, «какая разница, кто там будет тренировать этот сливной бачок?!». В итоге в начале прошлого сезона «Оклахома» показывала танкинг здорового человека: к Рождеству команда приехала с балансом 15-21, а если брать только игры с Шэем Гилджес-Александером в составе, то там и вовсе было 16-19. На вопрос в комментариях «а кто тренирует команду?», я тогда ответил:

«Бывший тренер нашего фарма. Ему 35 лет и у него фамилия, которую я не могу запомнить и каждый раз гуглю. Честно говоря, не могу пока больше ничего про него сказать 🤦».

Действительно локальные успехи «Оклахомы» можно было списать на ускоренный прогресс ШГА, лидерскую и менторскую роль Эла Хорфорда и Джорджа Хилла, а заодно на «собственный настрой», «недооценку соперников» и прочие воздушно-недоказуемые вещи.

Но в этом году ситуация повторяется точь-в-точь.

«Оклахома» идет в зоне плей-ин с балансом 6-9 и показывает вполне себе качественный и смотрибельный баскетбол. Что еще важнее, «Тандер» побеждают в основном не за счет безумных камбэков против «Лейкерс», а методично перемалывая примерно равных соперников на классе (как бы дико ни смотрелись слова «Тандер» и «класс» в одном предложении).

При этом никаких отговорок, чтобы не говорить об «Оклахоме» именно как о команде Дэйгнолта больше нет. Ветеранов уровня стартовой пятерки в команде не осталось. ШГА по сравнению с прошлым сезоном сбавил по всем значимым показателям. Лу Дорт хоть и выдал мощную серию из пяти игр, где он набирал 20+ очков, остается максимально нестабильным шутером. Кроме них в команде вообще некому набирать очки. В итоге «Тандер» в тройке худших по более-менее всем атакующим показателям.

Так почему же тогда «Оклахома» выигрывает?

У Дэйгнолта нет ни одного полноценного рим-протектора, но он умудрился поставить команде интересную и эффективную защиту. И у него на это, как и у Игоря Николаева, пять причин.

1. «Тандер» сравнительно редко для молодой команды теряют мяч (20-е место в лиге), но летят в защиту так, как будто за ними гонятся с предложением контракта от БК «Рязань». В итоге они пропускают минимальные в лиге 7,9 очка в быстрых отрывах. Для понимания контекста, их соседи по таблице «Лейкерс» и «Миннесота» (классное сочетание, да?) пропускают соответственно 13,8 и 13,7 очка из отрывов.

2. «Оклахома» старается защищаться максимально дисциплинировано и давать противнику минимум легких очков. Про очки в быстрых отрывах уже поговорили, кроме того, «Тандер» в верхней трети по очкам, которые они позволяют забивать себе из краски, и среди пяти лучших по количеству штрафных в свое кольцо. Общая философия: «попробуйте запихать нам все, что получится, а мы будем караулить, пока вы устанете, чтобы улететь в третьей четверти».

3. У «Оклахомы» де-факто нет ни полноразмерного большого (Деррик Фэйворс играет скромные минуты и даже их не всегда), ни полноценного страхующего (Джеремайе Робинсону-Элу для этого не хватает вингспана, а Дариусу Бэйзли — мозга). Зато можно не стесняясь играть в размен и максимально активную энергозатратную защиту. Эта концепция дает сбои, когда противник начинает систематически грузить под щит, например, как «Новый Орлеан» на Йонаса Валанчунаса или даже «Юта» на Руди Гобера. Приходится выбирать между легкими очками из-под кольца или потенциальным открытым трехочковым в случае подстраховки. К счастью, не все и не всегда могут провоцировать этот неприятный выбор.

4. В команде есть Лу Дорт, который заслуживает быть в одной из защитных пятерок, и стремительно растущий Джеремайя Робинсон-Эрл (к сожалению, растущий не в прямом смысле). Их индивидуальные навыки позволяют команде легко адаптироваться под самых разных соперников. Дорт умеет одинаково эффективно защищаться на мяче (вот вам победная защита против Де’Аарона Фокса) и бегать под заслонами за Стефом Карри, который ощутимо просел и по очкам, и по реализации в обеих играх против «Оклахомы».

ДРЭ в последних пяти матчах играет по 25 минут и способен за счет сочетания подвижности и габаритов в соседних владениях отбиться один-в-один сначала от Кевина Дюрэнта, а потом от Джеймса Хардена. Очень редкая, тем более для новичка, универсальность. Так эта необычная пара позволяет «Оклахоме» и размениваться, и не размениваться одновременно.

5. Сложно сказать, насколько тут велика заслуга тренера, но в «Оклахоме» сейчас практически нет людей, которых нужно прятать в защите. ШГА несмотря на статус франчайза практически не ленится, а ситуативно наоборот даже напоминает, что изначально считался специалистом по защите. Джош Гидди пока не успевает на ногах, но пытается добирать размерами и чтением игры. Даже Майк Мускала внезапно показал, что он умеет защищаться: он не делает ничего сверхъестественного, но правильно занятой жесткой позиции для игрока его габаритов чаще всего оказывается достаточно.

То есть Марк Дэйгнолт — это новый Том Тибодо?

Не совсем. Просто оценить остальные его навыки объективно сложнее. В атаке он предлагает любопытную модель, построенную на умении ШГА, Дорта и Гидди ходить под щит. У Шэя проход вообще элитный навык и коронка, Дорт здорово поработал летом и добавил к огромной физической силе неплохой контроль тела, а Гидди пока практически не завершает с контактом, но смело идет под кольцо и решает за счет флоатера или длины рук. Бэйзли, ДРЭ и Мускала в этой концепции должны отвечать за спейсинг, но получается с переменным успехом.

В атаке Дэйгнолт вообще вынужден гораздо больше подстраиваться под откровенно скромнейший кадровый ресурс. Стартовые Дорт и Гидди выбрасывают 29,2% и 22,9% из-за дуги, и вообще больше 35% в команде только у Мускалы и Тре Манна (но всего на 1,6 попытки за игру). Кроме того, ШГА решил, что может наконец-то позволить себе немного побыть мусорным скорером и в последних играх стал бросать откровенную дичь. Неприятно, но пока простительно.

Но даже с таким кадровым ресурсом Дэйгнолт умеет ситуативно удивлять. Кроме трешек ШГА с логотипа в играх против «Лейкерс» было, например, интересное решающее владение с хэнд-офом Дорта и слепой передачей Гидди на Фэйворса (c 03:57, если само сработает).

Так что кроме двух миллиардов пиков и симпатичной молодежи у фанатов «Оклахомы» есть еще один легитимный повод надеяться, что дальше будет только лучше.

«Белый не умеет прыгать» в телеграме

Фото: Gettyimages.ru/Harry How, Tim Warner, Wesley Hitt, Kevin C. Cox, Adam Glanzman