Реклама 18+

Данис Зарипов – недооцененная легенда. Играл в двух великих тройках, но остался в тени Морозова и Мозякина

Заря – никнейм, который к Зарипову приклеили еще на старте карьеры. Д – Данис. Когда в 2016-м стало известно, что Данис Зарипов запустил собственное производство клюшек под вывеской «ЗаряД» – кажется, никто этому не удивился. Если есть на свете мудрецы, которые разбираются в 50 оттенках хоккейного и понимают, как работает клюшка – самый удивительный спортивный снаряд, нечто среднее между хирургическим скальпелем и бейсбольной битой – то Данис Зарипов однозначно один из них.

Он доказал это в мае 2014-го, когда достиг Унаги. Так в сериале «Друзья» Росс называл «состояние полного созидания, когда ты можешь предвидеть все, что с тобой случится». В хоккее же это момент, когда играя за сборную на чемпионате мира вместе с Овечкиным, ты играешь круче Овечкина. Хоккейный Унаги настигает только очень больших, легендарных игроков. Ковальчук пережил это состояние понятно когда. Евгений Малкин – в 2012-м. Никита Кучеров – на ЧМ-2019. 

Данис Зарипов познал Унаги в Минске. На серенький постолимпийский чемпионат мира Россия привезла глубокий (звезды в диапазоне от Овечкина до Кузнецова и молодые топы из КХЛ: Тихонов, Плотников) состав, нового главного тренера Олега Знарка, а так же налитые кровавой мотивацией глаза – память о Сочи-2014. Не было в нашей истории другого турнира, который Россия хотела взгреть так, как Минск-2014 (ну, возможно, только Пхенчхан).

Зарипов приехал в сборную действующим обладателем Кубка Гагарина. Небритый, голодный, усталый и злой, но весьма довольный собой он собрался на один из последних для себя турниров за сборную; можно сказать – в роли ветерана, а скорее просто как батя.

И была ситуация: «Магнитка» взяла Кубок Гагарина в феерическом финале против «Льва», и в сборной ждали ее главного героя – Мозякина, а тот отказался из-за усталости и повреждений. Чтобы вы понимали – Зарипов на четыре дня старше Сергея.

«А ведь Данис сам позвонил Знарку и сказал: «Олег Валерьевич, я готов приехать!» – рассказывал тогда Сергей Гимаев-старший, – и тот сказал: «Приезжай!».

Финал с Финляндией по итогу взяли уверенно, но к финишу второго периода забуксовали на счете 2:2 – и разницу до «уверенно» преодолели клюшкой Зарипова. Сначала – комфортная и простая передача на Малкина, а потом, а потом... тут надо показывать и объяснять. 

В НХЛ такое восторженно назовут «уантаймер»; строго говоря это щелчок; но на русском языке есть прекрасное выражение, которое к описанию этого броска – и вообще к стилю жизни Даниса Зарипова – подходит намного больше. В касание.

Это было сделано в касание. Не очень сильно, технично, но без выкрутасов, рассчетливо, зряче, надежно. В противоход.

В касание.

Сергей Широков энергичной диагональю разрезал чужую зону, и Данис одним движением перекинул шайбу в дальнюю девятку.

После этого броска счет стал 4:2 – и таким он продержался до самой концовки матча. В составе сборной России были Малкин, Овечкин и даже Артем Анисимов, а результат сделал 35-летний чемпион КХЛ.

Ветеран? Батя.

Наперекор спортивной справедливости ту победу и тот матч ассоциируют с совсем другой картинкой – той, на которой Овечкин и Знарок играются с кубком победителей ЧМ, и Олег метит локтем Александру в лицо. Совершенно культовое зрелище.

Типичная история для всех хоккеистов России 2010-х: ты можешь сыграть лучше Овечкина, но все равно запомнят Овечкина. 

А еще это типичная схема для карьеры Зарипова: он красиво исполнил важную работу, а на руках носят других людей. И 2014-й – не самый жесткий пример: среди прочего, Данис склеил две величайших тройки в новейшей истории нашего хоккея, но остался в тени партнеров.

Первая тройка – это конструктор, который много лет тащил «Ак Барс» ко всем его победам на стыке десятилетий. Та, что начиналась как Зарипов – Зиновьев – Морозов в Суперлиге и продолжилась с Мортенсеном и Капаненом в центре уже в КХЛ.

Вторая – магнитогорское звено Коваржа, в котором рывок в вечность сделал Сергей Мозякин.  

Связка с Морозовым – первый пик карьеры Зарипова. Они играли вместе 8 сезонов

Прикольные факты про связку Морозова и Зарипова:

• В этой тройке Данис играл на левом краю

• Они начинали вместе еще во времена Суперлиги, а расстались – после пятого сезона КХЛ (когда Морозов практически закончил карьеру).

• Каноническим считается вариант, при котором между ними играл Сергей Зиновьев – эту тройку запомнили под ником ЗЗМ. Но по ходу первого сезона КХЛ Зиновьев ушел из «Ак Барса» – и в легендарном звене сначала выходил Тони Мортенсен, а потом – Нико Капанен. В тройке с Тони они взяли первый Кубок Гагарина, с Нико – второй.

Главная тройка в жизни Зарипова собиралась много лет.

В 1998-м Данис по молодости сгонял в канадскую юниорку WHL и целый сезон отпахал за «Свифт Каррент Бронкос», которых тогда тренировал Тодд Маклеллан (долго работал в «Сан-Хосе», а сейчас – в «Лос-Анджелесе)».

«Когда Данис появился в нашей команде, он был очень худым, – вспоминал позже Маклеллан. – Кожа да кости. Но мне понравилась его техника, он очень хорошо обращался с шайбой. Зарипов был очень юрким хоккеистом. Таким было мое первое впечатление о нем».

Зарипов показал в целом адекватную статистику, но быстро вернулся в Россию – и через два года «Ак Барс» посчитал возможным выкупить его у «Мечела» за три миллиона (если верить «БО») рублей.

Следующим в Казань подтянули Зиновьева. Сначала его не отпускал «Спартак», откуда он откровенно бежал.

«Всем нам по контракту должны были предоставить квартиры, но это не было выполнено, – объяснял Сергей в 2002-м. – Из-за чего мое дело со «Спартаком» рассматривал арбитражный комитет ФХР».

Потом ему захотелось в НХЛ – получилось только 14 матчей, 10 за «Бостон» и еще 4 за «Провиденс» в АХЛ. В итоге Зиновьев надолго осел в «Ак Барсе». Так будущая тройка ЗЗМ получила ЗЗ.

Последним в Татарстане приземлился М. Странная штука: в 2004-м Алексей Морозов – одна из главных русских звезд в НХЛ. Ему было 27, и он был на пике – но во время локаута, когда в Россию через океан перемахнула целая пачка звезд, он вернулся не на время, а на двухлетний контракт. Почему?

«Я решил, что проведу весь сезон в России из-за угрозы локаута, о которой все столько говорят, – объяснял тогда Морозов. – Я заключил это соглашение не потому, что не хочу играть в «Питтсбурге», это всего лишь вопрос денег. Ты играешь в хоккей на профессиональном уровне лишь 10-12 лет своей жизни, а угроза локаута ставит под сомнение возможность зарабатывать на жизнь в НХЛ».

Его казанский контракт предусматривал туннели для возвращения в НХЛ, и какое-то время от Морозова этого ждали, но не случилось ни через год, ни через два, ни через четыре; лучшие годы Алексей провел в Казани. После того, как там от него отказались, он стремительно угас и завершил карьеру.

Какое-то время З и ЗМ играли отдельно друг от друга. Зарипов неплохо начал локаутный сезон-2004/05, но по ходу Казань захватили звезды НХЛ, и Даниса постепенно подвинули вниз; и даже ссылали в фарм!

«Заря тогда был в шестом звене вообще, – шутил потом Илья Ковальчук. – За музыку отвечал».

Осенью-2005 из звезд НХЛ остался только Морозов. С ним в тройке играл Зиновьев – они и по отдельности стабильно проходили год за годом, и вместе выдали стандартную для себя статистику. У Сергея – 30+ очков за сезон, у Алексея – 50-. Осенью-2005 Билялетдинов поставил к ним Зарипова – и у Даниса случился прорыв: он уцепился за первое звено и впервые в жизни подобрался к рубежу в 40 очков за сезон.

На следующий год резко взлетели все трое. Данис попал в сборную России, куда его до этого не вызывали – и проведет в ней много сезонов подряд. Сергей станет главным русским центром не из НХЛ – в Ванкувере-2010 его травму будут называть одной из причин Кошмара На Льду. Морозов уйдет в диапазон 60-80 очков за сезон, где пробудет до того, как начнет стареть.

Тройка ЗЗМ в каком-то смысле вернула советские традиции: полноценное звено, наигранное в клубе. Его таскали на все турниры даже после того, как Зиновьев ушел в «Салават Юлаев» – и по-настоящему культовым оно стало именно после игры за сборную – например, на ЧМ-2007.

Спустя почти пятнадцать лет, даже глядя на изношенную телекартинку, я легко различаю каждого из них – по катанию. Морозов – с как-то слишком широко расставленными ногами, в белых коньках. Зиновьев – плавный, как на шарнирах.

И Зарипов – ссутулившийся над шайбой.

Ни одного из них нельзя назвать быстрым, мощным или физически сильным игроком. На стыке десятилетий даже станет очевидно: они слишком мягкие и тонкие хоккеисты, чтобы всерьез конкурировать с более молодыми канадцами поколения Гецлафа и Бержерона.

Но на внутренней и европейской арене никого круче не было и близко. Отсутствие ярко выраженных суперспособностей (Зиновьев шикарно катался – но само по себе это не дает серьезных преимуществ; у Морозова был хороший бросок, но много кто бросал сильнее) они могли компенсировать только мастерством и пониманием игры. И того, и другого было в достатке – но когда Зиновьев играл вдвоем с Морозовым, это была слишком предсказуемая линия развития атаки: как ни скрывай свои мотивы, вариант для паса – один. 

Третий игрок в их звене – будь то Алексей Ковалев или Ярослав Глинка в локаутном сезоне – вписывался, но не кликал. 

Зарипов кликнул и раскрыл свое истинное предназначение в хоккее: создавать на льду глубину мысли. Такой же плавный и неспешный (такой же, среди прочего, леворукий), как и его партнеры, он умножил количество вариантов для развития атаки не в два, а будто бы в 3-4 раза. В рамках средневековой по нынешним временам схемы раннего Билялетдинова – ну и в целом Суперлиги – в которой пара защитников была отгорожена от своих нападающих четырехметровой бетонной стеной и не могла поддерживать атаку, это было настоящим прорывом.

Все тройки нападения всех команд в то время были обречены в чужой зоне играть против пятерки соперника; и химия, которую Зарипов добавил связке Морозова и Зиновьева, сделала звено супероружием; причем у этого оружия была добродушная улыбка Алексея.

Они играли без скорости ног – за них бегала шайба. Когда сегодня пересматриваешь их матчи, видно за счет чего три не очень быстрых игрока создавали гигантское преимущество. Количество вариантов развития атаки они умножали не только за счет открываний, но и за счет вариантов исполнения передач.

Можно было отдать в крюк и сильно. Можно – слабее, но на ход. Можно – легкой подкидкой или прямой молнией в крюк мимо всех соперников, туда, куда и открываться было бессмысленно.

То, что все трое с левым хватом – не беда: вывозили на мастерстве. Если включить рандомные хайлайты Зарипова тех лет, видно, как много, эффективно и лаконично он работал неудобной стороной крюка – вполне на уровне Павла Дацюка, который у нас считается самым большим мастером этого жанра; причем Зарипов активно использовал бэкхенд не столько в завершении, сколько для начала и разгона атак. Это ведь так удобно – поставить сопернику корпус и кинуть с неудобной на ход партнеру; решение, которое очень непросто прочитать.

Когда Зиновьев ушел из «Ак Барса», стало очевидно, что:

а) градообразующим предприятием в этом звене был не он

б) без него тройка никогда не будет прежней

Зарипов и Морозов научились понимать друг друга так, будто на самом деле их трое, и фигура третьего игрока, центрального нападающего между ними, была как бы не важна, но воспроизвести гармонию уровня трех последних сезонов Суперлиги уже не получалось; это была легендарная связка + хороший центр. А еще – Алексей Морозов начал стремительно стареть. В 2013-м он был уже совсем не тот, и связка рубила соперников уже не так четко, как прежде, и показалось, что Зарипов тоже сходит с дистанции.

Когда «Ак Барс» отказал обоим в продлении контракта, это смотрелось достаточно грустно (ушла эпоха!), но логично; казалось, что эпоха действительно ушла.

В «Магнитке» 33-летний Зарипов перезапустил карьеру. Эти четыре года у него, возможно, самые яркие

Пачка фактов про тройку Коваржа:

• Ее собрали быстро и случайно. Майк Кинэн методом научного перебора к двум рукастым ветеранам поставил боевого чеха – и взлетело так, что затрещали рекорды КХЛ

• В ней Зарипов играл на правом краю

• В отличие от полностью леворукого звена Зиновьева, в тройке Коваржа двое были праворукими – и в том числе поэтому она играла совсем в другой, более разнообразный и очень красивый хоккей

• В отличие от полностью русского звена Зиновьева, в тройке Коваржа был чех – поэтому она ни разу не собралась в сборной России; и даже связку Мозякин – Зарипов там толком не воспроизвели.

Коротко о том, как убивали ЦСКА. На одной из предсезонных распродаж Геннадий Величкин выхватил для «Магнитки» Мозякина. В целом – повезло: ему было уже 30 лет, и остальные топы КХЛ за ним не гнались. Да и ресурсов у клубов типа СКА и ЦСКА еще было не столько, чтобы прожигать насквозь весь рынок. Со второго сезона Сергей заиграл как боженька – и с каждым годом становился будто бы мощнее и мощнее; а на пик вообще вышел в 35.

Когда начался сезон-2013/14, имя Яна Коваржа вспоминали с большим трудом – хотя «Металлург» подписал его еще в апреле. 

Зарипов попал в команду вообще неожиданно: после взбалмошного плей-офф-2013, в котором Морозов уже совсем встал, и на его фоне увял Данис, в «Ак Барсе» решили – быть новой команде. С легендами торжественно попрощались и дали понять – все. Морозов улетел в Москву, к ЦСКА, и через несколько месяцев закончил карьеру. В Зарипове «Магнитка» увидела свой шанс. 

И тренировал всю эту банду Майк Кинэн, большая канадская легенда.

Зарипова, понятно, сразу поставили к Мозякину: они, конечно, ветераны, но еще не настолько, чтобы совсем.

Центра искали методом совершенно реального тыка – канадцы такое практикуют на всех уровнях. В первом матче с мастерюгами вышел Кэл О’Райлли. На несколько следующих – Ян Коварж. Потом снова О’Райлли. Потом Дмитрий Казионов. Потом – снова Ян Коварж. И в какой-то момент с Коваржем кликнуло.

Дело было вот в чем: Магнитогорск, конечно, стал новым вызовом для Зарипова, но все равно он ехал туда не затем, чтобы бегать и бодаться. Это был более мастеровитый игрок, чем в Казани-2007, но гораздо менее динамичный.

Мозякин волшебно контролирует шайбу, неплохо катит и грамотно ставит корпус – но не ему же убиваться у бортов.

И простой боевик в их случае – не решение: связка – это хорошо, но только тройка из сопоставимых по мышлению игроков может стать великой.

Внезапно, неожиданно, на счастье заводчан, Коварж стал и тем, и тем. В чемпионской «Магнитке» он был как электрон: проявлял те свойства, которых от него ждали в конкретный момент наблюдения. Когда тройка играла с шайбой, он шикарно играл в пас, мыслил в пространстве и читал решения партнеров (а почитать было что). А когда было нужно, он доставал локти, кулаки, шел на пятак, пихался, толкался, царапался за воротами, цеплял соперника и прочее-прочее. Звено как бы ветеранов получило как бы мотор.

Энергия этого мотора позволяла тройке выполнять на льду необходимое количество не очень творческой работы и поддерживать динамику на достойном уровне.

А то, что Коварж, при своей моторности, оказался готов еще и играть в пас на сопоставимом уровне с Мозякиным и Зариповым, подарило КХЛ одну из лучших троек в ее истории – и, если учитывать, что они провели вместе четыре сезона, взяли два кубка и один раз были в финале, то, похоже, самую лучшую.

Это звено – портал Мозякина к славе. Он был просто ярким финишером, а стал живой легендой КХЛ. Главным местным хоккеистом десятилетия. Но без Зарипова это было бы просто невозможно, что стало очевидно в первом же сезоне, когда он вернулся в Казань, а Коварж и Мозякин остались в Магнитогорске без него. 

В «Металлурге» Зарипов оказался совсем в другой среде, рядом с совершенно другими, но все же не менее классными, чем Морозов и Зиновьев, игроками. Как и бывает с большими мастерами в больших звеньях, все трое будто бы подцепились к одной сети, к одному источнику вайфая и синхронизировались так, что сильные качества двоих стали продолжением качеств третьего. Кажется, этим источником и был Зарипов. Бросок Мозякина и энергия Коваржа стали как бы его броском и его энергией.

В какие-то моменты ему достаточно было запустить атаку и просто читать ее до самого момента завершения; отдаешь первый пас, едешь к чужим воротам, прячешься там и переправляешь шайбу в пустые. Главное – попасть в тайминг.

В «Магнитке» Зарипов на какие-то нереальные высоты вывел экономность, простоту в действиях. Его карьера зарифмовалась с идеей, которую я подслушал в одном из рэп-баттлов: «сначала ты делаешь просто и плохо, потом сложно и плохо, потом сложно и хорошо, а потом просто и хорошо». Не делай двух касаний там, где нужно одно. Иногда лучший вариант – это отдать ближнему. Из-за этого позиционные атаки «Магнитки» принимали самые простые геометрические формы — прямоугольник, круг, квадрат, треугольник.

Особенно «просто и хорошо» получалось в последних уральских сезонах Зарипова. В 2017-м «Магнитка» на всех парусах неслась к финалам против СКА Олега Знарка и выглядела единственной силой, которая способна что-то придумать против этой зверской машины (увы), и по пути переписывала какие-то безумные рекорды. Например, в марте Зарипов забил три гола «Барысу» – и это был его третий хет-трик в одном плей-офф, и разумеется это до сих пор рекорд КХЛ. 

И тогда бросалось в глаза, как лаконично он играет. А как еще ветерану оставаться на топ-уровне? Только так: тело, руки и ноги – одно целое, несколько действий складываются в одно плавное и быстрое движение – защитник не успевает прочитать, что ты будешь делать, а шайба уже в воротах. Оставаясь на пятаке, Зарипов, фирменно ссутулившись, быстро палил в верхний угол, а из-за чужих ворот выбирался в два касания: конек, клюшка, гол.

Вместе с Коваржем и Мозякиным, а так же с Ли и Антипиным, Зарипов образовал одну из самых мощных бригад нападения в истории КХЛ. Большинство и позиционная атака в их исполнении сдували середняков как ветром и серьезно били по суперклубам типа «Ак Барса», «Салавату Юлаева», СКА и ЦСКА. «Магнитка» взяла два Кубка Гагарина и была довольно близка к третьему за четыре года, но глубину, талант и агрессию СКА-2017 перекрыть было просто нечем. 

***

В апреле 2017-го закончился 4-летний контракт Зарипова с «Магниткой». В начале июля он на два года подписался с «Ак Барсом» – в Казани увидели, что в отличие от Морозова, Данис нашел способ и мотивацию быть эффективным, приближаясь к сорока годам.

В апреле-2018 он взял с «Ак Барсом» свой пятый Кубок Гагарина. 

В 2020-м он по-прежнему играет в хоккей. План – сыграть в одном звене с сыновьями.

Илью Воробьева жестко ненавидят болельщики. Кажется, зря – если у «Магнитки» и есть проблемы, то не на скамейке

Три года назад тренер «Трактора» ушел в СКА – это навредило и ему, и клубу. Но он вернулся и все исправил

«Автомобилист» проиграл 9 раз подряд. Все ругают тренера из НХЛ, но менеджеры виноваты больше

Фото: Gettyimages.ru/Dave Sandford / Stringer; globallookpress.com/Dmitry Golubovich/Global Look Press; РИА Новости/Алексей Куденко, Максим Богодвид, Александр Овчаров; ak-bars.ru/Вадим Китаев

+203
Популярные комментарии
Василий Ширин
+129
Болельщики Магнитки и АкБарса, да и другие болельщики я думаю то же не считают что он был в тени. Он великий игрок.
nick.litwinow777
+96
«Магнитка» взяла два Кубка Гагарина и была довольно близка к третьему за четыре года, но глубину, талант и агрессию СКА-2017 перекрыть было просто нечем.

Нечем было перекрыть судейские решения, которые за уши тащили питерское болото к КГ. Не утверждаю, что СКА при честном судействе 100% не выиграл бы Кубок, всё же состав по меркам колхоза был слишком хорош, но нифига бы там не было 4:1, 4:0 и 4:1 против Динамо Мск, Локомотива и Металлурга соответственно. Абсолютно в каждой из этих серий наблюдалось безобразное судейство по отношению к соперникам. Талант и агрессия? Ну согласен, это тоже присутствовало. Вадимка, нынешняя легенда КХЛ, талантливо нырял и бил клюшкой по яйцам оппонентов, а Илайша Ковалчак весьма агрессивно пробивал по почкам возле бортов. Ну и Знарок, тренерские навыки которого очень хорошо показаны в матчах с равными соперниками и при честном судействе (сборная, нынешний Спартак), очень талантливо и агрессивно хамил журналистам на пресс-конференциях. Самый нечестный и стыдный плей-офф на моей памяти.

Легендарная тройка имела все шансы взять третий кубок за четыре года, но судьи эти шансы понизили до нуля.

Жалко Даниса, пять кубков это конечно более чем круто, но шесть то ещё круче :) Ну зато в том плей-офф Заря стал автором одного из популярных мемов ("Устроили балет"), что конечно не так круто как Кубок, но в истории КХЛ всё же отметилось прочно - слово "балет" в обсуждении игр лиги с тех пор употребляется довольно часто. 
Ильдус Садыков
+95
Недооцененная СМИ, но никак не народом.
Написать комментарий 68 комментариев

Новости

Реклама 18+