5 мин.

Wildberries стал партнёром «Спартака». Зачем это клубу и что получат от сделки обе стороны

27 июля «Спартак» анонсировал соглашение с одним из крупнейших онлайн-ритейлеров России — Wildberries. Организации будут сотрудничать три сезона, и эта сделка может быть выгодна для всех сторон. Маркетплейс станет техническим партнером «Спартака»: клуб станет заказывать там форму для всех своих команд в ближайшее будущее.

Wildberries взамен получит рекламное место на этой форме, а также доступ к некоторым активациям. Но самое важное: компания получит доступ ко многомиллионной аудитории. Рассказываем, как ритейлер вошел в российский спорт, каким может быть сотрудничество между организациями и почему у «Спартака», кажется, практически не было иного выхода, кроме как заключить сделку.

Как Wildberries захватывает российский спорт

Для Wildberries «Спартак» — не самый первый спортивный проект в бизнес-портфеле, но, видимо, наиболее масштабный. Все-таки это чуть ли не самый популярный клуб страны, если не самый. Ранее компания стала партнером еще двух московских команд — ЦСКА и «Динамо», а также самарских «Крыльев Советов» и казанского «Ак Барса».

Такая активная направленность Wildberries вполне понятна — еще год назад руководитель пресс-службы компании Валерий Прокопьев в интервью Forbes отметил, что спонсорские проекты со спортивным клубами могут изменить восприятие бренда среди населения.

По словам Прокопьева, жители России воспринимают Wildberries скорее как «женский» сайт, в то время как с каждым разом ассортимент товаров увеличивается. К тому же растет и число спортивных товаров. То есть контракт с ЦСКА кажется прежде всего «имиджевым», а не «экономическим».

Соглашения с ЦСКА, «Динамо» и «Крыльями Советов» также направлены на повышение интереса к своему бренду, но есть и еще одна опция. Здесь Wildberries выступает ко всему прочему как посредник между производителями форм и клубами. «Динамо» и «Крылья Советов» играют в Puma, ЦСКА в Joma — и в этом огромная заслуга как раз ритейлера.

«Ак Барс», как один из самых популярных клубов Поволжья, также помогает Wildberries развивать свой бренд. Но здесь, похоже, есть и второе дно — компания открыла логоцентры в Зеленодольске и в Набережных Челнах, инвестировав в республику несколько миллиардов рублей. Эти хабы еще и принесли свыше 10 тысяч рабочих мест.

Контракт с «Крыльями» также подходит и под эту опцию: в Самарской области уже был построен склад. Планировалось и строительство большого хаба за 8 млрд рублей с чуть ли не 15 тысячью рабочих мест, но, по последним данным, компания предпочла возвести объект в Саратовской области.

Что получит «Спартак» от соглашения?

Очевидно, что клуб позволит совместить Wildberries буквально все возможные опцией. Это и серьезное увеличение внимания ко бренду со стороны мужского населения страны, и более плотное общение с представителями власти в Москве.

«Что касается особых интеграций на сайте Wildberries, в частности, продажи эксклюзивной продукции, то на данный момент такие интеграции не обсуждались. Среди активностей на следующий сезон будет размещение партнера в рамках домашних матчей: LED-борты, баннеры, задники для пресс-конференций, в микст-зоне и в зоне flash-интервью», — сказал коммерческий директор московского клуба Рустам Махмутов.

Но самый важный момент, конечно — посредничество между клубом и потенциальными экипировщиками. «Спартак» в мае лишился контракта с Nike, так что клубу за год надо найти нового производителя. Не исключено, что именно Wildberries поможет команде: например, она со следующего сезона может играть в Puma, как «Динамо» и «Крылья Советов».

На этом фоне интересно, что «Спартак» планировал заключить соглашение с итальянским производителем Errea. Как сообщает инсайдер Иван Карпов, здесь также мог быть посредник — компания «Спортмастер». Однако до серьезных переговоров дело не дошло, так как красно-белым предлагали именно купить форму с большой скидкой.

«Согласно условиям контракта, Wildberries будет выполнять роль посредника между производителями экипировки и «Спартаком». То есть компания будет предоставлять нам форму с сезона-23/24. Нового экипировщика «Спартак» выберет вместе с партнером. Мы будем смотреть на коммерческие условия и готовность компании на кастомизированный, уникальный дизайн формы», — отметил Махмутов.

Почему московский клуб перестал работать с Nike?

«Спартак» сотрудничал с Nike на протяжении почти 15 лет. В отличие от чуть ли не всех российских команд, контракт с экипировщиком был выгоден москвичам. Американцы платили красно-белым за использование бренда, иными словами, роялти, в то время как остальные команды в лучшем случае получают форму бесплатно. За исключением «Зенита», который тоже играл в форме от Nike.

Сколько именно «Спартак» зарабатывал на Nike в последние два сезона — коммерческая тайна. Телеграм-канал «Мутко Против» в мае оценивал потери клуба в 500 млн рублей, но это сумма преувеличена. Так, в сезоне-19/20 красно-белые получили от экипировщика 214 млн рублей, а резкий рост даже в 1,5 раза у команды, не играющей в Лиге чемпионов, невозможен.

Тем более, что в целом «Спартак» как бренд для иностранных экипировщиков в последние сезоны несколько потух. Наши источники отмечают, что важнейший пункт сотрудничества компаний и российских клубов — еврокубки. Чем чаще представители РПЛ мелькают в ЛЧ, тем больше к ним интереса и, как следствие, бонусов.

Поэтому после отстранения российских клубов от еврокубков было бы чудом, если бы Nike продолжал работать со «Спартаком» на прежних условиях. Плюс Nike — мировой бренд из США, и ему важно держаться в общемировой повестке. Так что неудивительно, что компания решила отказаться от «Спартака» и, видимо, «Зенита».

Хотя планы на сезон-22/23 были большими. Это пост-юбилейный сезон «Спартака», специально к которому дизайнеры подготовили уникальный комплект. Он традиционно красно-белый, но с особым паттерном. И это не просто редкий вариант формы, какой, например, был у «Зенита» в последние годы — футболки «Спартака» практически невозможно было переделать для других команд.

Получается, что у «Спартака» практически не было вариантов, кроме как заключить сделку с Wildberries. Самостоятельно найти экипировщика, причем выгодно для себя, на данный момент практически невозможно, а остальные «игроки» рынка вряд ли могли предоставить команде такой же набор услуг. Возможно, скоро подключатся и прочие ритейлеры, такие как Ozon, но и нужно будет время, чтобы выстроить работу.

Так что не удивляйтесь, если через год чуть ли не все клубы элиты будут работать под Wildberries. Кажется, компания пришла в российский футбол очень и очень надолго.

Виктор Майоров, metaratings.ru

Подписывайтесь на телеграм-канал блога «СпартакПлюс»: @spartakplus