5 мин.

Великие прокаты: Аделина Сотникова, Сочи-2014

Два самых ярких события отложились в моей памяти с олимпиады в Сочи-2014: победа Александра Легкова в лыжном марафоне, который считается королевской дисциплиной и венчает олимпиады, а также неожиданный триумф Аделины Сотниковой в женском одиночном фигурном катании.

Объединяет эти победы схожесть судеб Легкова и Сотниковой, при разнице в возрасте на тот момент в 14 лет – оба подавали большие надежды сразу, но всю карьеру считались тотальными неудачниками и в их звезду никто уж не верил.

Но верили они сами. Достаточно почитать интервью Легкова или посмотреть вот этот кадр, когда перед выходом Сотникова согнулась, взяла в руки крестик и поцеловала его. А затем, на петле перед исходной точкой перекрестилась… и вручила себя судьбе.

Тернистый путь первой олимпийской чемпионки России в женской одиночном катании – Сотниковой – начался более чем обнадеживающе: победа в 12 лет на взрослом чемпионате России. Но это феерическое начало сыграло с ней злую шутку: долгих шесть лет, учитывая короткий век фигуристок в топе, Аделина так и не вышла за рамки «удачницы» внутренних первенств, не более.

Смотрим таблицу:

4-х кратная чемпионка России и жалкое девятое место на чемпионате мира, где выступала единожды! Следовательно, не только неумение отобраться на мировой форум мешали, а разные привходящие обстоятельства.

Невезучая? Не умеет соревноваться и владеть нервами, как Максим Ковтун, тоже чемпион внутренних первенств?

Да, все ложилось под этот шаблон. Вплоть до того, что нервно неустойчивой Сотниковой не доверяли и взяли в сборную в самый последний момент, колеблясь между ею и Туктамышевой. Но Лизу, подопечную Мишина, видимо, отцепили по «бартеру», ведь Плющенко попал в сборную незаконно, поверх головы Ковтуна! То была компенсация неудачнице Сотниковой и Водорезовой за неудачника Максима, члена их группы.

И вот эти внутренние подковерные интриги ввергли Аделину в ад произвольной программы, когда она нежданно-негаданно подошла туда почти лидером после короткой, а Мао Асада и Юлия Липницкая, кумир народа после командного первенства, провалились.

Таким образом, стоя у бортика после выдающегося проката Каролины Костнер на 142 с половиной балла («Она шла к нему всю жизнь!», Татьяна Тарасова из комментаторской будки), Аделина могла рассчитывать лишь на Всевышнего. Именно по причине «очень подвижной психики» (опять слова Тарасовой) уповать на себя как некоего всемогущего демиурга – москвичке не приходилось.

Ведь нервную систему Сотниковой истрепали сначала невключением в командный турнир, а затем и возвращением на 10 дней в Москву, подальше от олимпийского шума, на тренировки.

Крестясь на последней петле, Сотникова оставляла на периферии сознания, что впереди две американки и почти никогда не ошибающаяся Ю-на Ким, всегда поддерживаемая судьями.

«Сложно сейчас будет Аделине, пусть бы она собралась», – по голосу Тарасовой из кабинки чувствовалась, что не верит в Сотникову и она.

Однако что-то произошло: то ли энергия мощного русского зрителя передалась, то ли Аделина почувствовала, что родилась и жила именно для этих трех минут в произвольной, которые сейчас начнут свой стремительный бег… Но лицо ее стало совершенно спокойно, а первый каскад, который никогда не получался чисто вообще – она сделала как обыденность где-то на 30-й секунде.

«Сделала! Первый раз сделала!» – орала изумленная Тарасова.

Это был неподатливый для Сотниковой лутц—тулуп.

Тотчас последовали идеальные, с высоким вылетом флип-3, сальхов-3 и аксель-3,5—тулуп-3. Причем делались они непринужденно, без так называемого «прицела», когда видно, что фигуриста колотит, а глаза его стекленеют от страха.

И здесь Сотникову окончательно расслабило. Пустившись в дорожку шагов, она взмахнула зрителям, чтобы ей хлопали. Удачно совпал и сам темп программы, усиливающийся к концу.

Лишь раз запнулась затем Аделина на 3+2+2, причем на приземлении с самого последнего двойного, мало решающего прыжка каскада.

Этот прокат по эмоциональному заряду, по живой связи со зрительской аудиторией, по вдохновению – является одним из самых выдающихся в истории женского одиночного.

Интродукция и Рондо каприччиозо

для скрипки с оркестром

Камиль Сен-Санс

Хореограф Петр Чернышев

 

После этого проката рухнула Грейси Голд, а Эшли Вагнер наделала недокрутов.

Более того, вчистую померк высококлассный, с парой только помарок, прокат Ю-на Ким, олимпийской чемпионки Ванкувера, двукратной чемпионки мира.

Ведь она действительно уступила в технике Сотниковой и по «базе» и на реальных 7 баллов. От ее проката с четкими линиями тянуло академизмом. От Сотниковой шла энергия олимпийского подвига.

Как и от Саши Легкова через день, но этого еще никто тогда видеть не мог.

Сотникова так и останется в истории фигуристкой одного проката, но столь выдающегося! Безукоризненной, никогда не оспариваемой россиянами, первой олимпийской чемпионкой страны, которая гордо укутывалась национальным флагом и слушала родной гимн на высшей ступеньке.

С того момента русские могли быть лишь пасынками и падчерицами на двух олимпиадах, а третья, по причине политической продажности МОК, не состоялась вообще.

Мы влюбились тогда в Аделину и готовы были фанатично поддерживать ее, начиная с осени 2014. Но фигуристка рассудила трезво – поймав удачу за хвост, надо развивать «синицу» в руках, не раздражая более «золотую рыбку», как в сказке Пушкина.

Монетизируя свой титул на Первом канале последующие два года, Сотникова так и не появилась в топе, исключая родной «Ростелеком» 2015, где ее без каскадов 3+3 вытащили судейскими подпорками на третье место после Родионовой и Медведевой, фигуристок новой формации, сражаться с которыми – трезво понимала привыкшая ко гламуру Аделина – бесполезно, бессмысленно.

Через пять лет бездеятельного пребывания в сборной России как «почетный член» – Сотникова наконец объявила о завершении карьеры.