12 мин.

Брагин – легенда МЧМ. Никто не знает о них больше

Меньше недели до классного новогоднего хоккея.

Через несколько дней наша молодежка стартует в Ванкувере, и мы снова надеемся минимум на финал. Гарант попадания в призы – Валерий Брагин. Без него на МЧМ-2019 от России поехал бы загадочный андердог, даже если б главным тренером вдруг назначили Олега Знарка. С Брагиным все спокойно: есть ощущение, что и без новых овечкиных-малкиных-кузнецовых сборная выберется из группы, зацепится за американцев в полуфинале, в финале устроит шоу – и там уже посмотрим. Стандартный декабрь в России: Путин сидит на пресс-конференции перед всей страной, Брагин сидит на сборе с молодежкой.

По-хорошему, его еще три года назад нужно было нет, не уволить, а отпустить в реальный хоккей, чтобы он работал с клубом КХЛ и воевал за позицию в главной сборной. То, что Хоккей России (и организация, и явление) держится за Брагина как за святого – один из главных признаков нездоровья всей системы. В первой сборной тоже плохо с отношением к позиции главного тренера, но там хотя бы есть цикл: четыре года до Олимпиады, потом провал (или золото на нулевом уровне конкуренции) – и смена. 

Молодежная сборная вообще для перспективного тренера с идеями. Тут всего один серьезный турнир в год, несколько разогревов и постоянный просмотр МХЛ, CHL и какой-нибудь USHL – слишком жидкий график для человека, который реально готов тренировать. Здесь стреляют медалями, светятся перед менеджерами, а потом идут во взрослый хоккей: в клубы и первую сборную. Эта позиция должна кипеть новыми кадрами – может, не каждый год, но хотя бы через два на третий.

Брагина прокляли на эту работу страшно подумать до какого срока. К нему вообще ни одного вопроса, но что должно произойти, чтобы его поменяли? Невыход из группы? Четыре провала подряд? Пять? Да их не будет – или они произойдут тогда, когда тренер вообще забьет на хоккей и будет в целом потерян.

А если точнее – скорее, это произойдет, когда в России вообще закончится молодежь уровня финала МЧМ (ее, если что, и не было два последних года), из нее совсем нечего станет выжимать и мы проиграем датчанам. Но тогда в ФХР скажут: виноват Брагин. 

Он не будет виноват, потому что последние турниры, на которых уровень игроков в нашей молодежке упал до опасного предела, все равно проводит на железобетонном уровне стабильности. Если бы все зависело только от него, мы б не просто постоянно болтались в призовых тройках, а брали бы один финал за другим. За семь лет на МЧМ он впитал алгоритм работы – и когда в канадских медиа пишут «боимся русских», они на самом деле боятся Брагина.

Вот самые большие шестеренки механизма, который делает Брагина лучшим в мире. 

Еще раз: он очень долго работает с молодежкой

Загибайте пальцы: Валерий Брагин был главным тренером сборной России на ЮЧМ-2004, МЧМ-2011, 12, 15, 16, 17, 18 и будет в 2019-м – это без ассистентских историй (с ними получается совсем много). В сумме это восемь турниров – семь, если брать только молодежку. Брагин – самый опытный мужик среди тренеров большой шестерки, если считать с 2011-го.

И тут нужно понимать: молодежный чемпионат мира – это достаточно простой шаблон, в нем мало переменных. Всего три по-настоящему опасных команды – парочка сборных из большой шестерки всегда приезжают на турнир хуже, чем обычно. Стили много лет те же. Канадцы – быстрые и жесткие. Шведы – творческие, но малахольные. Финны – что-то среднее между канадцами и шведами. Американцы – упорные. Чехи – как мы, только медленнее.

Тут почти проходной групповой турнир с латышами, датчанами или швейцарцами. С кем-то из аутсайдеров нам всегда бывает тяжело. Каждое Рождество плюс-минус одно и тоже – а потом целый год отдыха, разборов и просмотров. 

Видно, что Брагин разобрался с тем, как все это устроено. Он даже слова говорит одни и те же на каждом этапе – не стесняйтесь, давайте вместе, в один голос,  их повторим. «Главное – чтобы была команда. Вот, Панарин в 2011-м – с виду был худенький, но стержень чувствовался. Главное – играть правильно сзади, не выдумывать. Сейчас, конечно, таких как Кузнецов, Тарасенко в составе нет, но будем работать. Главное – выйти в финал, а там уже как получится. Характер определяет все в хоккее».

Брагин – лучший, потому что ни у кого из тренеров больше нет таких знаний об этих десяти зимних днях.

Он тщательно отбирает состав – чем старше игрок, тем лучше

В киберспорте стиль Брагина назвали бы читерским: он незаметно срезает углы и на финиш добирается с весомым отрывом. Сборная России стабильно самая взрослая в среднем на турнире: тренер реально придирается к молодым (в 2011-м у него только Кузнецов был 1992-го, все остальные – 1991-го), выбирает игроков с опытом в КХЛ, творческому крайнему нападающему предпочтет стабильного трудягу (так в конце 2014-го из состава вылетел Ткачев-1995), понимая, что у креатора может тупо не пойти игра, а трудяга свой минимум исполнит в любом случае.

Разница бросается в глаза на фоне шведов и финнов, которые легко привозят 16-летнего Далина или целую юниорскую тройку Лайне – Ахо – Пулюярви (17, 18 и 17 лет соответственно на МЧМ-2016); против них от России просто действуют ребята постарше, и иногда это видно по игре. 

В нашей таблице есть одно жесткое исключение – в 2012-м состав почти наполовину разбавляла молодежь: это потому, что 1992-й год оказался провальным. Это видно и сейчас: жжет Кузнецов, старается Ожиганов, в КХЛ раскачался Гусев, но почти сразу за ними – средние Любимов, Телегин, Апальков. 

Этот подход идет немного мимо основной идеи МЧМ – дать площадку для развития крутым талантам из разных школ хоккея – но делает команду чуть более управляемой. Россия уже давно не играет на чемпионатах мира прямо в молодежный хоккей: мы строго выполняем задания. Неожиданный бонус подхода в том, что успех других сборных на турнире напрямую зависит от таланта их очередного поколения. У финнов мощные банды собирались два раза – они два раза и выиграли. Сборная России вне зависимости от суммы скилла будет грызться за медали – и ее успех зависит от собственного усердия (с ним всегда хорошо) и, это не шутка, везения. 

Брагин четко работает с лидерами

Одна из причин вылета в четвертьфинале в прошлом году – тренеры так и не нашли лидера, которому можно вручить под 25 минут игрового времени, которого можно выпускать на лед в любой ситуации и который точно сделает хорошо. Костин и Свечников-2000 не зажгли, другие парни были явно постандартнее – и все, доверять было некому. В последние минуты матчей Брагин играл чуть ли не всеми четырьмя звеньями, хотя раньше никогда так не делал.

Обычно Брагин четко понимает, кто у него главная звезда, выстраивает диалог с этим игроком, выпускает, когда нужно – и тот стреляет. Классический пример на эту тему однажды попал прямо в телевизор. В 2017-м наши хмуро бодались за бронзу со шведами, и гол в овертайме сделал Гурьянов, который трудно вкатывался в турнир, а потом зарядил дубль в полуфинале с американцами (не помогло, но смотрелось эффектно). После матча его обнял Брагин: «Молодчик! Не зря я поверил в тебя, знаешь же, стоял вопрос. Спасибо! Развивайся, молодец, я смотрю стал работать! Над руками работай, понял?».

Самый крутой пример – «фартожопые»-2011 и отдельно Евгений Кузнецов. В чемпионский год хотя бы по разу зажгли все – и Тарасенко, и Панарин, и даже Максим Кицын, карьеры которого в 2018-м почти не существует. С Кузей Брагин играл два МЧМ – и это до сих пор чуть ли не лучшие турниры Кузнецова в форме сборной. В 2012-м он был главной звездой всего МЧМ, и Брагин придумал ему особенную роль – центр первого (формально – второго) звена; партнеры менялись, но Кузя стабильно играл помногу. В группе наши вынесли Латвию 14:0 – Кузнецов набрал 9 очков, а рекорд МЧМ – 10 у Форсберга в 1993-м с Японией. 

– Женя Кузнецов говорил, что он просил у вас – выпустите меня на сменку, хочу очко заработать, – рассказывали Брагину после игры.

– Он мне не сказал ничего про рекорд Форсберга. Надо говорить об этом. Он просто говорит: «Я хочу на лед!». А там латвийцы уже начали тыкаться, втыкаться. Ты мне скажи про рекорд, я бы тебя выпустил.

Так относятся только к особенным.

С ним сборная играет суперосторожно

Совсем немного чисто хоккейного занудства. Я уже говорил – брагинский фильтр не пускает в сборную много классических рукастых крепышей, но щедро наполняет ее опытными работящими здоровяками. Все для того, чтобы выстроить скромную экономную систему. 

Брагин играет слегка перекошенной на осторожность схемой 2-3. Вот так мы играли со швейцарцами в начале 2018-го.

Если есть время/пространство, то один из крайних нападающих двигается чуть вперед, второй – чуть назад и получается 1-1-3: так мы хотим свалить чужую атаку на борт и задавить ее массой. Главное в другом: центр всегда падает на линию с защитниками, чтобы обеспечить численное равенство в обороне. И эти 2-3 ведут себя достаточно пассивно: если атака соперника не свалилась на борт, то вся наша пятерка оттягивается назад. Если преимущество минимальное, а до конца 15 минут, то легко садимся в зону всей пятеркой.

Выход из обороны максимально простой: один из крайних нападающих несется в среднюю зону и ждет передачи от защитника. Если все успешно, то он либо входит в зону сам, либо делает вброс, либо отыгрывается с партнером – и тогда они въезжают в зону вдвоем. Это просто и достаточно эффективно, но дальше вариантов практически нет: один или два наших нападающих с шайбой заперты у борта без адресов в центре.

Базовая установка на простоту приводит либо к забросу за чужие ворота, либо просто к потере шайбы и откату в среднюю зону. На фоне шведов, которые разгоняются в средней за счет смены мест, коротких передач и просто дриблинга, а потом залетают в чужую зону по четверо, наш стиль выглядит архаичным. Вот так Швеция играла в финале-2018 – который был просто великолепен - против канадцев.

Наш стиль лишает творчества даже тех креативных игроков, что доехали до главного турнира в жизни, обедняет игру в нападении вообще и крепко привязывается к фактору случайности. Если повезет в одного проскочить защитников – мы короли. Если нет – что ж, потерпим в своей зоне, дождемся нового шанса.

При этом мы сводим к минимуму количество потерь, обрезов, отрывов чужих нападающих и, как результат, пропущенных голов. Сборной Брагина довольно сложно забить, особенно если вы – сборная США, для которой Россия растапливает лед в болото.

Брагин круто креативит на скамейке

Историческая фигня: в 2015-м в четвертьфинале с американцами в было тяжело, и в какой-то момент Брагин залез прямо на бортик. Не знаю, как игроки, но медиа от этого точно обалдели, я просто вообще никогда такого не видел. Тот матч мы выиграли. 

У него есть чутье на правильные вещи. Классические русские игровички – системно не его формат. Но в какой-то момент он без них никуда. Если он видит, что между Толчинским и Голдобиным завязалась химия, то даст им побольше времени – это и чуть не спасет целый финал. Если надо поменять лучшего вратаря и дать шанс второму, от которого вроде отказались – это будет сделано. Если надо шепнуть на ухо затухшему бомбардиру, что он на самом деле крутой – Брагин шепнет. 

В его стиле математики немного больше, чем эмоций, но разницу, которая год за годом втаскивает Россию в медали, делают именно чувства. Молодежка редко выдает шоу, но постоянно устраивает драму – и когда парни вместе со своим тренером погибают, но выгрызают четвертьфинал у датчан, мы погибаем вместе с ними. Точно так же будет и в этот раз.

Брагин явно подписался на канал «Шайба!»

Фото: Gettyimages.ru/Minas Panagiotakis / Stringer, Rick Stewart / Stringer, Rick Stewart / Stringer, Dennis Pajot / Stringer; кадры трансляции «Матч ТВ»