«Против лома нет приема» – это про Дени Авдию. Сербский израильтянин таранит американцев и мчится на Матч звезд
Лучший контракт НБА.

Вот так и бывает с прогнозами – всегда им мешает какой-то черный лебедь, выскочивший из ниоткуда. Предсказал прогресс «Портленду» – а главный тренер команды оказался замешан в мутной истории, которая наверняка обрубит его карьеру в НБА. «Блейзерс» пришлось на ходу перестраиваться, а ассистент тренера Тьяго Сплиттер в срочном порядке трансформировался в вожака и лидера.
Может быть, «Портленд» в итоге пойдет на пользу замена Чонси Биллапса на Сплиттера, ведь к первому были претензии со стороны болельщиков и экспертов. В итоге выяснилось, что фанатам клуба нужно было беспокоиться не насчет профессиональных качеств Биллапса, будь то ротация или тактика, а к его кругу общения в личной жизни.
У «Портленда» – обилие молодежи в составе, костяк команды составляют игроки, родившиеся после 2000 года. Баскетболисты поопытнее – активы для работы на рынке, для команды с маленького рынка приоритетным вариантом прогресса всегда будет внутренний потенциал.
И как минимум один игрок «Блейзерс» развивается семимильными шагами с опережением графика.
Авдия – дитя Израиля и югославской школы баскетбола

Начало биографии Дени Авдии – это классическая история многих сильных игроков.
Мама Шарон Арци – легкоатлетка, а отец…
Когда у папы есть своя страница в Википедии – это мощное подспорье для будущего успеха баскетболиста. Отец Дени, Зуфер Авдия, профессионально играл с 1977 по 1998 год, провел лучшие годы карьеры в составе «Црвены Звезды». В составе сборной Югославии Авдия-старший завоевал бронзовую медаль на чемпионате мира 1982 года. В той команде Зуфер не был центральной фигурой, но набрал 24 очка в игре против Уругвая, а год спустя помог югославам взять золото на баскетбольном турнире Средиземноморских игр. В 1990 году Зуфер перебрался в чемпионат Израиля, там же познакомился с будущей женой, а в 2001 родился Дени.
Отец Авдии – горанец по происхождению, представитель малого народа южнославянской группы, который проживает на территории Сербии и исповедует ислам. Благодаря отцу Дени имеет двойное гражданство, но связал свою судьбу именно с Израилем, поэтому выступает за национальную команду этой страны, а также чтит еврейские праздники и даже призывался в израильскую армию во время паузы в сезоне из-за пандемии в 2020-м.
Профессиональная карьера Авдии проходит по рельсам многих европейских вундеркиндов. Первый контракт Авдия подписал с «Маккаби» уже в 16 лет, дебютировал в Евролиге в 17, а в 18 уже набирал по 20+ очков и даже стал автором лучшего момента Евролиги в сезоне-2019/20 – постер-данк через Луиджи Датоме.
Авдия – самый молодой обладатель приза MVP чемпионата Израиля.
На драфте НБА Авдии пророчили выбор в топ-5, но в итоге «Вашингтон» выбрал его под 9-м номером, что стало самой высокой позицией для баскетболиста из Израиля. Предыдущий рекорд принадлежал Омри Касспи, которого взяли под 23-м номером в 2009-м (израильская легенда Таль Броди был выбран 12-м в 1965-м, но родился в США и репатриировался на родину предков уже после драфта НБА). Кстати, с Касспи Авдия поддерживает хорошие отношения еще со времен выступлений в Тель-Авиве.
«Мы с ним много обсуждали НБА, особенно его первый сезон. Я хотел знать, как лучше проявить себя в дебютной регулярке и какими навыками для этого нужно обладать», – вспоминает Авдия.
Каждый иностранец в НБА – это особенная история и возможность представлять свою страну. Броди в НБА так и не сыграл, поэтому Касспи оставался единственным конкурентом Авдии за звание лучшего израильского баскетболиста в истории Ассоциации. И это звание Авдия отвоевал уже к 25 годам.
Путь Авдии в НБА оказался тернистым
Отвоевать-то отвоевал, но далеко не сразу. В американских колледжах Авдия не выступал, но языкового барьера у него не было – он выучил английский благодаря игре в Call of Duty и просмотру молодежных ситкомов с канала Nickelodeon вроде «Дрейк и Джош» или «АйКарли».
А вот с баскетбольной адаптацией у Авдии возникли проблемы – в начале 2020-х «Уизардс» предпринимали попытки бороться за плей-офф, так что карт-бланша на ошибки у молодого баскетболиста быть не могло. А вот в сезоне-23/24 «Вашингтон» ушел на дно, Авдия получил место в старте и оказался чуть ли не единственным светлым пятном для болельщиков команды.

15 очков + 7 подборов + 4 передачи за 30 минут – но в клубе, который победил всего 15 раз за сезон, поменяв главного тренера посередине регулярки. Действительно ли Авдия хорош или же это очередной пример хороших цифр в плохой команде? В современной НБА вообще бывает сложно определить, можно ли доверять статистике. Кейонте Джордж сейчас набирает аж 24 очка за игру – значит ли это что-нибудь? Раньше двадцатка за матч означала околозвездный статус, а в условиях современного баскетбола, построенного на эффективности и вседозволенности в атаке, к цифрам нужно относиться настороженно.
Авдия оказался редким примером спортсмена с прямолинейным развитием – его статистика, его умения, роль и статус росли с опытом от сезона к сезону. Так бывает в европейском футболе, где игрок растет и повышает свою трансферную стоимость, пока не отказывается в топ-клубе. В НБА зачастую все складывается не так гладко, но Авдия, который в юности и сам играл в футбол, взял за основу именно принцип поступательного движения вперед.
С самого первого дня в НБА Авдия вытачивал себя маленькими шажками. Он не ворвался в лигу как вихрь в духе Луки Дончича. Он не засбоил после сильного дебютного сезона, как Рики Рубио. Он не оказался в НБА уже взрослым, как Марк Газоль, но и не переехал за океан слишком рано, как Дарко Миличич.
Хотя даже если все сделать правильно и вовремя, то без удачи в этом деле все равно не обойтись.
Обмен Авдии в «Портленд» не привлек внимания – а зря

В современной истории НБА были глобальные подписания свободных агентов, были и громкие обмены с участием звезд. И когда происходит любой переход, то велик соблазн поставить ему оценку как можно скорее. Но это ошибка, поскольку сделку можно в полной мере проанализировать только несколько лет спустя – как с переходом Шэя Гилджес-Александра в «Оклахому».
Авдия оказался в «Портленде» в рамках обмена, который не привлек сильного внимания – за него «Блейзерс» отдали истекающий контракт травмированного Малкольма Брогдона, права на выбранного под 14-м номером на драфте Баба Кэррингтона, защищенный пик первого раунда драфта-2029 и два выбора во втором раунде на драфта 2028 и 2030 годов. Плохая команда делает ставку на потенциал совсем молодого игрока, команда чуть лучше прибирает к рукам более полезного исполнителя «здесь и сейчас». Как говорится, «расходитесь, здесь не на что смотреть».
Кто ж знал, что Авдии хватит менее 100 игр в стартовом составе, чтобы сделать скачок от приличного игрока развивающейся организации до звезды.
Европейцы затаптывают американцев – хотя раньше было наоборот
Хватит пальцев одной руки, чтобы пересчитать игроков НБА, которые набирают 25+ очков при 7 подборах и 7 передачах. В январе-2026 Авдия и вовсе как с цепи сорвался, начав год с 30-очковых перфомансов против «Нового Орлеана» и «Юты», а также 41 очка в игре с «Хьюстоном». Еще до отметки в половину сезона Авдия успел пробить отметку в 30 матчей с 20+ очками, уступая по этому показателю лишь Гилджес-Александеру.
ШГА и Авдия лидируют в НБА по проходам, но делают это в разной манере. Если лидер «Тандер» раздергивает оппонентов множеством горизонтальных движений, то Авдия предпочитает давить газ в пол по прямой при первой удобной ситуации. Комментаторы любят сравнивать Леброна с грузовым поездом во время быстрого нападения – и Авдия стал продолжателем этих славных традиций.
В 90-х считалось, что из Европы в НБА приезжают субтильные игроки, избегающие контакта. Сегодня уже игроки из-за пределов США навязывают соперникам физически жесткий баскетбол – Никола Йокич дает мощи под кольцом, Яннис Адетокумбо вбивает себя сваей в защитные построения, а новозеландец Стивен Адамс вообще заслужил репутацию самого сильного игрока лиги.
Правда, есть нюанс. Авдия получает возможность пробиваться к кольцу соперников благодаря особенностям современного судейства. Именно в последние год-два арбитры НБА стали гораздо более лояльны к игрокам, которые сносят оппонентов акцентированными движениями плечом. Предыдущие 130 лет баскетбола так было делать нельзя, а теперь – вот так вот.
То, что вчера было фолом в нападении, сегодня не просто остается без внимания, но и трактуется как фол в защите и вознаграждается штрафными. Многих это бесит – Тари Исон из «Хьюстона» жаловался, что Авдии слишком помогают «зебры», то есть судьи.
Сам Авдия не скрывает, что фундаментом его игры является именно умение рваться в трехсекундную, несмотря на контакт.
«Я этого не стесняюсь. Такие комментарии вызывают у меня смех. Я лезу под кольцо чаще всех в НБА и делаю это физически жестко. Я не ухожу от контакта. Я несусь вперед, и мне плевать, кто будет передо мной. Я готов идти до конца хоть сквозь соперников. Я не выпрашиваю фолы, но на мне фолят. Я не контролирую решения судей, просто действую максимально агрессивно. Да, я сам инициирую контакт, это мой стиль игры. Не всем это подходит, остановить такое тоже нелегко. Но вообще я предпочитаю держать как можно более скромно и стараюсь принимать правильные решения».
Слова про «правильные решения» можно связать со стремлением Авдии в ходе своих рейдов под кольцо не забывать про партнеров. И в этом Авдии нет равных – он лидирует по скидкам после проходов (10,1), значительно опережая игроков вроде Джоша Гидди (8,1) или ШГА (6,9). Разница между лидером Авдией по результативным передачам с проходов (2,7) и следующим игроком (Гидди с 2,1) – такая же, как между 2-м и 20-м в этом списке Джеймсом Харденом (1,5).
Против лома нет приема. А этот лом еще и пасует хорошо.
Контракт Авдии – сокровище для «Портленда»
Авдия в феврале должен дебютировать на Матче всех звезд НБА – благодаря новому формату «США против Мира» место для израильтянина в составе сборной иностранцев практически зарезервировано.
При этом Дени обходится «Портленду» всего в 14,3 миллиона долларов за сезон – и его зарплата даже будет уменьшаться в ближайшие два года (13,1 в сезоне-2026/27 и 11,8 миллионов через два года). Это соглашение смело можно называть самым выгодным в НБА прямо сейчас. Нынешний Авдия должен получать не менее 35-40 миллионов, раз уж столько зарабатывает О Джи Ануноби в «Никс», а не треть от этой суммы. В «Портленде», может быть, и рады повысить оклад израильтянину, но на это у клуба пока не было свободного места в платежке. Может быть, получится летом, если удастся сбросить 34-миллионного Джерами Гранта.
А переподписать Авдию как можно раньше – приоритет для «Портленда». Топ-игроки НБА в его возрасте уже подписывают максимальные контракты с зарплатой от $60 млн за сезон. При нынешней игровой эволюции Авдия выйдет на пик к 26-27 годам и успеет как минимум один раз в карьере сорвать куш (если обойдется без форс-мажоров).

Для «Портленда» получается двоякая ситуация.
Сезон-2025/26 – турбулентный из-за скандала вокруг главного тренера. В такой ситуации хочется вдохнуть и выдохнуть, чтобы оценить свои перспективы в обновленных обстоятельствах. Только вот на это нет времени – «Блейзерс» надо уже лепить из молодежи нечто внятное и придумывать варианты сделок для усиления.
Только так получится использовать прогресс ведущего игрока, пока он выступает на выгодных для клуба условиях. Челлендж мечты для большинства команд НБА. А для «Портленда» и подавно.
Фото: East News/AP Photo/Craig Mitchelldyer, AP Photo/Howard Lao; Gettyimages.ru/Soobum Im, Patrick Smith











Ну и всё-таки, не назвал бы его представителем югославской школы, он именно что представитель израильской школы баскетбола с югославскими корнями. А израильская школа баскетбола последние годы не шутит : 2 победы на Евробаскетах до 20 лет чего стОят. Да и буквально 2 года назад израильтяне в финале лишь в овертайме проиграли французам, матч ознаменовался блестящим мэтчапом двух бигменов - французского беляша Максима Рейно против американского израильтянина Дэнни Вульфа. Оба что характерно сейчас уже в НБА.
Ну и конечно действительно в этом сезоне Авдии очень повезло что команду возглавил бразилец Сплиттер, который блестяще знает европейский/международный баскетбол и знает подход к представителям Европы. Недаром у него на качественно новом уровне заиграл не только Авдия, но и бельгиец Тумани Камара, превратившись в элитного стоппера НБА (справедливости ради, он и при Биллапсе в прошлом сезоне был в защите уже очень хорош).
Портленду бы ещё более разностороннего в нападении бигмена и здорового Лилларда и вообще была бы команда - конфетка, но на данный момент имеем что имеем. Тем не менее, герою статьи желаю дебютировать в МВЗ НБА, будет большой успех для израильского баскетбола.
Ну и консенсус по Авдии, как я вижу, не столько в том, что он так развивается, сколько в том, что в "Вашингтоне" лепили из него кондового ролевика.