7 мин.

История русского футбола. Роман Абрамович и «Челси»

Из ВИП-ложи стадиона «Олд Траффорд» было отлично видно, как Роналдо забивает три мяча, а Бекхэм – два, но «Манчестер Юнайтед» обыгрывает «Реал» со счетом 4:3. Посетив один из самых драматичных матчей в истории Лиги чемпионов, Роман Абрамович купил себе английский «Челси» – чтобы эту Лигу выиграть. Для победы потребовалось 9 лет, 820 миллионов фунтов, лучший тренер мира, несколько очень дорогих игроков и 11 других трофеев; попутно Абрамович вкладывал деньги в «Национальную академию футбола», московский ЦСКА и контракт Гуса Хиддинка – короче говоря, главным и в английском, и в российском футболе в последние годы был один и тот же человек.

Фото: Fotobank/Getty Images/Alex Livesey

Василий Уткин, комментатор

Абрамович купил именно «Челси», потому что «Челси» продавался. Вообще, приобретение Абрамовичем «Челси» дало российскому футболу гораздо больше, чем если бы он купил большой российский клуб. Для того чтобы в сравнительно новую, хотя и растущую в футбольном отношении державу поехали по-настоящему серьезные специалисты, должно пройти время. Появление русского инвестора в английской Премьер-лиге, его возможность привлечь к работе самых лучших специалистов, постоянный контакт с этими специалистами, естественно, дает огромный резонанс – и это позволяет вообще по-другому отнестись к российскому футболу. Я не думаю, что это была часть общего плана, но практически одновременно с этим он занялся созданием футбольной академии в России. И получил возможность сразу иметь очень квалифицированную экспертную оценку практически в любом футбольном вопросе, в том числе и касательно России.

Я был Лондоне в день, когда было объявлено о покупке, потому что шел Уимблдонский теннисный турнир. И сказать, что это была разорвавшаяся бомба, значит, не сказать вообще ничего. Если кто-то понимал в этот день, что ты русский, спрашивал тебя только об этом. Александру Метревели и Анне Дмитриевой не давали работать, заходили в комментаторскую кабину, когда они вели матч, и вызывали жестами: ну хотя бы на одну минуточку! В Англии живет Ольга Морозова, в прошлом наша замечательная теннисистка, а сейчас – тренер. Она услышала эту новость, когда ехала в машине. И по радио почему-то сообщили – это была довольно распространенная, оказывается, ошибка, – что купил «Челси» Березовский. Нам задавали вопросы «Что вы об этом думаете?», а мы не имели возможности уточнить, что произошло. Мы говорили, что мы думаем, если бы купил Березовский, и что мы думаем, если бы купил Абрамович. Параллельно возникла какая-то совершенно идиотская версия – из Англии она тоже поползла, – что после покупки Абрамович полетел праздновать в Москву и пригласил к себе Дэвида и Викторию Бекхэм. Если знать образ жизни Романа и его поступки – вот именно это невозможно себе представить никогда.

Вообще, я совершенно не хочу выдавать себя за человека, близкого с Романом. Просто так получилось, что были какие-то встречи, контакты. Однажды он позвонил мне, чтобы узнать, где смотреть футбол, хотя наверняка он не только меня спрашивал. Дело было вечером – видимо, у него просто не было четких планов, и в конце концов он оказался в день финала Лиги чемпионов в Москве. Это был тот самый знаменитый финал в Стамбуле, когда «Ливерпуль» и «Милан» сыграли 3:3 и били пенальти. Мне позвонили от Романа, соединили с ним, и он спросил: «Где можно в Москве посмотреть футбол?» По странному стечению обстоятельств я в тот вечер вел вечеринку, связанную с финалом Лиги чемпионов, в клубе «Шоколад». Такое довольно пафосное место. Не знаю, есть ли оно сейчас. Я позвонил своей приятельнице, которая устроила мне эту работу, и говорю: «Мне же, наверное, полагается какой-то столик на этой вечеринке?» Она говорит: «Ну пару человек, конечно, можешь провести». Я выдерживаю паузу и говорю: «Слушай, а мне нужно шестнадцать». «Ты охренел?! Во-первых, не полагается, во-вторых…» Я говорю: «Конечно, не полагается, я понимаю. Но среди этих 16 человек будет Роман Аркадьевич Абрамович». Она сказала: «Ну это, конечно, меняет дело». Я никогда, наверное, не смогу забыть зрелище ликующего Александра Волошина, когда «Ливерпуль» забил третий гол. Я сейчас не припомню точно, был ли он гостем Романа – насколько я знаю, у них приятельские отношения, – в общем, сидели они поблизости… Ну вы знаете, что Александр Стальевич внешне несколько схож с Лениным? Вот у меня сразу первая мысль возникла: наверное, это именно то, что было на самом деле. Это в фильме «Ленин в Октябре» Ленин вышел и сказал, что революция свершилась. А на самом деле Ленин прыгал вот так.

Так сложились обстоятельства, что в 2004 году на чемпионате Европы я некоторое время провел на яхте Абрамовича. Это чистой воды совпадение точек на карте. Выяснилось, что он плывет в следующий город, куда нужно плыть и мне. Потому что в Португалии на яхте было очень удобно наблюдать за чемпионатом Европы. Можно было переплывать из города в город. И на меня произвело очень сильное впечатление вот что: у него были заказаны ложи на матчах. И в этих ложах, естественно, оставались свободные места в довольно большом количестве. И на этих местах сидели люди, которые на яхте занимаются самой разной работой. Официантки там, кто-то еще. Эти люди ходили смотреть футбол вместе с Романом Абрамовичем, у которого они плавали на яхте стоимостью 100 миллионов долларов. И вот мы приплыли в город Алгарве – там был матч одной четвертой финала Голландия – Швеция. Везде ложи – это отдельные комнаты и отдельный балкон. А в Алгарве было устроено так, что комнатки выходят на один длиннющий балкон вдоль всей трибуны. А бортик этого балкона выходил в сектор, где сидели шведские болельщики. Шведы, чтоб вы знали, это самые пьяные из интеллигентных болельщиков. То есть, конечно, поляки больше пьют, но их, слава богу, редко встретишь на тех турнирах, а шведы… Ну это реально гигантское количество огромных мужиков, на жаре, естественно, они все голые, они все пьяные до предпоследней степени. Такая викингская баня. И вдруг еще перед игрой кто-то из шведов поднимает голову, видит над собой Абрамовича, показывает на него пальцем и говорит: «Рома Абрамович!» И все полезли с ним фотографироваться. Охранник стал их не пускать, а Абрамович говорит: «Ну почему?» Они пофотографировались прекрасно.

Потом случилась еще одна история. В перерыве я попытался взять автограф у Луи ван Галя – хороший сувенир. Но когда я подошел, он уже углубился в свою комнату, и я вернулся ни с чем. Ну а там в перерыве небольшое застолье, закуски какие-то стоят. И Роман меня спрашивает: «Ну что? Взял автограф?» Я говорю: «Нет. Не успел». Проходит 2-3 минуты. Он, ни слова не говоря, перегибается через стол, берет мой билет и куда-то с ним уходит. Пауза. Я спрашиваю у его супруги: «А что это должно означать?» А она говорит: «Знаешь, наверное, он пошел взять для тебя автограф у ван Галя». Я вышел на балкон, увидел Романа, который своей этой походочкой замечательной действительно направляется вперед. Где-то в балконах четырех стоит ван Галь и с кем-то разговаривает. Он к нему подошел, похлопал сзади по плечу, ван Галь обернулся, изменился в лице. Видимо, его несколько ошеломило то, что к нему подошел Роман и попросил у него автограф. Я ему говорю: «Роман, а что если завтра появится информация, что вы подписали на трибуне с ван Галем контракт? Ясно же, что он что-то подписал». «Знаешь, – говорит, – у него, может быть, тоже сложилось такое ощущение».

Когда был чемпионат мира в ЮАР, у «НТВ-Плюс» были очень напряженные отношения с Первым каналом. И нас не аккредитовали. От нас поехала съемочная группа, чтобы хоть что-то оттуда присылать. Ну и мне вдруг пришла в голову мысль. Я позвонил Роману, потому что он, как я уже говорил, всегда заказывает много билетов – рассчитывает, что к нему кто-то приедет. Спросил его, может, есть какая-то возможность ребят сводить на футбол. Мне перезвонили и сказали, что возможность есть. Ребята пришли в его ложу. Это были четвертьфиналы, два матча в один день, ну и он выбрал другой, а эта ложа пустовала. И он отдал ее ребятам. Они там были одни. Это произвело на меня очень сильное впечатление.

Когда «Челси» сейчас выиграл Лигу чемпионов, все по очереди поднимали над головой кубок ликовали, бесились. И вот был кадр, его на стадионе показывали, когда, видимо, уже очередь потрясти кубок дошла до 17-го запасного «Челси» и от столика, где происходило вручение, все ушли, так вот, на этом столике сидел Роман Абрамович и болтал ногами. Не прямо так, как ребенок на качелях, но в очень раскрепощенной позе, в джинсах, в пиджаке, как он чаще всего одевается, когда доводится его видеть. И я подумал, что вот если бы мне нужно было создать портрет «Абрамович и «Челси», это был бы именно тот самый случай. Это чрезвычайно раскрепощенный человек. Раскрепощенный не в том смысле, что он там прыгает, кричит и так далее, а просто очень непосредственный.

Интервью: Алексей Пономарев / Lenta.ru

«История русского футбола» – совместный проект Sports.ru и «Афиши».