15 мин.

Технологии спорта. Прыжки с трамплина

Сегодня получится слегка объемный пост, посвящен он передаче "Технологии спорта", в которой перед началом сезона рассказали о прыжках с трамплина: интересна как для болельщиков-любителей, так и со стажем.

Видео продолжительностью 25 минут можно посмотреть по данной ссылке. В блоге - стенограмма передачи с интересными моментами (выделено жирным), которые есть также и в видео-формате. В общем, такой бюджетный вариант, кому важна суть. А так, идите по ссылке, редкая передача про прыжки с трамплина.

ТЕХНОЛОГИИ СПОРТА. ПРЫЖКИ С ТРАМПЛИНА

2011год. В Норвегии проходит один из этапов Кубка мира по прыжкам на лыжах с трамплина (имеется в виду Викерсунд – прим.), весь спортивный мир замер в ожидании чуда: уже шесть лет не было ни одного мирового рекорда. Возможно, на этот раз болельщикам повезет, ведь соревнования проходят на только что построенном полетном трамплине мощностью 225 метров.

Говорят, что этот гигант – воплощение самых передовых научных технологий. Действительно, уже в первом квалификационном раунде норвежец Юхан Ремен Эвенсен устанавливает новый мировой рекорд – летающий лыжник преодолевает отметку в 246,5 метров. Еще семеро спортсменов бьют собственные рекорды. Радости болельщиков нет предела. Похоже, в прыжках на лыжах с трамплина наступила новая эра – эра рекордов и новых спортивных технологий.

Чтобы узнать, какие именно технологии реанимировали этот вид спорта, мы отправились в Финляндию в город Лахти, здесь проходит один из этапов Кубка мира по прыжкам на лыжах с трамплина.

Кубок мира, 13:30

Перед началом соревнований спортсмены разминаются и отрабатывают отдельные элементы прыжка на земле. Все движения должны быть доведены до автоматизма, ведь спортсменам предстоит прыгать с одного из самых уникальных трамплинов мира. По мощности он, конечно, уступает норвежскому собрату: всего 130 метров вместо 225; но по технологиям – ничуть.

Как и все подобные сооружения, трамплин в Лахти состоит из стартовой площадки, гора разгона, стола отрыва, горы приземления и зоны выката. Этот исполин из бетона и стали построен в строгом соответствии с международными стандартами. Однако его конструкцию обычной не назовешь. Трамплин установлен не в профиль естественной горы, а на искусственном бетонном возвышении.

Вальтер Хофер, рейс-директор Кубка мира: «Больше, чем 100 метров над землей, пойдемте наверх».

На стартовую вышку ведет скоростной лифт. Представьте, что вы поднимаетесь на крышу 30-этажной башни. Еще одна особенность трамплина в Лахти – искусственная гора разгона. Отсюда спортсмены начинают свой полет.

Вальтер Хофер: «Угол наклона горы разгона 37 градусов, и спортсмены развивают скорость от 0 до 100 км/ч меньше чем за пять секунд».

Оптимальный угол горы разгона – 30-37 градусов, такое значение позволяет спортсмену набрать хорошую скорость. Если гора будет слишком пологая, то скорость разгона снизится, и лыжник не сможет показать хороший результат. Если спуск окажется слишком крутым, спортсмена под воздействием центробежной силы сильно прижмет к горе. Ему будет сложно оттолкнуться и занять в воздухе безопасное положение.

Поскольку от скорости разгона зависит длина прыжка, то немаловажную роль играет сама лыжня – ее нарезает специальная машина. Ширина должна составлять примерно 13 см, что соответствует ширине самой лыжи. Глубина – 3 см, она рассчитывается из соображений безопасности, чтобы лыжи во время спуска с горы не вылетали из углублений.

Лыжня разгона сделана из искусственного снега или льда. Под ней находится специальное охлаждающее устройство. Это обязательное условие. Чтобы все спортсмены выступали в равных условиях, снег не должен таять.

Торгейр Нордбю, техделегат: «Мы не используем никаких химических реагентов, препятствующих плавлению снега. Мы только поддерживаем нужную температуру с помощью холодильных установок».

Перед соревнованиями лыжню раскатывают прыгуны, которые не участвуют в чемпионате. И только потом на старт уходят профессионалы.

Кубок мира, 14:00

Первая зачетная попытка. На подготовку каждому спортсмену дается 10-15 секунд. Атлет занимает место на площадке. Сигналом к старту служит зеленый светофор, однако неожиданно загорается красный. Это значит, что прыжок отменен из-за погодных условий: усилился ветер, прыгать опасно.

Скорость и направление ветра контролируют специальные приборы. Вдоль всего трамплина установлены чувствительные датчики: они фиксируют параметры ветра и передают их в информационный центр.

Вальтер Хофер: «Здесь вы можете увидеть что-то вроде коридора, так как поток ветра никогда не бывает линейным, он всегда волнообразный. Мы делаем коридор, чтобы на верхней и нижней стороне скорость ветра была около 2,5 м/с».

Если ветер выходит за пределы коридора и дует сильнее, прыжок останавливают. Ведь любое дуновение ветра может сбить спортсмена с траектории. Система автоматически переключает зеленый сигнал светофора на красный, и спортсмен должен покинуть стартовую вышку.

Вальтер Хофер: «Это очень удобная система. Можно представить, сколько рук и ног, не говоря уже о жизнях, она спасла».

Ветер может быть очень опасен. На случай, если надежная электроника все же выйдет из строя, вдоль каждой стороны трамплина стоит восемь ветровых флажков и указателей направления ветра. По ним также можно судить о характере стихии.

А вот от сильного бокового ветра трамплин защищен металлической сеткой. Вальтер Хофер: «Эта сетка защищает гору разгона. Когда скорость ветра достигает 10 метров в секунду, то сетка ее уменьшает».

Кубок мира, 14:20

Наконец загорелся зеленый свет, и спортсмен может совершить прыжок. Летающий лыжник показал хороший результат – он преодолел отметку в 132 метра. Однако службе контроля необходимо удостовериться: не нарушил ли спортсмен правил экипировки.

Лыжника приглашают пройти повторный контроль. На эту процедуру может выйти любой выступающий: незначительное изменение в размере костюма или в длине лыж может дать спортсмену преимущество.

Зепп Гратцер, контролер экипировки: «Сейчас мы будем измерять длину лыж, максимальная длина (для конкретного прыгуна – прим.) – 2,64 м. Эти лыжи – 2,63 м, нормально».

Лыжи должны соответствовать росту и весу атлета, максимальная длина может составлять 145% от роста спортсмена. Чем больше лыжи, тем больше площадь несущей поверхности, а, значит, и дальность полета. Если лыжи окажутся большего положенного размера, спортсмена ждет дисквалификация.

Зепп Гратцер, контролер экипировки: «Сейчас я проверяю размер костюма. Вытащите перчатки, пожалуйста… Этот размер в порядке».

По правилам, костюм может отставать от тела не больше чем на 6 см. Такой запас необходим для того, чтобы лыжнику было легче планировать в воздухе. Надев костюм большего размера, спортсмен получает незаконное преимущество, увеличивая за счет лишних сантиметров площадь несущей поверхности.

Еще один важный параметр – воздухопроницаемость материала. Чем она меньше, тем плотнее ткань, и тем лучше костюм держит спортсмена в воздухе.

Зепп Гратцер: «Воздухопроницаемость и толщину костюма я буду проверять с помощью специального прибора в разных частях костюма. Минимальная воздухопроницаемость – 40 литров. У этого костюма она равна 45,4, нормально».

Получается, этот костюм практически непродуваем. Это достигается за счет многослойности костюма: два слоя поролона и специальная ламинированная пленка между ними. Чем она плотнее, тем продуваемость ниже. Все три слоя склеиваются между собой и покрываются цветной тканью.

Комбинезон шьется по индивидуальным лекалам, ширина шва не должна превышать 12 мм. Это необходимо для того, чтобы контроллер смог определить, из каких материалов сделаны все части костюма. Размер воротника тоже строго регламентирован.

Вольфганг Меинингер, директор компании по производству костюмов: «И тут у нас есть ограничения, не больше 8 см. Воротник комбинезона не должен растягиваться, чтобы во время полета воздух не проникал под его верхнюю часть. В противном случае создается эффект парашюта, что дает спортсмену преимущество».

Кубок мира, 14:40

Соревнования вновь приостановлены. Неужели организаторы отменят выступления из-за нелетной погоды? Но судьи принимают решение снизить уровень стартовой площадки.

Стартовая площадка представляет собой скамейку, закрепленную на подвижной железной конструкции. Перенос площадки на метр выше или ниже позволяет обойти неблагоприятные погодные условия.

Вальтер Хофер: «Стартовые площадки должны двигаться, так как мы регулируем скорость разгона и расстояние. Иногда ветер встречный, тогда скорость должна быть меньше. Иногда ветер попутный, и скорость должна быть выше, чтобы достичь того же расстояния. Вот почему нам приходиться подстраиваться под условия ветра».

Кроме направлений ветра, на уровень стартовой площадки влияет температура воздуха. Например, если поверхность станет мокрой, скорость разгона замедлится. В этом случае площадку поднимают. Если лыжню подмораживает, скорость разгона увеличивается, тогда площадку опускают.

Судьи следят за тем, чтобы на горе разгона сохранялась одинаковая скорость для всех спортсменов.

Вальтер Хофер: «Это очень важно, мы не можем допустить, чтобы у кого-то было обидное преимущество. Что противоречит принципу этого вида спорта (видимо, съемка была, когда поправок на ветер и ворота не было – прим.)».

Кубок мира, 15:00

Наконец, стартовая площадка установлена. Спортсмен совершает прыжок, но результат далек от победного. Прыгуну необходимо собраться и подготовить лыжи ко второй попытке. Спортсмен отдает их мастеру на обработку.

Франц Фишер, сервисер: «Всем необходимо, чтобы лыжи были быстрыми на горе разгона и чтобы прыжок был хорошим и длинным».

В каждой команде подготовкой лыж занимается специальный человек, в его мастерской сотни коробочек с воском и пудрой, специальные щеточки и полировочные машины. Перед каждым прыжком мастер натирает лыжи специальным составом, в него входят воск, парафин, канифоль, смолы и жиры. В мази, предназначенной для повышенной температуры, содержание парафина увеличивается. Благодаря его водоотталкивающим свойствам, скольжение по лыжне в теплую погоду становится идеальным.

Франц Фишер: «Мы знаем, какая сейчас температура, проводили специальные исследования. Теперь мы знаем, какой воск необходим для подготовки лыж. Вот сейчас закончена одна лыжа. Когда будет готова вторая, можно идти на выступление».

В отличие от беговых, прыжковые лыжи в два раза шире и тяжелее. Благодаря своей массе они обеспечивают хорошую скорость при разгоне и безопасность во время приземления. Таким большим и увесистым лыжам наверняка полагаются очень надежные крепления. Ведь от того, насколько крепко сидит ботинок в креплении, порой зависит жизнь спортсмена.

Илья Росляков, член сборной России: «Вставляем ботинок, застегиваем носок. Лыжи свободно ходят, что чревато падением, поэтому сзади есть штырек и клипса, которые вставляются в заднюю часть ботинка. Теперь лыжа зафиксирована, то есть в полете я ее уже контролирую».

Для обеспечения максимальной безопасности лыжные крепления очень прочные, однако в случае падения крепление, связывающее лыжу с ботинком, отсоединяется, чтобы прыгун не переломал себе ноги. Ботинки имеют очень высокий подъем, что позволяет им сильно наклоняться вперед во время прыжка.

Проверим, насколько на самом деле надежны крепления. Для этого мы пригласили акробата. Кто, как не он, умеет профессионально висеть вниз головой. Но на этот раз перед акробатом стоит непростая задача. Необходимо испытать на прочность лыжные крепления своим весом (75 кг – прим.). Акробат должен провисеть на лыжах вниз головой в течение 30 секунд. Посмотрим, выдержат ли эти на первый взгляд хлипкие железки такую нагрузку.

Что же, крепления справились. Усложним задачу и попросим акробата сделать несколько отжиманий, тем самым увеличим нагрузку. И на этот раз все в порядке. Не опасаясь за надежность креплений, на этих лыжах смело можно разгоняться до 100 км/ч.

Поскольку прыжковые лыжи в два раза больше и шире беговых, можно предположить, что за счет своей площади они вездеходные и вполне могут состязаться с беговыми. Проверим нашу гипотезу на деле.

На старте два спортсмена. Один – в беговых, другой (Росляков – прим.) – в прыжковых лыжах. Им предстоит пробежать 50 метров на время. На старт, внимание, марш.

Но увы, наши предположения не подтвердились. В результате забега первым к финишу пришел спортсмен на беговых лыжах. Спортсмен на прыжковых заметно отстал от соперника. Для этого испытания лыжи для прыжков оказались слишком длинными, широкими и тяжелыми.

Кубок мира, 15:10

Полет каждого спортсмена на большом трамплине в Лахти длится около пяти секунд, а приземление занимает сотые доли. За это время судьи должны точно определить длину прыжка. В этом им помогает разметка горы приземления.

Вся разметка делается вручную. Первая и самая важная линия – линия конструкционной точки, к-поинт. Трамплин построен таким образом, что до этой линии могут допрыгнуть практически все спортсмены. Отсюда начинается начисление очков за длину прыжка.

Йоуко Торманен, комитет по прыжкам с трамплина: «Точка К находится на расстоянии 116 метров, там верхняя линия. За достижение этой точки спортсмен получает 60 баллов, каждая точка за этой линией дает 1,8 балла».

Далее гора приземления размечается параллельными линиями через каждые полметра, и так – до нижней линии Hill Size, которая определяет размер трамплина и является предельной. Однако чемпионы часто перепрыгивают HS, поэтому за ней также размечено еще несколько дополнительных секторов. Кстати, длина прыжка измеряется не по лыжам, а по ступням ног спортсмена.

Вдоль всей зоны приземления расположены видеокамеры, которые фиксируют каждое приземление.

Вальтер Хофер: «Эти камеры находятся в положении угла наклона приземления. На мониторе мы видим четыре сектора, и, когда спортсмен стартует, камеры начинают работать и следить за спортсменом, как он летит по секторам. Наконец, изображения с сектора приземления поступают к оператору, чтобы их можно было использовать. Затем расстояние измеряется и сообщается онлайн. Это занимает 4-5 секунд».

На случай, если видимость станет низкой и камеры не смогут четко увидеть сектор приземления, длину прыжка оценивают судьи.

Кубок мира, 15:20

На Кубке мира работает 25 судей, оценка выступления спортсменов скалывается из двух баллов: первый балл выставляют за длину прыжка, второй балл начисляют за технику исполнения. Даже если спортсмен прыгнул дальше всех, незначительная помарка может здорово сказаться на общем результате.

Вальтер Хофер: «Это кабина для пяти судей по технике прыжка, мы в кабине С. У каждого судьи есть электронный прибор, с помощью которого он может отнимать очки по трем категориям оценки».

Максимальная оценка за технику – 20 баллов, однако, чтобы их заработать, нужно изрядно потрудиться и показать идеальное исполнение во всех элементах прыжка.

Александр Арефьев, главный тренер сборной России: «Сгибание ног, например. – это самая грубая ошибка при выполнении прыжка на лыжах. Если спортсмен отталкивается с трамплина и сгибает ноги, то может быть очень опасным падение».

Поскольку прыжки на лыжах с трамплина – спорт далеко не безопасный, особое внимание спортсмены уделяют защитному шлему.

Шлем не просто обязательный элемент экипировки, но и важнейший ее атрибут. Профессиональные шлемы для спортсменов производят в Германии. Внешняя часть сделана из высокотехнологичного карбона. Этот полимер состоит из переплетенных нитей углеродного волокна, которые обрабатывают высокими температурами. Карбон прочнее стали, он очень жесткий и легкий. Благодаря карбону поверхность шлема очень прочная. Внутренняя часть шлема сделана из пены ЭПС, это вспененный полистирол.

Гранулы полистирола помещаются в прессовую форму, которая отлита по форме шлема. Затем под воздействием пара и давления гранулы расширяются и формируют клетки, которые заполняют форму.

Сигмунд Пиллер, компания по производству шлемов: «Во время удара застывшая пена сжимается и создает эффект пружины, тем самым уменьшая его силу».

Но прежде, чем эти шлемы появятся на головах спортсменов, они проходят тестирование. Для этого шлемы надевают на железную голову весом 5 кг. Затем ее поднимают на высоту полутора метров и бросают на металлическую пластину. При этом скорость падения головы составляет 25 км/ч.

Сигмунд Пиллер: «Посмотрите, это удивительно. При такой мощной нагрузке единственное, что повредилось, - это внешнее лакокрасочное покрытие. Внутри и в целом шлем цел и невредим».

Кубок мира, 16:00

Итак, выступления закончены. Пришло время подводить итоги, на очередном этапе Кубка мира первое место в командном зачете заняла австрийская сборная. Никаких сюрпризов, австрийцы – признанные лидеры. Новых рекордов также не было установлено, но есть все основания предполагать, что новая революция в прыжках на лыжах с трамплина не за горами.

В Европе уже строятся новые трамплинные комплексы с искусственным микроклиматом, а это значит, что погодные условия и другие внешние факторы в скором времени перестанут влиять на результаты выступлений, а болельщиков ждут неповторимые полеты и новые мировые рекорды. И все это благодаря новейшим технологиям спорта.