4 мин.

Главная проблема российского футбола

За этот текст Я брался несколько раз. Каждая попытка оканчивалась неудачей — короткая иллюстрация какой-нибудь мысли превращалась в бесконечный список язв и бед. Благо, этот продукт у нас не в дефиците, начиная ещё с былинных времен Колоскова. Впрочем, мы опять отвлеклись. К делу. Надеюсь, в этот раз удастся сохранить чистоту и порядок.

Нашим обожаемым РФС, РФПЛ, ФНЛ и прочим субстанциям не хватает всего одной штуки - цели существования и, как следствие, средств её достижения. Подвешенные в вакууме, клубы и специалисты выдумывают собственный мир, в котором дикость давно стала нормой. Пора бы пояснить на примере.

Главная проблема российского футбола

Как в Европе?

Позвони в условный «Ден Хааг» или «Гройтер Фюрт», спроси — ребята, чем вы вообще занимаетесь? Не сомневайся, тебе мигом ответят — что-нибудь вроде «обеспечиваем физическое воспитание молодежи нашего города», или «готовим спортсменов для «Аякса», «Вест Хэма» или «Лацио». А может быть, просто – «объединяем и развлекаем жителей нашего региона». Короче говоря, у каждого клуба Западной Европы есть внятная и однозначная цель. Большая или маленькая, глобальная или локальная, но есть. В противном случае все эти «Бари», «Аустрии» и «Сошо» мигом бы развалились на части из-за отсутствия денег.

Разумеется, цель определяет и средства. Одни нанимают сотню молодежных тренеров, чтобы в округе не осталось пацана, который не умеет играть в футбол. Другие муштруют скаутов, чтобы каждое лето продавать с неслабым наваром футболистов в клубы первого эшелона. Третьи жмут на маркетинг, чтобы не растерять свой единственный капитал — болельщиков. Вариантов масса, но их объединяет одно — системность.

Каждый зарубежный клуб знает свое место на белом свете, развивает и оптимизирует необходимые инструменты и, самое главное, тщательно и взвешенно подходит к формированию бюджета. Это же можно сказать о других институтах — федерациях, ДЮСШ и любительских лигах.

А как у нас?

А теперь вернемся к нашим баранам. Честно говоря, Я не знаю, для чего функционируют такие футбольные команды, как «Ростов», «Рубин», «Амкар», «Томь», «Спартак», «Кубань», «Урал», вся ФНЛ и весь второй дивизион. Фактически, обозначить собственную миссию могут, наверное, всего 10-20 коллективов на всю страну. Ну, например.

«Краснодар» занимается популяризацией здорового образа жизни в Краснодарском Крае (10 000 учеников в секциях, из которых в академию попадут от силы 200-300 человек) и обеспечивает Галицкому как бизнесмену положительный медийный фон. Через 5-7 лет, вероятно, «Краснодар» начнет зарабатывать деньги на еврокубках и продаже собственных воспитанников, но пока цели, скорее, ближе к озвученным выше.

С ЦСКА всё просто — это бизнес-проект Евгения Гинера. Который работает в штатном режиме уже много лет, без значительных провалов и серьезных успехов. Так, как и должен работать прибыльный бизнес — стабильно, уверенно, поступательно.

«Зенит» – визитная карточка «Газпрома» в Европе. Лицо госкорпорации — как, например, «Вольфсбург» для «Фольксвагена» или ПСВ для «Филлипс». Воспитание молодых игроков и привлечение болельщиков на трибуны — это, скорее, дополнительные, неосновные цели петербуржцев. Главное — победы в Европе. Так, по крайней мере, это видится сейчас.

Наверняка десяток-другой команд найдется в низших лигах — где-то мужики выпускают пар после трудовой недели, другие рекламируют на всю страну небольшое сельскохозяйственное предприятие, третьи просто развлекают жителей депрессивного региона. А в остальном...

Надутые деньгами пузыри сражаются за совершенно ненужные им места в турнирной таблице. Более того — эти места не нужны и владельцам этих команд, и жителям города, к которому приписана команда. Планомерное освоение бюджета — вот, пожалуй, и всё, для чего нужны «губернаторские», в первую очередь — региональные, команды.

Ещё есть «Спартак», который планомерно, из года в год разбазаривает свой главный капитал. Для сравнения: на Sankt-Pauli (другая вполне себе «болельщицкая» команда) ходят всегда и везде, куда бы «пираты» не провалились. «Спартак» на их фоне — просто суперклуб, только вот с посещаемостью — полный провал. А если «народная команда» не нужна болельщикам — для кого тогда вообще существует клуб? Для кого и, самое главное, для чего?

Резюме

Много букв. Пора бы заканчивать. Вся эта неразбериха с целями, ценностями и средствами приводит к застою и идиотизму. И если бы в это болото не подбрасывали ядовитых змей вроде Денисова, Асхабадзе или Кадырова, мы б давно забыли о существовании такого проекта, как «российский футбол». Не нужен он никому, кроме кучки болельщиков — по 10 000 в каждом городе, не более 0,1% от населения страны. Солидно, не правда ли?

Выход из этого устремленного к днищу пике Я вижу только один. Отдать клубам их драгоценные акции и отпустить в свободное плавание. Без лимита, губернаторских денег и навязанных спонсоров. Хочешь жить — докажи, что ты кому-то нужен. «Ротор» и «Алания» уже доказали.

Да, будет адъ и мгла. Но рано или поздно у нас с вами появится четкий и однозначный ответ — быть российскому футболу, или не быть. Кто восстанет из пепла, найдя спонсора или продав 1000 футболистов на Запад, тот и будет нести знамя Нового Российского Футбола. Каким оно будет — неизвестно. В любом случае, это будет интереснее битвы мешков за ещё один сраный сезон. А это, согласись, уже немало.