4 мин.

Переименование «Нижнего Новгорода» - благо или зло?

В начале этого лета «Нижний Новгород» стал главным ньюсмейкером российского футбола. Клуб неожиданно не продлил Александра Кержакова, построившего крепкую команду в прошедшем сезоне, а несколькими днями ранее сменил название клуба, став «Пари Нижний Новгород».

К различного рода переименованиям и сменам названий в российской повседневности мы уже привыкли, это касается не только спорта. К слову, «Нижний» меняет название четвертый раз за последние 7 лет. Команда была и «Волгой-Олимпийцем», и просто «Олимпийцем», и «Нижним Новгородом». Но нынешнее переименование кардинально отличается от предыдущих примеров. Таких спонсорских соглашений в российском футболе до сего момента не было.

Спонсорский нейминг в современном футболе в первую очередь ассоциируется с переименованием стадионов. В РПЛ, к примеру, семь стадионов на данный момент имеют спонсорские названия. Шесть из них – это банки, у «Уфы» стадион носит имя букмекера.

В общемировом масштабе нейминг стадионов становится все более заметной частью доходов спортивных клубов. Но европейский футбол здесь не на первых ролях. В прошлом году Sport Business Consulting подсчитал, что доходы от нейминга в НФЛ (главной лиге американского футбола) в 2,5 раза выше, чем у всех футбольных топ-5 лиг вместе взятых. Это неудивительно с учетом того как в Северной Америке умеют строить бизнес. Но разрывы все равно поражают.

Возвращаясь к неймингу непосредственно команд, очень сложно отыскать команды, которые меняли названия ради спонсорской выгоды. Стоит отметить, что мы не берем в расчет клубы, которые напрямую принадлежат определенным компаниям. Определенно футбольные клубы концерна «Ред Булл» или «Вольфсбург» принадлежащий «Фольксвагену» вносят огромный вклад в рекламу данных брендов, но это не спонсорские соглашения, как в случае с «Нижним».

Изучив все клубы высших европейских дивизионов, прямую ссылку на спонсора удалось найти только у двух. В чемпионате Польши «Термалица» имеет в названии клуба приставку компании по производству брусчатки «Bruk-Bet» (название похоже на букмекера, но нет). А в чемпионате Словакии клуб «Злате Моравце» содержит приписку IT-компании «ViON».

В других видах спорта такой опыт встречается чаще. В баскетболе спонсорский нейминг приживается чуть лучше. «Фенербахче» и «Маккаби» три раза меняли название с припиской разных брендов. Пермская «Парма» заключила соглашение с букмекером «Париматч» и теперь нейминг конторы официально закреплен в названии клуба. По словам исполнительного директора «Пармы» Михаила Дмитриева, в Пермском крае существует система 50/50, когда область выделяет клубу столько же денег, сколько клуб сумел привлечь со стороны, что позволяет частично отказываться от государственного финансирования.

Непопулярность таких контрактов в ведущих европейских чемпионатах очень легко объяснима. Во-первых, это финансовая устойчивость, которая позволяет не состоять клубам на государственном субсидировании. Частные владельцы просто-напросто дорожат своим брендом, да и спонсорские предложения вряд ли перебьют «жирные» телевизионные отчисления.

Немаловажную роль здесь играют и болельщики, которые всегда враждебно настроены к любым изменениям в структуре футбольных клубов. Можно вспомнить какое негодование возникло у болельщиков дортмундской «Боруссии», когда их родной «Вестфалленштадион» переименовали в «Сигнал Идуна Парк». Компромисс был найден только тогда, когда местные власти назвали старым названием стадиона соседнюю улицу.  

Возвращаюсь к «Пари НН». Сам клуб позиционирует сделку как планомерный отказ от бюджетного финансирования. Доход клуба составит 50% всего бюджета. При этом спонсор будет влиять на дизайн логотипа и третий комплект формы.

На словах все действительно выглядит неплохо. Частные деньги приходят в футбол, клуб получает солидный доход, компания получает рекламу и упоминание в эфирах матчей и в социальных сетях.

Но если даже закрыть глаза на режущее слух нелепое название «Пари Нижний Новгород», которое ощутимо утяжеляет восприятие, есть проблема поважнее. Это упоминание букмекера в названии команды. Часть болельщиков была недовольна тем, что букмекеры будут открыто фигурировать в названии клуба РПЛ.

Осложняется ситуация тем, что в европейских топ-лигах стали значительно ограничивать рекламу букмекеров. В Англии к 2023 году планируется запрет на рекламы букмекерских контор на игровых футболках, под вопросом остается телевизионная реклама и рекламные щиты.

В Италии букмекеры запрещены уже 3 года, а в Испании их запретили перед началом прошлого сезона, из-за чего ряд клубов стали срочно искать новых спонсоров.

Оценить переименование «Нижнего» как положительное или отрицательное явление очень сложно. На бумаге начинается решение одного из бичей русского футбола – бюджетного финансирования. При этом появляются опасения по поводу такого сотрудничества. Как далеко могут зайти букмекеры в увеличении своего влияния на российский футбол? И не получится ли так, что они полностью захватят этот рынок?

 Фото: metaratings.ru, dreamstime.com, sport.wprost.pl, rusfootball.info, nn.mk.ru

Всех жду в телеграм-канале https://t.me/prazsky_kout