6 мин.

Чемпионка мира Ангелина Голикова: «Иногда думаю – как здорово быть первой с неидеальным бегом»

В голландском Херенвене завершился чемпионат мира на отдельных дистанциях. Российские конькобежцы завоевали 11 медалей разного достоинства. Главной героиней нашей команды стала Ангелина Голикова, завоевавшая золото на дистанции 500 метров. Это первая победа российской конькобежки на чемпионате мира с 1996 года, когда золото выиграла Светлана Журова. В интервью PoKatit Голикова рассказала, что ее озадачивало перед пятисоткой, за что спортсменке после награждения погрозила пальцем судья, почему она хотела бы сбегать с Боу, и какие у нее планы на олимпийский сезон. 

«Тер Морс – не мой вариант» 

«На пятисотке у меня было больше шансов стать первой, поэтому я настраивалась именно на нее. Но на втором этапе Кубка мира я очень хорошо для себя сбегала тысячу (стала 2-й с результатом 1.14,05) и у меня появилась надежда, что могу бороться и на этой дистанции. На этом чемпионате перед стартом на 1000 м чувствовала себя раскрепощенно – чего-то заоблачного от меня не требовалось. Для меня это была лотерея. Я подумала, что если сделаю все, как в предыдущий раз, то получится хороший результат. Но ошиблась – не учла пару моментов. Основное – качество льда», – поделилась своими эмоциями Голикова после второй дистанции на чемпионате – тысячи метров.  

Что нужно было изменить? 

Я ехала, как по скользкому льду, когда можно позволить себе прокатиться. Но он был значительно тяжелее. Все результаты сегодня хуже (интервью состоялось вечером 13 февраля). Только за счет последнего круга медалисты вытянули себя на пьедестал. 

Многие обращают внимание на качество льда. Его температура минус 13 градусов. Чувствуется, что он переморожен? 

На чемпионате Европы он был такой же температуры. Говорят, обычно здесь он минус 8-10 градусов. Но тогда на улице было теплее (в дни ЧМ в Херенвене была минусовая температура). Было тяжело, но не так, как сейчас. Не знаю почему решили сделать лед таким холодным.  

Вы бежали 1000 м в паре с Йорит тер Морс. Довольны жеребьевкой? 

На более быстром льду с ней было бы хорошо бежать. Но Тер Морс – не мой вариант. Она делает слишком медленный разгон. 

Средневичка.  

Да, она оживает только за 300 м до финиша. И если стартовать по малой, то значит все бежишь одна, а если по большой, значит ты должна ее окружить, чтобы выйти первой из поворота. В итоге мы с ней вышли вровень и мне было не сесть за ней. У меня обычно падает скорость на последнем круге. Я бы очень хотела попасть с Боу (на ЧМ Бриттани Боу выиграла 1000 м). У нее нормальный разгон, хороший первый круг и самое главное – сильный финиш. 

«Тиалф» без болельщиков – как человек без души»

Давайте вернемся к вашему триумфу на 500 м. Говорят, что на пятисотке выигрывает тот, кто накануне первым заснет. Вы хорошо спали? 

Хорошо, у меня обычно с этим проблем не бывает. 

Про нюансы тысячи вы уже сказали. Довольны своей пятисоткой?

Я стала чемпионкой мира, чем тут можно быть недовольной? Рада, что в таких условиях стала первой. Меня больше ничего не волнует. Конечно, для следующего года есть над чем поразмышлять в плане подготовки. Я вижу, что многое нужно исправлять. Иногда смотрю и думаю, как здорово быть первой с неидеальным бегом. Какой остается потенциал. Хуже, когда человек бежит на своем техническом пределе и находится в тупике, не знает в чем ему еще прибавить. Я уверена и идут к своей цели. 

В этом сезоне на пятисотке на этапах Кубках мира вы четыре раза были второй, проигрывая только Фемке Кок. Перед стартом на чемпионате мира эта мысль не напрягала? 

Во время интервью каналу ISU меня выводили на тему Фемке Кок. Они считают, что надо чаще говорить про нее. Все-таки в спринте голландки не так сильны, как на более длинных дистанциях. Я ответила, что сосредоточена на себе. В этом сезоне я стабильно показывала результат – 37,30 секунды. Бежала так в Коломне и у меня было ощущение, что лед на «Тиалфе» в любом случае лучше и я скину время. И на пятисотке было много личных результатов у девчонок (во время голландских стартов). Они бежали лучше, чем в Коломне. И когда я смотрела результаты, не понимала почему со мной так не происходит. Ведь полсекунды спокойно можно было снять с результата Коломны. Вот только это меня озадачивало. 

В золотом забеге вам всего 15 сотых не хватило, чтобы выбежать из 37 секунд. 

Ну вы представляете?

Какой-то миг. После финиша вы подарили нам зажигательный танец. Репетировали или это была чистая импровизация?

Ничего заранее не готовила. Какое-то неземное счастье ко мне пришло, и я не смогла сдержать эмоций. Такое бывает, что, например, человек поет, когда ему хорошо. 

Больше себя никогда не сдерживайте. Может быть, этот победный танец станет вашей традицией? 

Я только за (смеется).  

Вы уже не раз слушали на пьедестале гимн России. Сейчас в честь вашей победы звучал Первый концерт Чайковского. Какие были эмоции? 

Конечно, грустно, что так получилось. Но эта ситуация от меня не зависит. Какие могут быть чувства? Я была рада. Главное – слушать свою музыку, а не чужие гимны. 

Этот старт получился необычным не только для нашей команды. Непривычно видеть «Тиалф» с пустыми трибунами. Лично для вас важно присутствие зрителей? 

Конечно, со зрителями ощущаешь драйв. И на катке теплее, что сказывается на общем микроклимате арены. Мне удалось как-то познакомиться с голландками, которые потом приходили болеть за меня, когда были старты в прошлые сезоны. Они сказали, что очень грустно, что нельзя смотреть коньки на стадионе с этой потрясающей атмосферой. «Тиалф» без болельщиков – как человек без души. Как будто что-то неживое. Но что делать, раз пандемия. Перед награждением я спросила у одной из судей можно ли выйти без маски. Мы все равно там были на расстоянии друг от друга и все с отрицательными тестами. Но мне не разрешили. Я первый раз в жизни стала чемпионкой мира, почему у меня должна быть фотография в какой-то маске?! Я стояла и думала – все равно сниму (смеется). 

Удалось?

Да. Постояла без маски, потом выхожу, и та женщина на меня с улыбочкой смотрит: «Я же сказала без маски нельзя». И пальчиком пригрозила. Я быстрее убежала (смеется). 

Вы месяц провели в Херенвене. Ваш маршрут: отель – каток – отель. Не было ощущения заточения? 

У нас был конвейерный режим. Казалось, что соревнования идут нон-стопом, не было даже ощущения, что мы успеваем тренироваться. 

В итоге так ли страшно оказалось бежать четыре старта за месяц?

Не могу сказать, что было страшно. Наоборот была рада, что сюда приехала, что у нас что-то произошло. Хорошо, что все здоровы и многие ребята откатали с медалями. После такого опыта при переходе на привычный режим все его оценят, как райское блаженство – когда между стартами будет время на отдых. 

В этом сезоне еще какие-то старты побежите?

Думаю, что пока отдохну. В Коломне сейчас не очень хочется сидеть. А каток в Москве надолго у нас забрали? 

Пока занят под временный госпиталь. Конькобежцы два раза в неделю катаются на открытом обычном катке в Лужниках. Следующий сезон – олимпийский. Какие планы?

У меня они всегда максимальные. С каждым шагом и с каждым днем я пытаюсь себя приблизить к этой планке. Любой спортсмен должен мечтать об олимпийском золоте. Просто я потихонечку иду к своей мечте. К одной же пришла здесь на чемпионате мира и, может быть, приду к ней на Олимпиаде (смеется). 

Если вам понравилась эта статья, ставьте + и подписывайтесь на блог Pokatit  

Фото: ISU, Peter Dejong / AP, Getty Images