8 мин.

Как «Тампа» раскрыла потенциал упущенного «Монреалем» Михаила Сергачёва

Перед прочтением: друзья, на канале SportTalk мы делаем очень много интересного контента про Национальную Хоккейную Лигу, поэтому нам будет приятно, если вы ознакомитесь с нашими материалами на YouTube и порадуете нас подпиской на канал.

Про Михаила Сергачёва есть одна забавная история. Про то, как он впечатлил многих за океаном, ещё даже не успев выйти на лёд. Дело было летом 2015 года, когда Сергачёв приехал в Виндзор, будучи шестым номером драфта в Хоккейной Лиге Онтарио. Ещё до заселения в семью (в Северной Америке для семей, которые размещают у себя молодых хоккеистов даже есть специальный термин - billet family) он какое-то время провёл в доме у бывшего хоккеиста НХЛ Уоррена Райчела. Во время обычной вечеринки на заднем дворе друзья Райчела решили устроить шуточный заплыв в маленьком 12-метровом бассейне. 17-летний Сергачёв, тогда ещё не знавший английского, спросил, нужно ли ему тоже участвовать, а потом просто надрал всем задницу на нескольких отрезках. Занятия плаванием в детстве не прошли даром.

Сергачёв никогда не задумывался о карьере в НХЛ, мечтая пройти свой хоккейный путь в нашей Континентальной Лиге. Ровно до отъезда в Виндзор, когда за два года он превратился в того парня, которого "Монреаль" забрал под общим 9 номером на драфте 2016 года, выше всех остальных российских игроков и вторым среди всех защитников (выше был только Олли Юолеви, который только-только стал привлекаться в основу "Ванкувера"). Тогда же на него положил глаз и бывший генменеджер "Тампы" Стив Айзерман. Сам же Сергачёв вспоминает те годы в Лиге Онтарио как едва ли не лучшее время в жизни.

Приобретение Сергачёва у "Монреаля" стало одним из лучших решений "Тампы" в построении вот этой чемпионской команды, которая идёт за вторым Кубком Стэнли подряд. На самом деле, почти вся линия обороны "молний" построена за счёт обменов. Смотрите сами: помимо Сергачёва это ещё и Макдона, Чернак, Рутта и Савард - пять защитников и топ-6 пришли в клуб в результате обменов. Самого же Сергачёва главный тренер клуба Джон Купер и вовсе называет помесью Виктора Хедмана и Эрика Чернака. Он уже опытный и многофункциональный защитник, ещё явно не достигший своего потолка и играющий в этом плей-офф в среднем по 22 минуты.

Болельщики в "Белл-Центре" громко освистали Сергачёва перед третьим матчем финальной серии, на что наш защитник только ухмыльнулся. По словам Михаила, он никогда не мечтал выиграть Кубок именно с "Монреалем", поскольку был слишком молод и попадание в команду НХЛ уже было для него большим успехом. Сергачёв впечатлил всех ещё в 16-летнем возрасте на чемпионате мире U-17. Все скауты отмечали его катание и оборонительные навыки. И все советовали - уезжай. Переезд, конечно, дался непросто в первую очередь родителям Сергачёва - Людмиле и Александру, но это решение было абсолютно правильным. По словам Уоррена Райчела, из всех игроков, когда-либо приезжавших в Виндзор, Сергачёв быстрее остальных приспособился к игре, жизни и языку. "Родители" Михаила в Америке, Мишель и Брайан, рассказывают, что хоть у него и был репетитор всего лишь раз в неделю, игрок свободно заговорил на английском уже за 4 месяца.

Тренеры в Виндзоре не мешали Сергачёву, и это главное. Они были впечатлены его катанием, навыками и обучаемостью. Сергачёв постоянно пересматривал свою игру, постоянно смотрел нарезки с лучшими защитниками НХЛ. Главный недостаток, который отмечали тренеры, типичен для многих молодых игроков - неумение контролировать шайбу с поднятой головой. Также с Сергачёвым персонально работали в плане игры вдали от шайбы и выборе позиции в атаке. Говорят, единственное с чем Сергачёв не справлялся - проигрыши в настольный теннис одноклубникам. Конечно, Сергачёву было тяжело приспособиться к маленькой площадке после больших коробок в России, а также к общей взрослой дисциплине. Михаил рассказывал, как однажды его в качестве наказания прямо на игре заставили отбегать три смены подряд в качестве крайнего нападающего, раз уж он так не хочет задумываться об обороне.

Окончательно убедил всех в своей зрелости Сергачёв в 2017 году, уже после коротких проб в основе "Монреаля". Говорим о финале Мемориального Кубка, где "Виндзор" обыграл очень мощный "Эри Оттерс", ведомый тогда Диланом Строумом и Алексом Дебринкатом. Сергачёв тогда показывал какие-то нереальные цифры по игровому времени и был настоящим монстром в обороне своей команды. Сергачёв тогда уже сыграл 4 матча за "Монреаль" в начале сезона 2016-17, но был быстро спущен обратно в молодежную лигу. Тогда недоумевал и сам Сергачёв: "Я был уверен, что останусь в основе. Я не был самоуверенным на площадке, но мне казалось, что я прибавлял. Я потом отходил от этого шока игр 20, только потом понял, что нужно работать еще сильнее. Тренеры тогда хорошо поработали, каждый день показывали мне видео, кричали, доносили, но мне это и нужно было".

Именно после Мемориального Кубка на Сергачёве и остановил свой выбор генменеджер "Тампы" Стив Айзерман. На тот финал он приехал инкогнито, сидел на обычной трибуне в шляпе и очках. "Молнии" пропустили плей-офф в том году, а потому у Айзермана было больше времени на разведку. У "Тампы" всё было хорошо впереди, начиная от Кучерова и Стэмкоса и заканчивая Тайлером Джонсоном. О нем мы, кстати, делали большой материал буквально вчера и советуем вам ознакомиться с ним здесь. Несколько форвардов тем летом становились свободными агентами, и Айзерман понял, что от обмена Джонатана Друэна можно получить неплохую отдачу. Идеальным вариантом как раз и был "Монреаль", учитывая то, что Друэн - франко-канадец. Забавно, что Сергачёв узнал об обмене во время семейного отпуска на Кипре. И не от Айзермана или генменеджера "Монреаля" Бержевена, а от болельщиков из соцсетей. Говорят, защитник был очень расстроен и шокирован.

"Тампа" персонально работала с Сергачёвым, жестко управляя его временем на льду и контролируя его атакующие выходки. Кроме того, поговаривают, что время первого сезона в клубе, стоило только на льду появиться какому-то монстру типа Кросби или Макдэвида, Сергачёв смотрел на скамейку, откуда ему жестами показывали, что лучше бы уйти со льда. Сергачёв очень много играл в паре с опытнейшим Антоном Строльманом, у него было соседнее место в раздевалке рядом с Хедманом, и каждый сезон он играл все больше и больше, начиная от от 15 минут в первом сезоне до 22 минут в этом. По словам Рика Боунесса, отвечавшего тогда в "Тампе" за оборону и игру в меньшинстве, Сергачёв после каждой игры стучался к нему в дверь, чтобы посмотреть видео своих смен. Следующий переломный момент для Сергачёва произошёл в декабре 2019 года, когда он сам пошёл на разговор с Купером и генменеджером "Тампы" Жюльеном Бризбуа. Вопрос был понятен: что нужно сделать, чтобы получить больше доверия и как играть в любых ситуациях на льду? Ответ был прост - улучшай физику. Кажется, Сергачёв воспринял это слишком буквально, потому что уже в следующем матче после разговора подрался с Джейком МакКейбом из "Баффало".

"Теперь это даёт мне больше уверенности. Первые пару сезонов в НХЛ я вообще не хитовал и не играл жестко, был слишком мягок и минуты моего игрового времени не росли. После того разговора я понял, в чем нужно прибавлять и что хотят от меня видеть. Это многое изменило в моей игре", - это слова самого Сергачёва. Восхищаются Сергачёвым и партнёры по команде. Тот же опытный Райан Макдона сказал, что седьмая игра серии против "Айлендерс" в этом плей-офф - лучшее, что он видел в исполнении Сергачёва. Блокированные броски, силовые приёмы и сумасшедшая 145-секундная смена в конце второго периода. По словам Купера, с самого прихода Михаила в "Тампу" у них был план по его развитию, и важно было сделать это поступательно, чему мог помешать юный возраст. Сергачёв комфортно чувствовал себя на льду и за его пределами, отлично влился в коллектив, был своим в раздевалке. И в то же время жил не только хоккеем: бизнес-образование в России, регулярные путешествия, активное ведение соцсетей (взгляните хотя бы на его кошку, если никогда не видели), активное участие в промо-проектах самой Лиги. И Сергачёва любят в "Тампе". Простое тому доказательство - реакция толпы, когда Михаил разбил голову Брендану Галлахеру в первом матче финала.