5 мин.

ПП Майи Хромых: о чем расскажет красная скрипка

О короткой программе Майи Хромых "Бархатный блюз" я писала здесь https://www.sports.ru/tribuna/blogs/taniaseren/2855669.html

О чём же расскажет красная скрипка?

Вы обратили внимание на платье Майи Хромых для произвольной программы? Нет? Мы об этом ещё поговорим, а сейчас о красной скрипке Николо Буссоти. Она путешествовала через столетия, проходила через талантливые и корыстные руки и вот добралась до наших дней...

Красная скрипка

Старинная скрипка. Была создана великим мастером. Звучала идеально. Имела необычный красноватый оттенок.

1681 год. В старинном городе Кремоне Мастер доделывает очередной шедевр, осталось только покрыть лаком и новая скрипка начнёт путь всех других великих творений Мастера. В это время гадалка на картах Таро предсказывает будущее его беременной жене Анне. Выпадает карта долгой жизни... Смерть жены и младенца повергает мастера в отчаяние, но он заканчивает работу, покрывая скрипку необычным красным лаком.

1793 год. Город музыкантов Вена. В сиротском приюте при монастыре уже сто лет играют на прекрасной скрипке маленькие музыканты и вот появляется чудо-дитя, вдохновенный гений смычка. Венский маэстро, изобретатель метронома, учит юного виртуоза, чтобы представить ко двору Принца Мэнсфелда. Слабое сердце чудо-музыканта не выдерживает... Вместе с ним хоронят и любимую скрипку.

Конец 1890х годов. Оксфорд. Где-то в лесной глуши в руках девушки-цыганки звучит скрипка. Лорд Фредерик Поуп получает уникальную скрипку, а вместе с ней вдохновение и признание, хотя бОльшим вдохновением для него служит его земная муза. Но ревнивая муза стреляет, пытаясь поразить плотские цели, а попадает в скрипку... Изувеченную скрипку увозит с собою слуга-китаец. Он продаёт её владельцу антикварной лавки, от которого, уже починенная, скрипка попадает к девочке по имени Шан Пей.

Конец 1960х годов. Шанхай. В дыму и хаосе культурной революции уничтожается всё «буржуазное». Учителя и любителя западной классической музыки могут заставить бросить в огонь и скрипку, но её удаётся спасти и учитель ещё раз любуется инструментом, когда-то подаренным матерью... Спустя годы в комнате, похожей на мавзолей застывшей музыки, находят труп учителя в окружении прекрасных инструментов. Китайские чиновники хотят послать скрипку в Монреаль для оценки и продажи на аукционе.

1997 год. Монреаль. Загадочная скрипка находит нового хозяина, который обнаруживает, что она покрыта лаком с примесью человеческой крови... Это и есть последняя легендарная Красная скрипка Николо Бусотти с примесью крови его жены (и всех, кто имел честь и счастье прикасаться к ней позже)...

История, кратко рассказанная мной, происходит в фильме "Красная скрипка" (Le Violon Rouge, 1998) канадского режиссёра  Франсуа Жирара. Все события, персонажи и их имена — вымышленные, но в какой-то степени относят к именам и фамилиям людей, живших в соответствующую эпоху.

В 1720 году Антонио Страдивари создал скрипку с красной полосой в правом верхнем углу, называемую "Красный Мендельсон (1720)", или "Красная скрипка". Она была лакирована уникальным бордовым (конечно, не кровавым) лаком и относилась к "золотому периоду" мастера. В течение двух столетий считалась утерянной, также переходила из рук в руки, в настоящее время на ней играет внучка миллионера Элизабет Питкерн. Она получила её в подарок на 16-летие и в течение 30 лет никто не знал, что она играет на знаменитой скрипке. Питкерн не открывала секрет, пока не достигла мастерства, достойного игры на этом инструменте.

В фильме исполнителем соло является Джошуа Белл (о нем я упоминала в эссе о короткой программе Ани Щербаковой "Анечка, Массне, скрипка Страдивари в руках Белла и жёсткий лёд" https://www.sports.ru/tribuna/blogs/taniaseren/2832839.html). В 2003 году музыкант сам приобрёл знаменитую скрипку Страдивари "Gibson-ex-Huberman" и тем самым спас её от попадания в руки ещё одного богатого коллекционера.

Музыка написана американским композитором Джоном Корильяно.

В фильме использованы пять языков в зависимости от места действия.

И в фильме, и в жизни скрипка путешествует из страны в страну, через моря и океаны, её проносят через века, передают из рук в руки, на ней играют трепетно и вдохновенно дети и взрослые. Удивительные переплетения судеб, времён, скрещения любви, самоотверженности и вдохновения. И всё это время поёт и плачет скрипка...

Вот такая сложная и загадочная история вложена в первую часть произвольной программы Майи Хромых. Конечно, в спортивной программе, которая длится около 4х минут, невозможно передать всё многообразие смыслов и оттенков. По-моему, мягкое и выразительное катание фигуристки в алом платье с бордово-чёрными всполохами цвета способно оттенить и драматизм, и высокую поэзию, и мистическую загадочность судьбы Красной скрипки. Мне бы очень хотелось увидеть идеально-откатанный вариант этой программы с 4м прыжком, безупречно вписанным в её начало.

В произвольной программе Майи кроме "Темы Анны" из музыки к фильму "Красная скрипка" использовано танго Альфреда Шнитке к фильму Элема Климова "Агония" (это танго известно как третья часть так называемой "Agony suite" дирижёра Ф.Штробеля, официального аранжировщика и редактора произведений А. Шнитке). В фильме рассказывается о последних месяцах Российской империи и о "проклятии" царской семьи - загадочном бородатом старце.

Этот музыкальный фрагмент достаточно популярен среди фигуристов. Его исполняла когда-то Ким Ё-На. Вряд ли кому-либо из фигуристов приходится задумываться о русской истории периода гибели империи или уникальности музыкального языка А.Шнитке. Я думаю, в первую очередь их привлекает танцевальность самой мелодии.

И если Ё-На танцевала танго, то Майя, на мой взгляд, привносит какую-то нотку интеллектуального размышления о перипетиях судьбы, проходящей через падения и взлёты, драмы и трагедии. Сдержанностью и скрытой страстностью она вносит изысканную рефлексию о судьбе скрипки в эту часть своей программы, в которой также торжествует, тоскует, поёт и плачет скрипка...

Вторая часть, я думаю, будет дорабатываться хореографически и технически. По крайней мере сейчас она ещё не производит впечатления полностью завершённой, не говоря уже о полной отшлифованности. Но во второй части уже есть впечатляюще вписанный в музыку ойлерный каскад 3F+1Eu+3S. А когда 4S будет исполнен, выезд с него выгодно подчеркнёт вокальный акцент (см.1:04). И это без учёта музыкальных вращений и превосходных позиций (один волчок многого стоит).

Опять и снова, я, действительно, с нетерпением жду новых выступлений Майи - её бархатный блюз и загадочную Красную скрипку. Успехов, Майя!