8 мин.

«Есть в этом что-то бесчеловечное». Проблема отказников в спорте в период пандемии

По итогам 2020 года коронавирус возглавит все списки главных событий года. Пандемия подобрала под себя музыкальные чарты и кинопрокат, она перевернула идею отдыха, отпуска и путешествий. Благодаря ковиду люди познакомились с работой на дому, жизнь многих изменилась кардинальным образом. Естественно, коронавирус не мог не сказаться на спорте.

Спорт реагировал на пандемию по-разному. Подходов у лиг и видов спорта было множество:

  • останавливаем прерванный пандемией сезон, берем передышку и возобновляем его организованно (футбол топ-лиг в Испании, Италии, Англии или Германии, НБА, НХЛ)

  • останавливаем прерванный пандемией сезон, берем передышку и возобновляем его неорганизованно (РПЛ)

  • завершаем сезон досрочно, ждем следующий (французская Лига 1, КХЛ, Единая лига ВТБ)

  • успеваем завершить сезон до пандемии, готовим следующий сезон в новых условиях централизованно (НФЛ, МЛБ)

  • успеваем завершить сезон до пандемии, готовим следующий сезон в новых условиях децентрализованно (университетский спорт США)

За период пандемии коронавируса обновился и лексикон. Стали привычными фразы «масочный режим», «добровольная самоизоляция» и «социальная дистанция».

Применительно к спорту появились два новых термина — «пузырь» и «отказники».

Пузырь — это калька от английского слова bubble. В спорте Северной Америки это слово означает ситуацию, когда спортивная лига возобновляет деятельность внутри карантинной зоны. Лига активно тестирует спортсменов на коронавирус, заселяет их в отдельную гостиницу (или несколько) и строго контролирует все их контакты и передвижения. Играем на определенных аренах, внутрь не пускаем лишних. Зрителей на трибунах, естественно, нет.

В таком пузыре минимизируется риск распространения инфекции, но возникает ряд проблем. Игроки жалуются на питание, чувство изолированности и даже невозможность удовлетворить кое-какие потребности. До конца сезон находящиеся под куполом не увидятся с семьями, на каждый выход за границы безопасной зоны нужно разрешение (хотя есть такие, кому закон не писан). При этом НБА, например, поощряет «доносы» на тех, кто нарушает правила поведения.

Пузыри доказали свою эффективность. НХЛ (24 команды в двух городах на момент квалификационного раунда) отчитывается о нуле положительных тестов на 7 с лишним тысяч человек. Мужская и женская НБА вместе с МЛС организовали пузыри во Флориде и успешно продолжают/начинают свои сезоны.

Но даже в такой ситуации находятся спортсмены, которые предпочитают не рисковать здоровьем и остаются дома. Назовем из «отказниками».

Отказники бывают разные.

У спортсмена есть уважительная причина для отказа от участия в матчах, если по медицинским показаниям он входит в «группу риска», то есть может испытать значительные проблемы со здоровьем в случае заражения коронавирусом. Фразу «группа риска при коронавирусе» вы уже наверняка тоже слышали. Роспотребнадзор объясняет, что более подвержены риску «люди старше 65 лет» (не забываем про тренеров команд и обслуживающий персонал и журналистов), а также «люди, страдающие диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями, болезнями легких, почек, печени, артериальной гипертензией, онкологическими заболеваниями, люди с ослабленной иммунной системой». Качественный перечень тех, кто входит в группу риска также можно найти на сайте британской NHS.

Если у спортсмена нет проблем со здоровьем, то причин для отказа все равно остается множество. Тревор Ариза из « Портленд Трейл Блейзерс», например, судится за права опеки на ребенком.

Уилли Коли-Стайн из «Даллас Маверикс» не хотел пропустить рождение ребенка. Давис Бертанс из «Ващингтон Уизардс» не хочет получить повреждение перед выходом на рынок свободных агентов.

Лиги решают вопросы отказничества по-разному:

  • НХЛ: Если отказываешься играть и твоя команда проиграла еще в квалификационном раунде — получишь всего 20 тысяч долларов. Если команда дойдет до финальной серии — получишь 240 тысяч.

  • НФЛ: Отказник может подать заявку на выплату в размере 150 или 350 тысяч долларов, в зависимости от того попадает ли он в зону риска.

  • МЛБ: Игроки из группы риска не теряют ничего, отказники теряют все зарплату.

Отказники есть как в лигах, которые используют стратегию пузыря, так и в лигах, которые решили его не организовывать.

Бессмысленно сравнивать количество отказников в разных лигах. Везде разное число игроков в командах, разные сроки сезона и условия. Но сейчас становится все очевиднее, что наличие пузыря дает игрокам гораздо больше уверенности, нежели его отсутствие.

В МЛБ, к примеру, сезон начался 23 июля. Начался без пузыря, поэтому количество зараженных коронавирусом оказалось значительным. Самой громкой стала история «Майами Марлинс», где положительные тесты сдали больше половины игроков (пришлось заменить 18 игроков из 30). Также выявили случаи в «Филлис» и «Кардиналс», из-за чего в МЛБ уже отменяются игры, игроки продолжают отказываться от участия в матчах, а на Forbes выходит статья «Этот сезон МЛБ уже отменили бы, если бы не деньги».

Руководство НФЛ, глядя на все это, так испугалось роста числа отказников, что даже сдвинуло по времени для игроков дату принятия окончательного решения и подачи документов по пропуску сезона. Игрок «Пэтриотс» Девин Маккотри назвал это решение «издевательством».

Издевательство или нет — каждый решает сам. Так же как каждый решает, играть ему вообще или нет. Естественно, отказники подверглись критике со стороны граждан США. Кого-то бесит, что его фэнтези-команда недосчитается ключевого игрока. Кто-то считает, что отказник предает своих партнеров и поступает эгоистично. Их обвиняют в «нытье» и «трусости». Я видел даже комментарии, что отказ — это «непатриотично».

Приходится отбиваться.

«Ужасно, что я отдаю предпочтение благополучию своей семьи, а так называемые фанаты набрасываются на меня и говорят, что я эгоист. Нет, это вы, ребята, эгоисты, если считаете, что футбол важнее жизни. Вообще-то дедушка моей подруги умер от коронавируса? Понимаете, о чем я?» — написал в твиттере корнербек «Баффало Биллс» Тредевиус Уайт, который потвергся волне хейта за инсайд о том, что он раздумывает об отказе.

«Мне прислали тонну сообщений фанаты, которые рассказали, что я идиот, а коронавирус — выдумка или несерьезная болезнь. Готов поставить хорошие деньги, что 150 тысяч умерших с этим не согласятся. Я много раз делал выбор в пользу футбола, так что сейчас предпочту отдать приоритет семье», — заявил ресивер «Филадельфии Иглс» Маркиз Гудвин.

Интересно, что даже внутри спортивной тусовки у отказников нашлись не только сочувствующие.

«Думаю, большинство игроков осознают риск, связанный с американским футболом как игрой. Идея быть в идеальной безопасности здесь не может быть приоритетом. Если в об этом думаете, то вам не стоит водить машину», — заявил координатор защиты «Вашингтона» (НФЛ) Джек Дель Рио от отказниках.

Легенда НФЛ Дейон Сандерс раскритиковал отказников, заявив, что «игра важнее любого из вас» и призвал не забывать, что спорт – это «в первую очередь бизнес». Любопытно, что спустя несколько дней стало известно об уходе Сандерса с канала NFL Network, на котором он работал с 2006 года.

Позиция большинства отказников примерно следующая: «Когда я подписывал контракт, то соглашался с угрозой своему здоровью. Но я не соглашался ставить под угрозу свою семью». Проблема угрозы здоровью особенно актуальна для тех, кто играет в лиге без пузыря, то есть НФЛ и МЛБ. Нет пузыря — значит оградиться от коронавируса гораздо сложнее, повышается риск заражения. Раз повышается риск заражения, значит нужно придумывать, как обезопасить свою семью и людей, с которыми ты будешь общаться по ходу сезона. Создать свой персональный пузырь и переселиться в гостиницу на пять месяцев сезона, потратив на это личные средства?

И вот здесь, как мне кажется, видится камень преткновения отказников и их критиков.

Почему вообще у спортсмена есть возможность отказаться от исполнения своих профессиональных обязанностей, а у простого рабочего — нет? Банально выражаясь, почему простые смертные с низкой зарплатой идут на работу, едут в метро и заражаются, а миллионеры предпочитают переждать бурю в своем уютном бункере?

Потому что могут.

«Мне нужно время, чтобы привести в порядок свое ментальное состояние и физическое. Хочу перезагрузиться немного, чтобы во мне снова зажегся огонь».

Эти слова принадлежат лайнбекеру «Нью-Йорк Джетс» Си Джею Мозли. В 2019-м он подписал контракт на 5 лет и 85 млн. В сезоне-2019 он провел две игры, после чего выбыл с травмой. Заработал за это 8,5 млн. В марте 2020-го он получил бонус в размере 10 млн. От участия в сезоне-2020 он отказался.

Ну как здесь не вспомнить нетленочку в исполнении Данилы Козловского?

В этом споре отказников и их критиков самой примечательной мне показалась фраза ресивера «Кливленд Браунс» Оделла Бекхэма-младшего:

«Мы занимаемся немного бессмысленными вещами. Мы не готовы к футбольному сезону, так зачем тогда так продвигать его проведение? Из-за денег, естественно. Меня беспокоит, что все всегда решается именно так. Владельцы команд относятся к ситуации в духе: „Мы владеем всеми вами“. Есть в этом что-то не просто нечестное, а еще и бесчеловечное».

Бекхэм в 2018 году подписал контракт на 95 млн за пять лет. Он стал самым высокооплачиваемым игроком своей позиции на момент заключения соглашения.

С одной стороны — богатые тоже плачут. С другой стороны — сытый голодного не поймет. Коронавирус лишь сильнее обнажил эти противоречия.

Фото: Gettyimages.ru/Jeenah Moon / Stringer, Patrick Smith, Christian Petersen, Daniel Shirey / Stringer, Todd Kirkland / Stringer