4 мин.

Чем нам запомнится Паулу Соуза

Португалец выкупил свой контракт и направился во Флоренцию. Почему никто в Базеле не будет плакать по футбольному технократу Паулу Соузе. И почему Базелю нужен тренер, с которым болельщики могли бы себя идентифицировать.

Базель приучил своих болельщиков к тренерской текучке. Пока, конечно, не в таких масштабах, как у Сьона, но уход Паулу Соузы стал пятой тренерской отставкой с 2009-го года.

В монополии мира большого футбола Базель вернулся к тому, с чего начал. Ротблау приобретут после ухода Соузы в лучшем случае немного денег. После Торстена Финка Базель во второй раз почувствовал, какого это: когда не только очень талантливый игрок, но и амбициозный тренер становится в клубе промежуточным звеном.

Разница между Соузой и уходом Финка в Гамбург четыре года назад в том, что тогда немец бросил Базель в середине сезона, посреди лигочемпионской кампании, что расстроенные фанаты расценили как подлость. Сейчас по Паулу Соузе не прольётся ни одна слезинка.

В этой истории нет места сентиментальности. А есть место случаю, который дал возможность честолюбивому Паулу Соузе после Видеотона, после Тель-Авива, после Базеля и после его следующего места работы, Фиорентины, ещё на шаг приблизиться к топ-клубу, с которым португалец сможет добиться своей цели: после двух побед в качестве игрока, выиграть главный клубный турнир старого света и в качестве тренера.

Просто пожелаем ему удачи на этом пути. Соуза останется в памяти болельщиков как эпизод, этакий отпечаток 18-го чемпионского титула и второго в истории участия в четвертьфинале Лиги Чемпионов. А ещё многие вспомнят его авторитарный тренерский стиль. Никогда не становиться близким другом молодым игрокам, которые верили в него, зато само собой разумеющаяся склонность к развитию своих тренерских навыков. Тактически его Базель всегда был на высоте.

То, что Базель так и не обрёл с ним тёплых отношений, дело другое. Католик с протестантской этикой на самом деле неплохо подходил этому городу. Католик, который с раннего утра сидел со своим ассистентом в офисе, думая, как улучшить тренировки, который собирал вокруг себя игроков к завтраку, который часами напролёт сидел в офисе без окон в подвале Санкт-Якоб Парка, высиживая идеи о стратегии, следующем сопернике и будущей ротации.

Но технократа Соузу быстро раскусили, вскоре стало понятно, что он не пустит корней на этой стороне Рейна. Учить немецкий для перфекциониста Соузы было слишком трудоёмко. Языковой барьер, которого на самом деле быть не должно было, препятствовал Паулу Соузе быстро понимать, схватывать то, что ему говорили. Слегка легкомысленно сформулированное президентом Базеля Бернардом Хойслером после отставки Хайко Фогеля требование к кандидатуре тренера его команды, которого он, президент, охотно встретил бы во время шоппинга на Фрайен Штрассе, становится в отношении к Паулу Соузе абсурдном.

Соуза, выточенный всеми водами профессионализма, тысячи раз выступавший на публике, немного смягчал свой дистанцинированный стиль лёгким шармом, которому он мог бы позволять литься из себя. Возвращаясь к излюбленной теме базельского бэкграунда: затворник Соуза ввёл для команды закрытые тренировки, из-за чего болельщики должны были оставаться в стороне и, напротив, фанаты не признали тренера своим.

Tempi passati. Тренерские рокировки ротблау Паулу Соуза – предположительно вместе с тренерским штабом – продолжил, в Базеле сейчас всех интересует лишь его наследник. Требования разносторонни, не стоит полагать, что с этой командой каждый тренер станет чемпионом.

Потому что Соуза, выигравший всё, что можно в бытность игроком, дополнил список требований тем, что, несмотря на его авторитарные тренерские решения, в составе, где сплошь и рядом игроки национальных сборных, никто не роптал. При приглашении португальца этот мотив был весомым, особенно учитывая беспокойные времена прошлого на тот момент тренера Мурата Якина.

Соуза со своими предшественниками - Муратом Якином, Хайко Фогелем и Торстеном Финком.

Что дальше? После коммуникативных проблем с Паулу Соузой немецкоязычный тренер - первое требование. И, может быть, новым наставником ни одна из известных личностей не станет. В любом случае, ответственные лица Базеля достаточно опытны и благоразумны, чтобы не ошибиться с выбором.

После рискованного приглашения Паулу Соузы они снова найдут интересную идею. Новым тренером может стать человек, который несёт в себе больше возможности для идентификации, чем прошлый наставник. Человек, спустя пару месяцев после назначения которого, не расла бы дифференциация между фанатами и тренером Базеля, как это было при Соузе, Якине и Фогеле. Пожалуй, это было бы так же ценно, как и ещё одно чемпионство.

И, в заключении, болельщикам Фиорентины – не слишком привязывайтесь к португальцу. Хотя, уверен, вы и не станете.