7 мин.

Хьюстон без Уэстбрука и Хардена уничтожает Оклахому. Что происходит?

Если Оклахома не может победить Хьюстон даже с Джеймсом Харденом на скамейке, то как они смогут выиграть хотя бы одну игру, не говоря уже о четырех, в этой серии?

Ключевое число – 41.5. Нет, это не среднее количество очков Хардена в первых двух встречах в этой серии – серии, шансы на победу в которой резко наклонились в сторону Хьюстона всего за три с половиной минуты во вчерашней игре.

41.5 – это количество очков за сто владений, на которые Хьюстон опережает Оклахому, когда Харден находится на скамейке. Это ошеломляющее число, намекающее на то, что Оклахома не сможет продлить эту серию даже до пяти встреч, если тренд продолжится.

В победе над Тандер со счетом 111-98 во втором матче серии, Харден мог позволить себе прыгать от счастья на скамейке во время самых важных отрезков игры. Возможно финальные пять минут четвертой четверти могли бы стать более важными, но Оклахома – одна из лучших команд в клатче в этом сезоне лиги – не смогла вернуть свои позиции.

В этот раз они не смогли ничего противопоставить сопернику, даже несмотря на то, что двое лучших игроков Рокетс находились на скамейке. Расселл Уэстбрук все еще вне игры с растяжением четырехглавой мышцы, а Харден получал передышку в то время, как его команда заработала двухзначное преимущество благодаря отрезку со счетом 15-2.

«Мы не играли с тем же уровнем энергии, как и в первой половине, и это вызов для нас», – сказал главный тренер Оклахомы Билли Донован. «Мы должны быть выносливыми, чтобы сохранять тот же уровень игры. Наша скорость могла быть лучше, быстрее. Из-за этого некоторые наши владения привели к потере мяча или броску после сирены».

Защитники Оклахомы должны были сыграть лучше, чем в первом матче серии. Одним из них был Шай Гилджес-Александер, показавший агрессию и скорость в нападении, которую Рокетс не смогли остановить. Да, защита Хьюстона была в порядке в этой серии, перекрывая линии для передач и разумно вынуждая средних по трехочковых броскам Тандер почаще кидать из-за дуги. Защита Хьюстона была умной, граничащая с дерзкой – Рокетс не особо беспокоились за периметр, но взамен фокусировались на борьбе против Стивена Адамса под кольцом. Хьюстон сделал разумную ставку на то, что если сконцентрировать свою защиту на самых опасных игроках соперника, то один из остальных с неплохой вероятностью промажет из-за дуги даже без особого сопротивления.

Но успех Рокетс связан не столько с их защитой, сколько с саморазрушением Оклахомы в передней линии и по бокам. Донован проводит большую ротацию вместо того, чтобы попытаться решить проблему, и Деннис Шредер с Крисом Полом играют намного хуже того уровня, за который их включают в кандидаты на лучшего шестого и в состав All-NBA соответственно.

Нерленс Ноэл провел 18 минут за матч, оправдав себя за большое количество фолов в первой игре, но он и Адамс еще больше показали свою неиграбельность в этой серии. Находясь на площадке, они бесполезны вне «краски», а значит Оклахоме приходится перекрывать еще одного игрока Рокетс на дуге и в забеганиях при защите. Хьюстон пожертвовал в росте, но это не превратилось в достаточно значимое преимущество Оклахомы в наборе очков из-под кольца и на подборах. Рокетс хотели дать больше пространства Уэстбруку, и поэтому вычеркнули позицию центрового. Оклахома бросила в «краску» своего большого, и при этом не обладает преимуществом в виде скорера уровня Хардена или специалистов по трехочковым, которые могут быстро сократить разницу в счете.

Донован не использовал Майка Мускалу (ноль минут) и не задействовал Дариуса Бэйзли побольше (14 минут), которые могли бы создать пространство и заставить Рокетс убрать одного игрока с краски, облегчив жизнь Стивену Адамсу. За эти две игры Хьюстон обустроил там целый лагерь игроков с массивным телом и длинными руками. Оклахома все еще бросает одинаковое с регулярным сезоном количество бросков со средней и под кольцом, но когда они выходят на любимые для себя позиции, то натыкаются на сгрупированную защиту Рокетс.

Точность бросков со средней, основа нападения Тандер, упала на 6 процентов по сравнению с регулярным сезоном. Добро пожаловать в плей-офф.

Но даже «биг-мэны» не были главной ошибкой Донована во второй игре. Билли был ближе к правильным комбинациям игроков, чем в первом матче. Помогло присутствие здорового Дорта, способного защищаться против Хардена. Харден забросил лишь 5 из 16. Влияние Дорта и его атлетизм позволило Доновану отказаться от заигрывания Андре Роберсона и Хамиду Диалло.

За 10:04 до конца четвертой четверти Донован взял необходимый тайм-аут, чтобы команда смогла собраться после трехочкового Джеффа Грина, сравнявшего игру для Хьюстона до 80-80. До этого Рокетс совершили отрыв 6-2. Шредер играл ужасающе – комбинация потерь и плохих бросков. Крис Пол ушел в тень и неподвижно наблюдал, как Шредер отвечал за нападение весь конец третьей четверти и в начале четвертой. В каждом владении Оклахома держала мяч практически до сирены, играя в медленном стиле, что стало отличным подарком для защиты Хьюстона. Пол постоянно уходил медленной походкой от получения мяча на другую сторону площадки.

Начиная от 1:22 до конца третьей четверти и вплоть до того тайм-аута Шредер использовал пять из семи владений Тандер. На этом отрезке Оклахома совершила больше потерь, чем набрала очков, и при этом Харден сидел на скамейке все это время.

«Я должен играть лучше», – сказал Пол, закончив игру с 14 очками при 15 бросках. «Сейчас всем очень непросто. У нас был шанс победить, я должен был сыграть лучше».

Но тот тайм-аут был шансом Донована вернуть Шая Гилджес-Александера обратно в игру. У Рокетс не нашлось ответа для 22-летнего игрока, который закончил игру с 31 очками, включая 10 из 11 с линии штрафных. В отличии от первой игры, Гилджес-Александер разрезал защиту Хьюстона от самого начала, затем начав камбэк в третьй четверти, забрасывая Рокетс трехочковыми. Было очевидно, что атакой должен управлять Гилджес-Александер. Он был единственным защитником Оклахомы с ростом, возможностью и настроем в эту конкретную ночь, чтобы взламывать соперника.

Так и не вернувшись в игру во время того тайм-аута, Гилджес-Александер и Данило Галлинари оставались вне площадки еще две с половиной минуты. Когда они наконец-то вернулись в игру, Тандер уже отставали на 12 очков.

У Оклахомы осталось только два тайм-аута, когда началась лавина очков от Рокетс. Гилджес-Александер был готов вернуться на площадку , когда оставалось еще как минимум девять минут игры (вы можете увидеть Шая, ожидавшего своего выхода после того, как Бэйзли промазал трехочковый и счет был 83-80 в пользу Рокетс). Но игра не останавливалась, и Донован не отреагировал, не взяв еще один таймаут.

Он доверил своим двум опытным разыгрывающим защитникам остановить Рокетс, но они не смогли.

«Игра не останавливалась, поэтому нам пришлось выпустить Гилджеса-Александера позже, чем хотели», – сказал Донован. «У меня оставалось ограниченное количество таймаутов, поэтому я не хотел тратить их. Шай и Галло ждали своего выхода на протяжении минуты или двух. Безусловно, мы могли выпустить Шая раньше. Он отлично играл. Было замечательно увидеть его агрессивным. Он создавал множество бросков для себя и для остальных».

Дорт обеспечил проблеск в защите, но Гилджес-Александер был проблеском Оклахомы в атаке. Даже когда он не забивал, то помогал весь остаток четвертой четверти. После первого матча шло много разговоров о том, что Оклахома должна играть с большей силой и скоростью. Гилджес-Александер стал единственным игроком, который принял это к сведению.

Гилджес-Александер попал или ассистировал 13 из последних 18-ти очков Тандер. Даже в тех нескольких очках, которые были набраны без его участия, он создавал пространство – не только благодаря своим умениям, но и благодаря решительности преодолеть защиту Рокетс.

«Появилось больше пространства и мы получили возможность заполнять эти пробелы и генерировать более лучшие броски», – Гилджес-Александер сказал о том, что происходит, когда команда играет быстрее. «Мы не добились того результата, которого хотели, но я думаю мы движемся в правильном направлении».

Даже если Оклахома движется в правильном направлении, они все равно уже отстают 0-2 в серии, и Хардену даже не приходиться напрягаться. Если бы перед началом матча вы бы показали Оклахоме этот шот-чарт Хардена, который набрал только два очка в «краске», то они бы охотно согласились.

Взамен, эта статистика послужила напоминанием о потерянной возможности. На протяжении этих двух игр Харден и Уэстбрук получили возможность наблюдать за избитием Оклахомы даже без их участия. В то время как Оклахома продолжает проваливать те минуты, в которых она должна была доминировать.

The Athletic

Фото: Gettyimages.ru/Kevin C. Cox; REUTERS/Kim Klement-USA TODAY Sports