Реклама 18+

ЭВОЛЮЦИЯ ФУТБОЛЬНЫХ ФОРМ

За последние несколько лет культура футбольной формы превратилась в большой бизнес. По оценкам, в 2021 году десять сильнейших клубов мира продали более 20 миллионов футболок. В наши дни носить футбольную майку означает не только представлять клуб, который ты поддерживаешь, но и обладать особым стилем, принадлежать к фанатской тусовке, быть "своим".

Какой путь прошли футбольные формы? Какие, исторически, существовали виды комплектов футбольной формы и как они изменились?

Познавательный исторический видео-материал ютуб-канала Tifo-Football о том, какой путь прошла футбольная форма!

Первые официальные футбольные матчи в Англии были сыграны ещё до того, как появилась стандартная футбольная форма (в нынешнем её понимании). Футболки формального характера и светлой окраски с фланелевыми джемперами - были одними из первых одеяний футболистов прошлого. Некоторые клубы использовали полоски разнообразных цветов, в то время как другие использовали кепки, шарфы и пояса, чтобы иметь различие на футбольном поле.

Это путешествие из прошлого в настоящее: это история футбольной формы.

С появлением профессионального футбола в 1880-х годах футбольные клубы начали массово производить для себя доступную по средствам и ресурсам форму. Футболки из плотного хлопка с воротником и пуговицами или шнуровкой на шее имели несколько стандартизированных моделей. Когда в 1888 была основана футбольная лига, три клуба выбрали простые - монотонно окрашенные формы: Аккрингтон (красного цвета), Болтон Уондерерс и Престон Норт Энд (оба белого цвета). Пять клубов выбрали форму, включающую два цвета, футболка - одного и шорты - другого. Это были Астон Вилла, Блэкберн Роверс, Дерби Каунти, Эвертон и Ноттс Каунти. А четыре клуба предпочли вертикальные полосы на своей форме: Бернли, Сток-Сити, Вест Бромвич Альбион и Вулверхэмптон Уондерерс.

В первом матче сезона 1890-91 Вулверхэмптон отправился на игру против только что вышедшего в высшую лигу Сандерленда - обе команды вышли на поле в футболках с красными и белыми полосами. Судья заставил волков переодеться в белые футболки. Затем, Футбольная лига потребовала от клубов, имеющих форму в полоску, учесть сменную белую полосу - на случай совпадения цветов.

Вулверхэмптон перешел на привычные теперь футболку и шорты золотого и черного цвета, начав сезон 1892 года с необычного сочетания цветов с диагональными половинками.

В течение следующего десятилетия - во всё более расширяющейся лиге будет представлено большинство дизайнов формы, которые мы видим сегодня. Сочетание цветов в различных геометрических формах и символы, индивидуализирующие клуб - красовались на футболках английских клубов. Немногие английские клубы наносили на свою форму узоры в виде пояса или одной большой полосы, которые применялись с гораздо большим энтузиазмом в Латинской Америке

…и, к сожалению, майки в горошек, которые носили игроки Болтон Уондерерс в 1884 и 1886 годах, которые не получили возрождения ныне.

Каким бы ни был формат, стиль, концепт футболки, ни одному футбольному клубу не разрешалось делать её в черном цвете, который был предназначен только для официальных лиц, обслуживающих футбольные матчи, хотя большую часть той эпохи они носили сшитые на заказ пиджаки или блейзеры, а не футболки.

Это ограничение было снято в Англии, в 1992 году, когда Премьер-лига позволила судьям носить зеленую экипировку. На чемпионате мира 1994 года официальные лица ФИФА выбрали широкую палитру цветов для своей экипировки, в которой присутствовали такие цвета, как черный, желтый и даже бордовый, и с тех пор судьи отправились в хроматическую одиссею, используя весь спектр синих, розовых, желтых и зеленых цветов.

На рубеже веков вратари носили футболки того же цвета, что и их товарищи по команде, но отличались присутствием на их голове спортивных кепок. Во избежание рисков превращения футбола в зоне штрафной площади в гандбол, футбольная ассоциация переписала правила, требуя, чтобы вратари носили отличного цвета футболку. Первоначально они могли выбирать из красного, белого или синего цвета. Затем был добавлен зеленый, который быстро стал любимым цветом вратарей середины века.

Номера на футболках были впервые замечены в австралийском футболе перед Первой мировой войной и в Американской футбольной лиге в начале 1920-х годов, а затем и в Англии в 1928 году в игре между Арсеналом и Шеффилд Уэнсдей. Эксперимент был повторен в финале Кубка Англии 1933 года, когда игрокам Эвертона нанесли на футболки номера 1–11, а Манчестер Сити — номера 12–22. После этого, ФИФА ввела стандартные номера 1-11 на чемпионате мира 1938 года, а затем сделала их применение обязательными.

В послевоенное время британский производитель UMBRO первым начал экспериментировать с новыми синтетическими материалами, выпустив блестящую светоотражающую футболку для Болтона, которую они применили в финале Кубка 1953 года.

Но самые важные инновации происходили в другом. Приспосабливаясь к более теплым погодным условиям и стильной культуре, итальянские и южноамериканские производители начали использовать легкий вид хлопка. Они также отказались от пуговиц и воротников, предложив игрокам короткие рукава и более изящный покрой формы.

Посмотрите на форму Ювентуса 1950 года.

Законодатели моды того периода использовали вишнево-красные футболки, например - таковой была форма сборной Венгрии начала 1950х годов, или полностью белые футболки, как у мадридского Реала конца 1950х, которые продемонстрировали новый вид покроя, и одними из первых во всей Европе применили на своей форме V-образный вырез и узкие манжеты.

Компания UMBRO примет это как вызов и сделает футболки для сборной Англии и Западной Германии, которые играли в финале чемпионата мира 1966 года, и стали образцами в плане применения круглого выреза вокруг шеи.

Возможно, самый смелый дизайнерский ход из всех был сделан бразильцами, которые отказались от полностью белого цвета, в котором они проиграли в чемпионате мира 1950 года, и выбрали после этого желтую футболку с зелеными вставками и синими полосами на шортах - которые в итоге стали определять их нацию.

В 1970-х и 1980-х годах футбольные формы изменились, чтобы отразить новый тренд коммерциализации, связанной с появлением логотипов спонсоров. Айнтрахт Брауншвейг впервые нанес логотип Jägermeister на свои футболки в 1973 году. В Англии, команда города Кеттеринга, не входящая в высшую лигу, в 1976 году поместила логотип производителя шин Kettering на форму, что затем было пресечено чиновниками из футбольной ассоциации.

Но к 1978 году битва с капитализмом была проиграна, и все ведущие клубы последовали их примеру.

Хлопок начал уступать место полиэстеру, затем были разработаны новые методы печати и плетения комплектов форм. Например, английский комплект Admiral 1980 года был одним из первых, на футболке которого были напечатаны цветные блоки, геометрическая трехцветная лента в Западной Германии в конце 1980-х определяла жанр, а нидерландский принт с треугольниками и ромбами, дебютировавший на Евро-88, начался с долгой и ужасной тенденции к вышивке чрезмерно сложных переплетений и использования чересчур ярких цветов. Впервые начали пересекаться футбольная форма и уличная мода. Пока рынок футбольных форм не был огромен, болельщики начали носить комплекты реплик как на матчах, так и в повседневной жизни.

Далее, это станет большим бизнесом. В 2021 году мюнхенская Бавария продала более трех миллионов футболок, а десять лучших клубов мира получили за продажу своей формы выручку более 20 миллионов.

Футбольные формы также стали более загроможденными различными элементами: теперь на каждой футболке есть номер команды и имя игрока на спине, расположенные повсюду, логотипы производителей формы, впервые представленные в 1980-х годах. Клубы также добавляют и усовершенствуют собственные эмблемы. Были добавлены нашивки на рукавах, которые обозначают турнир или продаются в качестве дополнительного места для рекламы, некоторые клубы на спине размещают спонсорские логотипы.

Совсем недавно, самые большие и значительные изменения в футбольных формах произошли из-за использования новых и передовых материалов.

Тенденция облегчения формы. В 2021 году Италия играла в футболках, произведенных компанией Puma, которые весили всего 72 грамма. Также был разработан материал с более высокой прочностью на растяжение, во избежание хрупкости. Что удивительно, сейчас в футбольные формы добавляют специальные элементы, предназначенные для принудительного сжатия и защиты определенных мышц. Специализированный материал отводит от кожи пот на поверхность футболки, где он может быстро испаряться.

Многие из комплектов футбольных форм сделаны из масла и пластика с огромным углеродным следом, поэтому будущее за футболками с низким уровнем выбросов углерода, сделанными из бамбука и кофейной гущи, а также из переработанной пластиковой формы.

Это был путь развития футбольных форм, со времен формальных и стандартизированных форм, до полностью индивидуализированных и адаптированных к современных условиям!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И ЛЮБИТЕ ФУТБОЛ

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
FOOTBALL PERFECTAMENTE
+22
Популярные комментарии
coastick
+3
Пару лет назад видел в продаже форму Брауншвейга с "ягером"... За эту сумму тогда можно было мотик неплохой прикупить, ну или чуть уставшую 12-ю "Ладу"...
Написать комментарий

Новости