6 мин.

В истории Феррари был еще более унизительный сезон: предпоследнее место в кубке конструкторов и ни одного подиума

Сорок лет назад скудерия в очередной раз прозевала техническую революцию.

Медленный болид с проблемным двигателем, редкие попадания в очки, унизительный крах чемпиона мира и серьезная авария будущей надежды "Феррари" на Гран-При Италии. Все эти события, так напоминающие мучения итальянской команды в нынешнем сезоне Формулы-1, случились со скудерией в далеком 1980-м году. Ситуация выглядела особенно плачевно на контрасте с чемпионатом-79, который Феррари завершила победным дублем в кубке конструкторов и зачете пилотов - опытный Джоди Шектер оформил долгожданный титул, а Жиль Вильнев уверенно забрал второе место.

Окрыленное таким успехом руководство решило не создавать новую машину, а выкатить на старт следующего сезона доработанную версию прошлогодней Ferrari 312T. Шасси, на разных модификациях которого алые взяли четыре кубка конструкторов за пять лет, казалось проверенным вариантом, пока конкуренты итальянцев не могли разобраться с надежностью своей техники. В Маранелло надеялись на сохранение прежнего статус-кво, когда так называемые "гаражисты" (презрительное выражение, которым Энцо Феррари называл частные команды - прим.) с одной стороны и французский гигант "Рено" с другой превосходили Феррари в отдельных гонках, но слишком часто становились жертвами поломок, что в итоге стоило им борьбы за титул. Самоуверенный расчет тем не менее не оправдался и за высокомерие пришлось расплачиваться сполна.

В то время как соперники в лице небольших британских коллективов "Уильямс", "Брэбем" и "Лотус" совершенствовали аэродинамику, делая основную ставку на прижимную силу от граунд-эффекта, шасси Ferrari 312T5 остановилось в своем развитии на середине 70-х годов.

Из-за громоздкого двигателя Ferrari 015 с оппозитным расположением цилиндров итальянские конструкторы не могли расширить тоннели Вентури по бортам кузова, чтобы создать необходимую зону низкого давления под днищем. Шасси на базе архаичного полу-монокока, которое Феррари строили под свой традиционный мотор V12, справлялось гораздо хуже с поворотами чем болиды конкурентов, выполненные в форме перевернутого крыла с менее мощными, зато компактными двигателями Cosworth DFV.

На этом проблемы с силовой установкой не закончились. Столь любимые Энцо Феррари за их мощь V12 в 1980-м перестали быть самым быстрым мотором в чемпионате, после того как инженеры "Рено" немного освоились с турбонагнетателем своего EF1. "Адская машинка" французов единственной в пелотоне выдавала все 550 л.с., что было на целых сорок лошадей больше чем у Феррари, вкупе же с граунд-эффектом отрыв от скудерии был и вовсе недосягаем. В дополнение ко всему турбодвигатель "Рено" доставил головную боль с шинами "Мишлен". Резина, сделанная в первую очередь под запросы соотечественников, никак не подходила другому клиенту французской компании, а именно "Феррари".

С первой же гонки алые болиды оказались в непривычном для себя положении аутсайдеров. Очки пришли только на четвертом этапе, проходившем по городской трассе в американском Лонг-Бич. Действующий чемпион мира Джоди Шектер компенсировал слабость машины своим пилотажным мастерством и занял пятое место в заезде, где до финиша добралось меньше половины участников. Среди сошедших тогда, кстати, был Клей Регаццони - легендарный оруженосец Ники Лауды в их совместные годы за "Феррари". В Калифорнии швейцарец, выступавший уже на "Энсайне", попал в тяжелую аварию, после которой остался парализован до конца жизни.

Те два зачетных балла (в 80-х очки давались только первой шестерке гонщиков) так и останутся для Шектера единственными за весь сезон. Однако, еще большим потрясением для южноафриканца станет предпоследнее Гран-При в Канаде, где он даже не сможет пройти квалификацию.

Славившийся своим отчаянным стилем вождения Жиль Вильнев наоборот наберет в той гонке очки, повторив лучший результат напарника по команде, и придя пятым на финише. Именно канадец возьмет на себя роль лидера Феррари по ходу чемпионата и будет выжимать из безнадежной техники, все что можно. Одним из примеров самоотверженности Вильнева станет заезд в Монако. Пилотируя на грани, Жиль сначала пробьется на шестое место в квалификации, а в гонке (запомнившейся крупным завалом в первом повороте) приедет уже в пятерке.

Хотя порой даже талант Вильнева будет бессилен перед обстоятельствами как на Гран-При Италии, в том году проводившимся на трассе в Имоле вместо привычной Монцы. После прорыва с восьмого стартового места на четвертое Вильнев, преследуя "Рено" Жан-Пьера Жабуя, из-за прокола попадет в жуткую аварию на вираже, который позже будет назван в его честь:

Помимо Монте-Карло и Монреаля Жиль Вильнев наберет еще по одному баллу за шестые места в Зольдере и Хокенхайме, в оставшихся гонках чередуя сходы и финиши в районе десятого места. Его напарник по команде, поверженный чемпион мира Джоди Шектер примет решение завершить карьеру после обескураживающего сезона, который станет худшим в истории "Феррари" с 1969-го. В кубке конструкторов скудерия займет предпоследнее десятое место с восемью очками и опередит только другую итальянскую команду. Ей будет вернувшаяся в большие призы "Альфа Ромео", чей сырой болид несмотря на крайнюю ненадежность все равно опережал Ferrari 312T5 по скорости.

Победу в обоих зачетах тогда праздновала команда Фрэнка Уильямса: австралийский пилот Алан Джонс выиграл чемпионский титул досрочно и на пару с Карлосом Ройтеманом принес "гаражистам" из Гроува их первый кубок конструкторов. "Рено", чьи турбомоторы определят облик (и звук) Формулы-1 на следующие девять лет, были все так же быстры и ненадежны - 3 победы и 15 сходов, а другой британский коллектив "Брэбем" раскрылся только в следующем сезоне, где Нельсон Пике взял первый из трех своих титулов.

Позорное поражение заставило "Феррари" пересмотреть свою философию и временно отказаться от 12-цилиндровых двигателей. Маркетинговый ход итальянской марки, когда моторы типа боксер ставились на гоночные машины и дорожные спорткары, после такого провала уже не работал.

Еще в середине 1980-го "Феррари" начнет разрабатывать новый болид с турбодвигателем как у "Рено" и заточенной под граунд-эффект аэродинамикой. Шасси получит индекс 126С (6 - число цилиндров, 120 - их угол развала) и вернет надежду на первые места. Шектера заменит талантливый француз Дидье Пирони из "Лижье" и вместе с Вильневым за сезон доведет машину до ума. Расклад перед чемпионатом-82 будет пророчить скудерии уверенное доминирование в борьбе за титул, но на деле тот год обернется одной из самых трагичных страниц в истории "Феррари".

Фото: Flickr/Alessio Mazzocca