Трибуна
6 мин.

«Финикс» уже проигрывал «Милуоки» судьбоносный поединок. Правда, тогда это был не баскетбол, а подбрасывание монетки

От редакции: вы читаете пользовательский блог Holidays in the Sun, где пишут о поражениях «Финикса» (ну и, конечно, о победах тоже). Если сочувствуете команде, то обязательно подписывайтесь.

«Финикс» встретится в финале НБА с «Милуоки», и если вы думаете, что это будет финал двух ноунеймов и команд, которые вообще никак друг с другом не связаны, то, как говорил Грегг Попович, подумайте еще раз. Во-первых, их объединяет величайший Драган Бендер и еще несколько ребят вроде Пи Джея Такера, Мирзы Телетовича и Майкла Редда, но это не главное. Главное случилось больше пятидесяти лет назад, история давно уже превратилась в инструмент типа аккордеона, но я все равно расскажу ее еще раз.

«Финикс» и «Милуоки» прежде не встречались в плей-офф, хотя могли сделать это не только в финале, потому что в 1970-е «Милуоки» были командой с Запада. Тем не менее, они все-таки провели один очень важный поединок, который состоялся 16 марта 1969 года. Сейчас объясню, что случилось в тот день.

Для начала вопрос. Кого бы вы выбрали – Карима Абдул-Джаббара или Нила Уолка? Можете не напрягать память и перестать теребить гугл, фамилию второго мужчины не знает толком никто. «Я тебя выбираю. Тебя я давно знаю, а этого кота впервые вижу», – так наверняка отреагирует каждый, увидев столь странный вопрос. Так же думал и Джерри Коланджело, 30-летний генеральный директор тех «Санс». Карим (тогда еще Лью Алсиндор) и Уолк были двумя сильнейшими игроками на том драфте, в то время как «Финикс» оказался однозначно худшей командой в лиге. Ребята постарались слить так, как не сливал праймовый Эрл Уотсон. Тогда еще не было драфт-лотерей, скажете вы, и будете абсолютно правы, потому что проводиться они стали лишь с 1985 года. Так в чем же дело? Почему Карим так и не надел майку Санс? Обменяли в день драфта на новые баскетбольные мячи, потому что те тридцать, что подарил Кеннеди, уже испортились? И при чем тут вообще «Милуоки»?!

В то время в лиге было всего четырнадцать команд («Милуоки Бакс» и «Финикс Санс» образовались в один сезон, так что для обеих команд это был первый год в лиге – вот еще одна связь между нынешними финалистами), разделенных на два дивизиона – Восточный и Западный. Все номера в каждом раунде драфта распределялись в строгом соответствии с соотношением побед и поражений, показанном в отчетном сезоне. Золотое время для любителей «сливать сезоны» – можно не беспокоиться насчет драфт-лотереи имени Стерна, нагретых шаров и прочих сюрпризов. 

Так, да не совсем. Существовало правило – если две худшие команды играли в одном дивизионе, то первой выбирала та, у которой побед меньше всех. Но в том случае, если они находились в разных дивизионах, между ними устраивалось сколь древнее, столь и беспощадное соревнование – подбрасывание монетки. Любой, но обычно использовалась монета в один цент. Тот, кто правильно определит сторону, тот и получит игрока под первым номером, проигравший же будет довольствоваться вторым. 

В 1969 году второй худшей командой стали уже упоминавшиеся Бакс, и, к несчастью, они играли именно в Восточном Дивизионе. Предстояла лотерея. Обе стороны серьезно готовились! Так как «Финикс» проиграл все-таки больше матчей, им и предстояло выбрать заветную сторону монетки. Джерри Коланджело основательно подготовился, запилил даже опрос в крупнейшей аризонской газете с гениальным вопросом к читателям «а вы что выбрали – орла или решку?», изучал статистику на Opta, звонил Джону Холлинджеру и читал аналитику от Артема Панченко, чтобы понять, какую сторону действительно лучше выбирать, какая чаще выпадает и какие же все-таки вингспан с xG у этого дурацкого «орла». Кстати, одно из действий, перечисленных в предыдущем предложении, Коланджело действительно совершил.

Выбрал решку. Видимо, вингспан орла Джерри не впечатлил. У представителей «Милуоки» выбора уже не осталось, так что они просто смирились со своей судьбой и стали ждать результатов. Уже тогда было понятно, что момент максимально судьбоносный для обеих организаций, потому что молодой Алсиндор в студенческие времена UCLA разрывал абсолютно все живое, и был готов стать лучшим баскетболистом всех времен (спойлер – примерно так и получилось).

Тут надо сказать, что церемония подбрасывания монетки проходила так, что подбрасывания этого никто не видел. Что в «Финиксе», что в «Милуоки», о результате узнали по телефону. «Милуоки» победили и получили возможность выбрать на драфте будущего Карима Абдул-Джаббара, и этой возможностью воспользовались.

Отреагировали все стороны на результаты лотереи по-разному.

Джерри Коланджело пришел в бешенство и сразу после жеребьевки стремительно покинул офис, запрыгнул в машину и на протяжении нескольких часов колесил по Финиксу и окрестностям, чтобы, как он сам потом признался, «хотя бы немного прийти в себя».

Владелец «Финикса» Ричард Блок находился в своем доме в Беверли-Хиллз, поднял телефонную трубку, и, услышав плохие новости, сказал только два слова: «Какой кошмар». На этом разговор был окончен. 

Владелец «Милуоки» Уэс Павалон и генеральный менеджер Джон Эриксон находились рядом во время судьбоносного звонка, и так обрадовались, что Павалон прожег сигаретой ухо Эриксону. Тот позднее признался, что даже ничего толком не заметил, настолько он был воодушевлен в тот момент.

Сам же Карим тоже высказался: «Очень грустно, что я не смогу играть в одном из тех мест, в которых хотел – Лос-Анджелесе, Сан-Франциско или Нью-Йорке». Сразу видно будущую легенду «Бакс»! Через шесть лет он попросит обмен в «Лейкерс», но до этого успеет выиграть для Милуоки титул, еще разок выйдет в финал и организует самую длинную на тот момент победную серию в 20 матчей. Возможно, он смог бы выиграть титул и в «Финиксе», но что уж.

Забавно, на этом отношения «Санс» с монетками не закончились. Уже через два месяца им предстояло схлестнуться с «Сиэтлом» за получение прав на звезду АБА и легенду «Гарлем Глобтроттерс» мощного форварда Конни Хоукинса. Кстати, если бы «Санс» выиграли «битву за Карима», то в этой схватке участие принимали бы уже «Бакс», поэтому, если вы где-нибудь увидите пространные рассуждения на тему «если бы Абдул-Джаббар и Хоукинс играли в одной команде» – не верьте всему этому, такого быть не могло в принципе. Тем не менее, хотя бы одного из них получить было необходимо, и трудно представить, какой удар мог бы быть нанесен по франшизе, если бы Коланджело снова указал на неверную сторону монеты. Но на сей раз он выиграл, и некоторое время спустя бессменный колумнист «Финикса» Джо Джилмартин назовет эту победу «величайшим камбэком в истории монетной жеребьевки». 

P.S. Подписывайтесь (обязательно) на телеграм-канал автора «Разряд | Люблю кино и спорт», там много всего разного о баскетболе, спорте и прочей массовой культуре (типа кино и сериалов). О финале НБА и решающих матчах Евро-2020, понятно, в ближайшее время будет особенно много.

Фото: East News/AP/East News; globallookpress.com/Daniel A. Anderson/ZUMAPRESS.com; en.wikipedia.org; nba.com