Реклама 18+

Четыре футбольных тактических элемента, которые могут исчезнуть

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Футбольный мир любит новые идеи: меняющиеся тактические тенденции, необычные роли игроков и эволюция в тренерском подходе. С другой стороны есть идеи, которые выходят из моды. Перевод познавательного видео - материала . Какие тактические модели находятся на грани исчезновения ? Какие футбольные идеи выходят из моды?

1. Схема / расстановка 4-4-2

Долгое время схема 4-4-2 была стандартным способом построения многих футбольных команд, по крайней мере, в английском футболе. Два крайних защитника, два центральных защитника, два крайних полузащитника, два центральных полузащитника и двое нападающих: все гениальное - просто.

В сезоне 2009/10 эту расстановку по-прежнему использовали почти половина команд английской лиги — так, по данным «Opta» - 43,9 процента стартовых составов, выступающих в то время использовали схему 4-4-2. Этот показатель постепенно снижался, пока в сезоне 2012–2013 годов он не подвергся критическому падению, резко снизившись с 33 процентов до всего лишь 12 процентов.

В сезоне 2023/24 только 6,5% стартовых составов Премьер-лиги использовали схему 4-4-2. В том числе, «Бернли», «Лутон Таун» и «Кристал Пэлас» - при этом большинство других команд предпочитают вариацию схемы 4-2-3-1 — фактически, в этом сезоне и по этой схеме, было выставлено 76 из 200 стартовых составов.

Эволюция футбольной тактики циклична: кто-то предлагает идею, она получает широкое распространение, затем другие выясняют ее недостатки - вследствие чего возникают новые идеи и возрождаются старые.

Схема / расстановка , концепт 4-4-2, возможно, пока еще не исчезла. Кроме того, многие команды по-прежнему используют эту схему, поэтому пока ее нельзя назвать устаревшей.

2. Классическое исполнение угловых

За последние 10 сезонов в Премьер-лиге было подано 40715 угловых, из них забито 1409 голов. Это означает, что только 3,5 процента угловых приводят к голам — примерно один из 29. Поэтому тренеры неизбежно ищут более эффективные способы использования угловых, а не просто просить от своих игроков осуществлять навес в штрафную. Многие топ-клубы даже имеют штатного тренера по угловым.

На более базовом уровне этот поиск эффективности способствовал появлению коротких розыгрышей / «коротких угловых» (относительно «длинных угловых»). За последнее десятилетие самый низкий показатель количества «коротких угловых» в Премьер-лиге пришелся на сезон 2012–2013 годов, когда всего 11,7% угловых были начаты с короткого розыгрыша.

Кривая роста реализации угловых не была гладкой, но в последующие сезоны она росла до такой степени, что в сезоне 2023/24 годов - уже 20,6% угловых нереализованы, по сравнению с 17,7% в предыдущем сезоне.

Поскольку подавляющее большинство угловых по-прежнему относятся к традиционному виду розыгрыша (навес), нельзя утверждать, что они вымирают, но цифры приближаются к тому, что классические розыгрыши с угловых также будут внесены в список тактических элементов, находящихся под угрозой исчезновения.

Приводит ли эта тенденция к увеличению количества голов? Да, постепенно. Так, в сезоне 2013/14 было забито 123 гола при 4094 угловых, или три процента, а в прошлом сезоне — 151 при 3830, или 3,9 процента. Это говорит о том, что наблюдается увеличение количества голов с угловых, что примерно соответствует увеличению количества доли «коротких угловых».

Из этого можно извлечь следующие мысли. Во-первых, рост - с трех процентов до 3,9 является значительным, но не решающим. И то, что увеличилось количество голов после коротких розыгрышей с угловых, и в целом выросло количество голов с угловых, не обязательно означает, что одно стало причиной другого. Такое возможно, но в равной степени это может быть обусловлено тем, что команды более тщательно думают и более конкретно работают над тем, как именно они исполняют угловые.

Стоит отметить, что в прошлом сезоне из 151 гола, забитого после угловых, 24 были забиты после коротких розыгрышей, в то время как в этом сезоне, пока только три из 29. Реальной корреляции между «короткими угловыми» и забитыми после них голами также нет: в прошлом сезоне «Манчестер Юнайтед» исполнил больше всех ударов с угловых - 67, но после «коротких угловых» они забили лишь единожды.

3. Дальние удары

Команды стали гораздо реже бить из-за пределов штрафной. В сезоне 2009/10 годов - 45 процентов ударов в Премьер-лиге было выполнено из-за пределов штрафной площади. Эта цифра, с некоторыми странными незначительными колебаниями, по существу, каждый год снижалась до такой степени, что в прошлом сезоне лишь 33,2 процента ударов были выполнены с дальней дистанции. В этом сезоне уровень ударов из-за пределов штрафной 32,6%.

Причина очевидна: удар из-за пределов штрафной с гораздо меньшей вероятностью приведет к голу.

Хотя 45 процентов всех ударов в сезоне 2009/10 были выполнены с расстояния не менее 17 метров - из общего числа забитых мячей это составило лишь 13 процентов. Удары с дальней дистанции могут быть впечатляющими, но это довольно неэффективный способ забивать мячи.

Однако тот факт, что команды стали меньше наносить удары с дальнего расстояния, не обязательно означает, что голов после дальних ударов стало меньше.

В сезоне 2009/10 годов - 137 голов было забито из-за пределов штрафной, и это число с годами то увеличивалось, то уменьшалось: с максимального значения в 186 в сезоне 2013/14 годов до минимума в 120 в сезоне 2020/21 годов – 17,7% и 11,7% процентов от общего количества голов, забитых в этих сезонах.

Теперь показатель снова растет: в последних двух сезонах было забито 143 и 145 голов из-за пределов штрафной, что составляет 13,6% и 13,3% в целом, тогда как в этом сезоне соотношение составляет 13,2%. Команды стали наносить гораздо меньше дальних ударов, чем 14 лет назад, но забивают больше голов. Это говорит о том, что момент для дальних ударов стал выбираться более тщательно.

4. Роль вратарей

Было время, когда основной задачей вратаря было всего лишь выбить мяч далеко вперед, ну, или если «не знаешь что делать - бей в аут». Теперь команды призывают своих голкиперов быть более точными.

Есть несколько способов измерить это, авторы воспользовались одним из них: показатель (завершения) результативности передачи. Если вернуться на 20 лет назад, то средний показатель результативных передач вратаря в сезоне 2003/04 годов составлял 42,5 процента, но постепенно этот показатель увеличился до такой степени, что в этом сезоне 71,8 процента передач достигли своей цели. В прошлом сезоне этот показатель составлял 67,1 процента, в позапрошлом 65,8 процента, в двух предыдущих 64,9 процента, и 60,9 процента соответственно.

Очевидный вывод: от вратарей стали требовать значительно большего.

Таким образом , можно видеть каким динамичным и изменчивым является Футбол.

Поразительное замечание. Все четыре тактические идеи в основном используются «Реалом» в этом сезоне. Анчелотти использует схему 4 4 2, при этом большая часть голов с угловых забивается после классических навесов / подач, с большим количеством голов после дальних ударов Вальверде, Рюдигера, Чуамени и Крооса, а также длинными передачами вратарей.

Какие тактические идеи , на Ваш взгляд , имеют тенденцию к кардинальным изменениям, а то и вовсе к тотальному устарению и «уходу с поля» ?

Изучайте остальные материалы блога:

1. Инновационный бизнес Фабрицио Романо

2. Актуальность офсайда

3. Чемпионат Мира по футболу | История ЧМ 2022 в Катаре. Часть 5

Благодарю за Внимание!

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
FOOTBALL PERFECTAMENTE
+6
4 комментария
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Егор, спасибо за адаптацию! Материал классно оформлен, приятно читать)
+1
0
+1
да, вроде всё классно придумано (я о посте) - матермал а тексте и туь же графика в картинке!
Но по факту в приложении всегда пежду текстом и "его" картинкой влезает картинка, или даже видео рекламы!!! только лишь пролистав которую, обнаруживаешь графику, которая уже не помогает восприятию, как задумал автор!
"искусственный интеллект" подбирает нам рекламу из наших кукиз и пихает в везде чтобы "заинтересовать".
Нельзя ли выдавать рекламе отдельные места?.. чтобы она не разбивала блоки текста и соответсвующие ему графики/картинки/видео???
ведь существующий подход в подаче рекламы нивелирует потуги авторов, работавших с душой ради читателя, отвращая от всего ресурса. неужели это вам(спортс.ру) не интересно???!!!
задумайтесь, от кого это зависит, или доведите до их сведения - улучшить этот ньюанс необходимо!
тогда все были бы довольны, уверен!!!
0
0
0
Занимательно, спасибо 🤙
0
0
0
Егор, спасибо за адаптацию! Материал классно оформлен, приятно читать)
Благодарю !
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости