6 мин.

Казань: Футбольный город с хоккейными традициями

«Ак Барс» - народная команда

Причину того, почему хоккей в Татарстане, который, казалось бы, никогда в советскую эпоху большой команды не имел, сегодня получает такую огромную популярность можно объяснить множеством околохоккейных факторов. Но основным из них, как это не парадоксально, является политический. 

Так исторически сложилось, что казанский «Ак Барс» (поначалу «Итиль») стал одним из первых, и возможно самых мощных вестников нового статуса Татарстана после распада Советского Союза. Форма хоккейной команды с 1995 года приобрела национальные цвета, а на груди у хоккеистов появился только обретенный герб республики. И показать себя мощным, развивающимся суверенным регионом на карте новой страны стало одной из важных задач на повестке того республиканского руководства. Так что уже через три года после обретения «национального» образа казанского хоккейного клуба задачу поднять чемпионский кубок России в сетках с белым барсом реализовать удалось. 

Население республики, испытывающее национальный подъем, разумеется, восприняло идею народной команды, которая стала главным представителем Татарстана на спортивной арене Российской Федерации, с особым удовольствием. Любовь к  «Ак Барсу» нередко отождествлялась с любовью к родной республике, а поддерживать местных Рафика Якубова, Халима Нигматуллина или Алмаза Гарифуллина, представляющих герб республики на российской арене стало обычным признаком хорошего тона.

Шадрина ак барс

Стоит отметить, что подобное явление не уникально. Например, на спортивной карте Европы можно отметить футбольный клуб «Барселону», которая для каталонцев тоже является некой национальной идеей. «Барсу» поддерживает каждый уважающий себя патриот автономии, а матчи сене-гранатовых в Европе для каталонцев – средство заявить о себе, своей культуре и традициях.

«Ак Барс» поддерживают по всей республике, и, конечно же, татары из других регионов страны и заграницы. Поэтому никого не удивляет, когда на играх «барсов» в Хельсинки или Риге на гостевом фан-секторе развевается стяг с изображением барса, окантованного в звезды флага Евросоюза.

«Ак Барс» как элитный клуб

Тем не менее, «Татнефть Арена» отнюдь не всегда забита под завязку во время регулярного сезона Континентальной лиги.

Вот тут уже причины скорее социальные. Несколько лет назад среди болельщицкой среды доводилось слышать мнение, что казанские любители спорта разделились на более обеспеченную прослойку населения, которая и ушла под своды «Татнефть Арены». Вторая же группа, не имеющая больших доходов, выбрала футбол, поскольку билеты на Центральный стадион значительно доступнее в цене.

Да, если внимательнее присмотреться к тем болельщикам, что приезжают на хоккей, и какие автомобили стоят на парковке арены во время матчей можно отметить, что зачастую это солидные люди, которые едут на игру после едва закончившихся бизнес переговоров или из офиса. Не последнюю роль здесь сыграла и историческая поддержка «Ак Барса» республиканского правительства, и, конечно же, главной нефтяной компании республики. Любовью «Ак Барс» опять же исторически заручился и у самых видных представителей местной эстрады. Например, прославленный певец Салават частенько заглядывает на матчи «Ак Барса», а порой и в раздевалку команды. Так что поддерживать «барсов» естественно стало делом солидности.

Ак Барс

Однако четкого разграничения тут тоже проводить не стоит. Есть большая прослойка хоккейных болельщиков, которые переживают за команду у телевизоров. На играх «барсов» всегда много молодежи и студентов, которые, возможно отдают последние деньги за редкий поход на хоккей.

Разумеется, объяснять выбор любимой команды или вида спорта только лишь материальными возможностями или классовым различием не стоит. Нельзя отдать сердце хоккею, если ты все детство гонял мяч во дворе в футболке Бэкхема или Мальдини.

Футбол, в принципе, тоже не редко посещают видные представители бизнес-структур республики, а на знаковых матчах «Рубина» частенько встречаются и известные личности шоу-бизнеса. Вот только в том то и загвоздка, что это случается именно на знаковых матчах.    

 

«Рубин» - не показатель

Так почему сегодня мы имеем то, что имеем? Три тысячи зрителей на матчах «Нашего Рубина», о котором вещает каждый утюг этого города – это, конечно же, парадокс. Но парадокс вполне объяснимый. 

Куда подевались все любители футбола Казани, и почему их так мало на матчах «Рубина»? На ум приходит несколько теорий с одной главной.

Да, разумеется, «Рубин» получил такую мощную поддержку от республиканского руководства лишь в начале «нулевых», когда этим вопросом занялся тогдашний мэр Казани Камиль Исхаков, который и обратил внимание президента Минтимера Шаймиева на проблему отсутствия в городе сильной футбольной команды. Это лишь через много лет в республике поняли, что «Рубин»  – тот инструмент, с помощью которого можно заявить о себе не только в России, но и в Европе, поскольку футбол там сильно популярен.

Однако долгие годы «Рубин» оставался командой «для своих». Команда играла на «Электроне», который заполняли болельщики из ближайших домов и районов. Долго «прыгала» из второй лиги в первую. Понятно, что исторически команда такую поддержку получить не могла. И все сегодняшние попытки привести болельщика на трибуны, создать образ клуба, за который болеть модно – это попытки наверстать упущенные годы, проигранные «Ак Барсу» в девяностых.  

Другой, и возможно, важнейшей причиной отсутствия зрителей на играх «Рубина» можно назвать сам «Рубин» и создавшаяся нездоровая атмосфера вокруг него.

Дело в том, что казанским поклонникам спорта номер один просто-напросто не нравится сама казанская команда. Не первый год тянущиеся разборки между самими болельщиками клуба, скандальная репутация предыдущего руководства, бесконечное тасование эмблем и векторов развития, беготня по трем стадионам города, не самые презентабельные и солидные решения как то увольнение многолетнего тренера без уведомления его самого, и без каких-либо почестей. Ну и, конечно же, сам футбол, который показывает команда.

В предыдущем сезоне на игру «Рубина» можно было смотреть лишь с кривой гримасой улыбки, когда у тогдашнего тренера Валерия Чалого не было никаких сколько-нибудь неожиданных решений, тактических идей или взрывных матчей. Ровный тусклый сезон без трескучих провалов, но и без эмоциональных побед. Да что там, вообще без эмоций. В нынешнем же сезоне игру смотреть тяжеловато уже без слез. Не сказать, что игра стала хуже. Другое дело, затраты стали выше, громкость рекламной компании выше, а на выходе получаем тот же пшик.

За много лет существования команды, она сыграла в «праздничный» атакующий футбол считанные количество раз. Но если в прежние годы эмоции от яркости футбола компенсировали эмоции от результата, мощных громких победа в Европе, то в последние пять лет в казанском футболе нет ни того ни другого.

Эту теорию легко подтвердить двумя простыми событиями, которые произошли не так давно. Два матча: поединок «Рубина» с «Ливерпулем» и финал Кубка России в мае прошлого года. Это два матча, в которых «Казань Арена» была близка к аншлагу. Однако в обоих случаях болельщик пришел посмотреть на именитые команды.

Очевидно, что в игре с англичанами было много сторонних поклонников футбола, приехавших из других городов, а так же любителей Английской Премьер-Лиги и просто поклонников европейского футбола, не сумевших пропустить приезд звездной команды под руководством одного из самых эпатажных тренеров Европы Юргена Клоппа. Ну а  тот факт, что на поединок петербургского «Зенита» и московского ЦСКА пришло в разы больше зрителей, чем на родную команду, говорит сам за себя.

Финал Кубка России Казань

Очевидно, что в Казани поклонников футбола как минимум не меньше, чем хоккейных болельщиков. Это может подтвердить и скорость продажи билетов на предстоящий Кубок Конфедераций.

У «Рубина» есть огромное непаханое поле, которое при должной работе и мерах может принести плоды. Однако пока, при нынешнем эмоциональном фоне и спортивных результатах «Ак Барс» в споре за корону главной команды республики побеждает с большой форой.

 

Эрик Добролюбов